Эксперимент проводился на базе МБДОУ Детский сад 50 в средней группе. Первый год обучения чтению и письму по курсу “По дороге к Азбуке”. В эксперименте участвовали дети с нарушениями речи. Курс обучения чтению и письму “По дороге к Азбуке” рассчитан на 2 года. Экспериментальная диагностика проводилась с 5 детьми с признаками стёртой дизартрии, которые посещают курс с октября 2022 года по февраль 2023 года. Первый раз диагностика проводилась в сентябре, второй раз, после коррекционной работы посредством речевого комплекса, - в феврале.
Цель: проверить эффективность или неэффективность комплекса с логопедическим массажем в рамках курса обучения чтению и письму.
Диагностическая работа была проведена с опорой на методики, рекомендуемые Л.В. Лопатиной, Г.В. Дедюхиной (состояния артикуляционной и мимической моторики детей со стертой дизартрией), методики Е. Ф. Архиповой диагностика сформированности фонематического слуха у детей со стертой формой дизартрии, диагностические методики Лопатиной Л.В. Соботович Е. Ф. Архиповой Е.Ф. Результаты фиксировались в таблицах до применения речевого комплекса и после, - спустя 4 месяца.
Автором разработан комплекс речевых гимнастик к дополнительной общеобразовательной и общеразвивающей программе речевой направленности для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет. Курс называется «По дороге к Азбуке». В речевой комплекс для детей со стёртой формой дизартрии был добавлен логопедический массаж.
Комплекс речевых гимнастик разработан в дополнение к общеразвивающей программе «По дороге к Азбуке» (программа обучению чтению и письму дошкольников). Комплекс игр направлен на коррекцию и развитие речевого дыхания, артикуляции, выразительности речи, а так же развитие мелкой моторики и координации движений. Стоит отметить важность лоопедического массажа. Логопедический массаж для детей с дизартрией оказывает не только местное положительное воздействие, но и благотворно влияет на весь организм в целом. Он улучшает работу мышечной, кровеносной, дыхательной и нервной систем, способствует ускорению циркуляции крови и стимулирует обмен веществ.
Актуальность разработанного комплекса определяется потребностями участников образовательных отношений (родителей воспитанников и их законных представителей). По итогам проведенного анкетирования 90% респондентов выразили желание получить образовательную услугу по освоению данной образовательной программы с дополнительным комплексом игр, направленных на коррекцию и развитие речевого дыхания, артикуляции, выразительности речи а так же развитие мелкой моторики и координации движений.
За полчаса до занятия выполняется логопедический массаж.
Структура речевого комплекса состоит из трёх частей.
1. Тематическая гимнастика для дыхания. Гимнастика соответствует изучаемой теме занятия Результатом гимнастики служит развитие у ребенка правильного речевого дыхания, постановка различных видов дыхания.
2. Тематическая артикуляционная гимнастика.
Результатом проводимой работы является укрепление мышц артикуляционных органов, развитие их силы и дифференцированности движений.
3. Тематическая речевая логопедическая игра с применением движений на координацию и развитие мелкой моторики. Применение речевых логопедических игр способствует выработке правильного произношения, выразительности голоса, развитию речи, формирует у ребенка потребность в овладении речью и является эффективным средством подготовки детей к обучению чтению. Применение двигательных упражнений на развитие координации и упражнений на развитие мелкой моторики необходимо, так как моторика неразрывно связана с артикуляционной моторикой, поэтому ускорить подготовку артикуляционного аппарата необходимо с развитием мелкой моторики. Несколько упражнений, которые можно использовать.
Форма такой работы очень продуктивна и интересна для детей дошкольного возраста. Всё в комплексе вызывает живой интерес у детей и вовлечённость их в процесс занятия.
Отличительная особенность комплекса игр к программе «По дороге к Азбуке» в том, что данный комплекс игр ориентирован прежде всего на детей старшего дошкольного возраста с признаками стёртой дизартрией и нормотипичных детей : учтена специфика возрастных особенностей развития детей, сензитивность данного возрастного периода, психических новообразований, взаимосвязи с ведущими направлениями их развития в контексте ФГОС дошкольного образования.
Кроме того, отличительными особенностями данного комплекса от имеющихся аналогов является то, что каждый элемент комплекса привязан к тематике занятия.
Методологической основой для разработки комплекса, используемого в программе являются следующие подходы и концепции: реализация коррекционной работы с детьми, имеющими признаки стёртой дизартрии в рамках программы дополнительного образования “По дороге к Азбуке”; простота и доступность игр; смысловой и связью упражнеий с темой каждого занятия; использование системно-деятельностного подхода, творческая организация образовательного процесса, использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности. Так же важно, что в речевом комплексе использовалось нескольких методик для коррекционной работы с детьми с признаками стёртой дизартрии.
По итогам проведённых занятий в течение трёх месяцев с использованием речевого комплекса с применение логопедического массажа было отмечена положительная динамика как у детей со стёртой формой дизартрии, так и у нормотипичных детей.
В результате освоения речевого комплекса в рамках программы по истечении четырёхмесячного обучения с периодичностью занятий один раз в неделю, у детей со стёртой формой дизартрии наблюдалась значительная положительная динамика по следующим параметрам:
- речевое дыхание при произнесении звука, слога, слова, фразы;
- правильная артикуляция при произнесении некоторых звуков, слогов, слов, которые вызывали значительные затруднения до работы по речевому комплексу;
- дети научились легко различать высоту, силу и тебр голоса в произносимой фразе и появилось умение повторять самостоятельно фразу по заданию в определённой интонации;.
- так же улучшились коммуникативные навыки, навыки сотрудничества и взаимопомощи в совместной деятельности со сверстниками и взрослым.
Список литературы
- Акименко В.М. Новые логопедические технологии. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - 234 с.
- Архипова Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии. - М.:АСТ:Астрель, 2008. - 123 с
- Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е.Ф. Архипова. - М.: АСТ: Астрель, 2010.
- Блудов А. А., Белова Н.В. Дизартрия. NET. Лечение нарушений произношения у детей и взрослых.- СПб. : Наука и Техника, 2009.
- Визель Т.Г. Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи. М.: В. Секачев, 2006.
- Воробьева, Т. А. Артикуляционная гимнастика / Т.А. Воробьева, О.И. Крупенчук. - М.: Литера, 2016. - 957 c
- Копылова С. В. Коррекционная работа с детьми с дизартрическими расстройствами речи. //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2006. - № 3. - с. 63-65.
- Косинова Е. М. Логопедические игры и упражнения для формирования правильной речи у детей. Москва, изд. Махаон, 2021 .С 104.
- Лопатина, Л. В. Изучение и коррекция психомоторики у детей с минимальными дизартрическими расстройствами / Л. В. Лопатина. — Текст : непосредственный // Дефектология. — 2003. — N° 5. — С. 45—51.
- Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: учеб. пособие / Под ред. Е.А. Логиновой. - СПб.: Издательство «Союз», 2005. - 192 с
- Лопатина, Л.В. Особенности моторных функций у дошкольников со стертой формой дизартрии.
- Овчинникова, Т. С. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду / Т.С. Овчинникова. - М.: Каро, 2009. - 186
- Соботович, Е.Ф. Проявление стертых форм дизартрии и методы ихдиагностики. [Текст] /Е.Ф. Соботович, А.Ф. Чернопольская // Дефектология. -2014.- № 4. -с. 31−35.