Специфическое расстройство развития речи (СРРР) – нарушение развития речи, которое рассматривается как нарушение, не вызванное неврологической и иной мозговой патологией, психологической травмой, нарушением слуха или интеллектуальным дефицитом [1, с. 4]. В эту категорию не входят дизартрия, ринолалия, афазия, речевые нарушения, обусловленные нарушением остроты слуха, умственной отсталостью, аутизмом, эпилепсией. В Российской Федерации понятие СРРР используются в более широком контексте и чаще всего сюда относят все первичные нарушения развития речи: сенсорная, моторная и сенсо-моторная формы алалии, общее недоразвите речи (ОНР) 1-4 уровня, фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФН), оральная апраксия, дизартрия, задержки речевого развития (ЗРР), дислалии [2, с. 9]. Разработан значительный диагностический и терапевтический спектр мероприятий по снижению количества СРРР у детей, однако сложность и цена методов пока не на всех уровнях оказания помощи детям доступна. Нами был предложен доступный и безопасный метод реабилитации СРРР у детей, который практически не имеет противопоказаний и осложнений для использования у пациентов с нарушением речевых функций.
Кинезиотейпирование (КТ) включает совокупность навыков и приемов для выполнения аппликаций специально разработанным эластическим пластырем на кожных покровах в проекции мышц артикуляционного аппарата ребенка, для оказания терапевтического влияния на различные моторные стереотипы мышц. Контроль мышечного напряжения при КТ осуществляется через мышечно-сухожильный орган Гольджи, который находится в месте перехода мышцы в сухожилие. При сокращении мышцы и напряжении сухожилия активируется сухожильный аппарат Гольжи, афферентные волокна через систему полисинаптических связей, на уровне спинного мозга, оказывают реципрокное влияние на мышцы антагонисты артикуляционного аппарата ребенка [3, с.5]. У каждой мышцы существуют две регуляторные системы, осуществляющие регуляцию по принципу «обратной связи»: мышечные веретена в качестве рецепторов регулируют длину мышцы; сухожильный орган Гольджи в качестве рецептора регулирует напряжение и тонус. В зависимости от области наложения аппликации кинезиотейпа, применяемой методики и степени натяжения кинезиотейпа становится возможным регулировать мышечный тонус посредством активации сухожильно-мышечного органа Гольджи и рецепторного аппарата [4, с.7].
Цель исследования - разработать реабилитационные мероприятия для восстановления речевой функции у детей с перинатальным поражением ЦНС посредством кинезиотейпирования (КТ) в условиях амбулаторно-поликлинической службы.
Материалы и методы
В детской поликлинике ГБУЗ РК «Алуштинской ЦГБ» (Республика Крым) было обследовано 100 детей в возрасте 6 лет с СРРР. которые, с письменного согласия родителей и опекунов пациентов. Количество мальчиков (70%) преобладало над количеством девочек (30%). Основная группа: 60 детей с СРРР в реабилитации методом КТ, контрольная группа: 40 детей с СРРР на лечении медикаментозными препаратами. Для измерения толщины мышц артикуляционного аппарата (ТМ), использовалось ультразвуковое исследование мышц (Hitachi Aloka F37, Япония). Параметры толщины мышц определялись симметрично с двух сторон: справа (П) и слева (Л). Измерение длительности потенциалов двигательных единиц (ПДЕ) основных мышц, отвечающих за реализацию речевых комплексов, проводилось методом электронейромиографии (Нейро-МВП-8, Россия).
Статистическую обработку данных, полученных в процессе исследования, проводили с помощью компьютерного пакета STATISTICA для Windows 97. Исследования проводились в соответствии с международными морально-этическими нормами и положениями Хельсинкской декларации (июнь 1964 г., с изменениями 2013 г.), Международного кодекса медицинской этики (1983 г.), соответствуют требованиям Добросовестной лабораторной практики (GLP), а также законодательству Российской Федерации.
Результаты
Распределение обследованных детей с СРРР по основным нозологиям: F80.1 Расстройство экспрессивной речи - 40%, F80.2 Расстройство рецептивной речи – 30%, F84.8 Другие общие расстройства развития – 20%, F98.5 Заикание – 10%.
До лечения средняя толщина мышц по результатам ультразвукового исследования была значительно снижена во всех группах мышц речевого аппарата с двух сторон (Л/П): жевательная мышца - 0,6±0,3 см/0,7±0,3 см, латеральная крыловидная мышца - 0,3±0,2 см/0,4±0,2 см, щечная мышца - 0,4±0,5 см/0,6±0,5 см, большая скуловая мышца - 0,7±0,2 см/0,8±0,2 см. Средние показатели длительности потенциалов двигательных единиц (ПДЕ) по результатам ЭНМГ до лечения были снижены (Л/П): тройничный нерв - 3,9±0,3 мс/3,7±0,3 мс, лицевой нерв - 4,6±0,4 мс/4,8±0,4 мс.
После медикаментозного лечения средняя толщина мышц по результатам ультразвукового исследования оставалась незначительно снижена во всех группах мышц артикуляционного аппарата в контрольной группе (Л/П): жевательная мышца - 0,6±0,2 см/0,7±0,2 см, латеральная крыловидная мышца - 0,3±0,2 см/0,4±0,2 см, щечная мышца - 0,4±0,4 см/0,6±0,4 см, большая скуловая мышца - 0,7±0,2 см/0,8±0,2 см. Средние показатели длительности потенциалов двигательных единиц (ПДЕ) по результатам ЭНМГ после медикаментозного лечения демонстрировали прежние показатели: (Л/П): тройничный нерв - 3,7±0,3 мс/3,5±0,3 мс, лицевой нерв - 4,2±0,4 мс/4,3±0,4 мс. После медикаментозной терапии улучшение речевых навыков наблюдалось только у 15% детей с СРРР.
После кинезиотейпирования каждой мышцы артикуляционного аппарата средняя толщина мышц по результатам ультразвукового исследования увеличилась в основной группе (Л/П): жевательная мышца - 0,7±0,2 см/0,8±0,2 см, латеральная крыловидная мышца - 0,4±0,2 см/0,5±0,2 см, щечная мышца - 0,5±0,4 см/0,7±0,4 см, большая скуловая мышца - 0,9±0,2 см/1,0±0,2 см. Средние показатели длительности потенциалов двигательных единиц (ПДЕ) по результатам ЭНМГ после кинезиотейпирования улучшились: (Л/П): тройничный нерв - 3,9±0,3 мс/4,0±0,3 мс, лицевой нерв - 4,7±0,4 мс/4,8±0,4 мс.
У обследованных детей с СРРР по основным нозологиям после кинезиотейпирования мышц артикуляционного аппарата отмечалась положительная динамика у 50 % детей и снижение заболеваемости: F80.1 Расстройство экспрессивной речи - 10%, F80.2 Расстройство рецептивной речи – 7%, F84.8 Другие общие расстройства развития – 3%. Заикание в основной группе детей после лечения полностью регрессировало.
Полученные данные продемонстрировали вероятную эффективность кинезиотейпирования на улучшение речевой функций у детей с СРРР. Возможно, необходим комплексный подход к реабилитции СРРР у детей, в виде сочетание кинезиотейпирования и медикаментозной терапии для достижения более высоких результатов и полного выздоровления детей.
Заключение
Использование современных технологий реабилитации (КТ) оказало достоверное влияние на улучшение функционального состояния артикуляционного аппарата детей с СРРР, что подтверждено улучшением показателей толщины и длительности потенциалов двигательных единиц мышц, реализующих двигательные модели речевой локомоции (р <0,001).
Важность введения ранней реабилитации детям с речевыми нарушениями является актуальной проблемой, решение которой приведет к снижению неврологической заболеваемости и инвалидности среди детского населения Российской Федерации.
Список литературы
- Шипкова К.М. Эпидемиология обращений детей с речевым дизонтогенезом и особенности организации лечебного процесса в условиях специализированного речевого центра / К.М. Шипкова // Российский психиатрический журнал. - 2020. - № 2. - С. 92-97. doi.org /10.24411/1560-957X-2020-10211
- Бенилова С.Ю. Патогенетические подходы к комплексному лечению нарушений речи у детей и подростков с последствиями органического поражения центральной нервной системы: Пособие для врачей / С.Ю. Бенилова. - М.: Прометей; Книголюб, 2003. - 32 с.
- Laasonen M. et al. Understanding developmental language disorder – the Helsinki longitudinal SLI study (HelSLI): a study protocol / М. Laasonen // BioMedCentral Psychology. - 2018. - V. 6. – Р. 24-29. doi.org/10.1186/s40359-018-0222-7