Роль игры и игровой деятельности в жизни детей дошкольного возраста

Роль игры и игровой деятельности в жизни детей дошкольного возраста

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

91

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 1 (151), Январь ‘24

Дата публикации 12.01.2024

Поделиться

В статье рассматривается роль игры в развитии личности детей дошкольного возраста на основе рассмотрения игры как формы организации жизни и деятельности детей дошкольного возраста.

Игры и игровая деятельность привлекают внимание исследователей. Игра - неотъемлемая часть человеческой культуры. К проблеме игры у детей дошкольного возраста обращались Н.А. Короткова, С.А. Шумаков и др.

В процессе игры у детей развиваются коммуникативные навыки, воображение как основа творческой деятельности, образная память, внимание, речь и нестандартное мышление, а также координация движений и моторика.

Игра рассматривается как основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Ведущий статус игры определяется не тем, сколько времени ребенок проводит в игре, а тем, насколько игра удовлетворяет его основные потребности. Являясь основным видом деятельности детей дошкольного возраста, игра в наибольшей степени способствует развитию психических процессов, особенно воображения. Одним из первых, кто связал развитие игры с особенностями детского воображения, был К.Д. Ушинский. Он обратил внимание на воспитательное значение образных представлений. Дети верят в них настолько искренне, что испытывают во время игры сильные и чистые эмоции.

В играх воображение возникает и развивается при определении идей, разработке сюжета, разыгрывании ролей и замене предметов. Воображение помогает детям принимать общий смысл игр и действовать в воображаемых ситуациях. С одной стороны, игра - это самостоятельная деятельность ребенка, с другой - необходимо влияние взрослого, чтобы игра стала для ребенка первой "школой", средством воспитания и обучения. Сделать игру средством обучения - значит повлиять на ее содержание.

Многочисленные исследования показали, что при тактичном и педагогически грамотном руководстве игра может обогатить кругозор ребенка, способствовать развитию образных познавательных форм (образного мышления, воображения), укреплению его интересов, развитию речи. Игра очень важна для усвоения поведенческих норм и правил взаимоотношений.

Игры очень важны для усвоения правил человеческих взаимоотношений. Однако это не означает, что этим исчерпывается ее значение для нравственного развития детей. Свобода игровой деятельности означает, что дети чаще, чем в реальной жизни, попадают в ситуации, где им приходится делать самостоятельный выбор (как себя вести).

Научное обоснование игры как организованной формы жизни и деятельности детей в детском саду содержится в работах А.П. Усовой По мнению А.П. Усовой, воспитателю необходимо быть в центре детской жизни, понимать происходящее, входить в интересы играющего ребенка и умело руководить им. Исходя из особенностей вида игры, задач, которые могут быть решены с помощью игры, и уровня сформированности игровой деятельности ребенка, педагог определяет масштаб участия в игре и метод обучения в каждом конкретном случае.

С помощью игры дети приобретают опыт взаимодействия с окружающим миром, усваивают нравственные нормы и способы деятельности.

Игра социальна и зависит от того, как она реализуется. Игровая деятельность обоснована не придумывается ребенком, а задается взрослыми, которые учат ребенка играть и знакомят его с социально закрепленными способами игры (например, с использованием игрушек, предметов-заместителей и других средств воплощения образов, нестандартного поведения, построения сюжетных линий и следования правилам). Усвоив различные игровые приемы в общении со взрослыми, ребенок обобщает и переносит эти игровые приемы на другие ситуации. Игра - это вид психической деятельности в обусловленной среде, в которой реализуются психические и психофизиологические возможности человека, и форма жизнедеятельности на ранних этапах социализации личности. Детская игра связана с потребностью в саморазвитии и реализации социального опыта. Игра развивает сенсорно-двигательные механизмы ориентировки-учения-действия.

В ней также формируются социально сформированные способы межличностного взаимодействия (сюжетно-ролевая игра). Игра - это область, в которой ребенок может развивать свое произвольное поведение, подчинять свое поведение заданным правилам, анализировать ситуации и программировать (моделировать) свое поведение. Поскольку игровая деятельность обусловлена и освобождена от многих требований трудовой деятельности, игры оказывают расслабляющее действие. Исходя из этого, игры используются как один из психотерапевтических приемов в психокоррекционной деятельности. Игры повышают самооценку индивида, снижают уровень тревожности, удовлетворяют потребности человека в социальном общении без негативных последствий, подавляют отрицательные эмоции и расширяют диапазон доступного поведения.

Таким образом, через игру в психический мир ребенка вливается будоражащий поток идей и представлений об окружающем мире.

Список литературы

  1. Н.В.Губанова «Развитие игровой деятельности» (вторая группа раннего возраста 2-3 года), М.: «Мозаика-Синтез», 2016 г.
  2. Н.В.Губанова «Развитие игровой деятельности» (3-4 года), М.: «Мозаика-Синтез», 2018 г.
  3. Н.В.Губанова «Развитие игровой деятельности» (4-5 лет), М.: «Мозаика-Синтез», 2018 г.
  4. Н.В.Губанова «Развитие игровой деятельности в детском саду» (2-7 лет), М.: «Мозаика-Синтез», 2016 г.
  5. Н.А.Виноградова, Н.Б.Позднякова «Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников», Издательство «Айрис-Пресс», 2010 г.
  6. Гришаева, Н. П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие / Н. П. Гришаева. – Москва: Вентана-Граф, 2018.
  7. Дыбина О.В., Щетинина В.В., Поддьяков Н.Н.: «Ребенок в мире поиска. Программа по организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников/ Под ред. О.В.Дыбиной. – 2-изд., переб. и доп. –М.: ТЦ Сфера, 2017.
  8. Иванова А.И., Н.В. Уманская «Мир, в котором я живу». Программа по познавательноисследовательскому развитию дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2017.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 3 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее