МЕДИАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК НОВЫЙ ТРЕНД ВЕДЕНИЯ ОБУЧЕНИЯ

МЕДИАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК НОВЫЙ ТРЕНД ВЕДЕНИЯ ОБУЧЕНИЯ

Авторы публикации

Рубрика

Высшее образование

Просмотры

42

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 3 (48), Январь ‘22

Дата публикации 12.01.2022

Поделиться

В данной статье раскрывается суть процесса медиатизации в образовании. Целью работы является характеристика медиатизации в качестве нового тренда обучения. В статье выявляется образовательный потенциал современных медиаресурсов, которые активно внедряются в практику преподавания отдельных учебных дисциплин.

Социальные явления современности, неизбежно, накладывают отпечаток на все сферы человеческой деятельности. В том числе и на образование. Новые способы и формы работы со аудиторией обучающихся многие педагоги стремятся стоить на основе связи с действительность, а также при учёте личностных ориентаций современной молодёжи. Так, материалы социальных сетей, различных Интернет-ресурсов, видеоблоги, материалы электронных дневников, видеохостинги и пр., которые достаточно плотно вошли в повседневную жизнь практически каждого человека, оказываются тем источником информации, который может оказаться эффективным средством обучения.

Современные исследования в данной области [4; 5; 6] подчёркивают актуальность настоящей работы, имеющей своей целью проанализировать обучающий и воспитательный потенциал публикаций в социальных сетях, материалы сайтов, блогов, видеохостингов. А современные условия (распространение новой коронавирусной инфекции Covid-19) ещё более актуализировали получение образования за счёт средств дистанционных технологий.

Активное развитие методик, подходов и способов работы с аудиторией обучающихся посредством современных интернет ресурсов породило новое явление, названное процессом «медиафикации». В самом общем виде дефиницию данного термина можно представить следующим образом: это процесс распространения интернет-коммуникаций (сайты, блоги, социальные сети, видеохостинги и т. д.) на различные сферы образования, который позволяет рассматривать интернет-сервисы, социальные сети, видеохостинги, блоги и как метод обучения и воспитания, и как современную форму воспитательной работы, и как средство организации целостного образовательного процесса.

Процесс стремительной медиафикации обучения по праву можно считать шагом к обновлению всей парадигмы образования, поскольку он предполагает широкое распространение инновационных методов работы с аудиторией слушателей. Данный процесс обновляет не только сами методы, но средства обучения, а также инструменты, используемые педагогом в практике как очного, так и дистанционного взаимодействия с учащимися, диктует неизбежное обращение к так называемым SMART-технологиям (использование виртуальных досок, специализированных платформ и приложений для различного рода гаджетов и т. д. [6]).

Обучающий потенциал медиасредств бесспорен и подтверждается практикой. Масштабность использования современных социальных сетей и блогов на образовательном поле обусловлен их расширенной тематикой. Преподаватель любой дисциплины может обнаружить на просторах всемирной паутины то, что перекликается с его предметом. Так, материалы публикаций в сети Интернет становятся базой для наблюдения над живой речью при изучении иностранных языков [1]. С их помощью инофоны могут быть ознакомлены с современными тенденциями, проявляющимися в разговорной речи носителей, а также особенностями письменной разговорной коммуникации как в непосредственном социально-бытовом общении, так и в области коммуникации в профессиональной сфере деятельности.  Электронные дневники и видеоблоги любителей путешествий – пространство для профессионального творчества педагогов естественно-научного цикла дисциплин [2]. Существуют видеоблоги историков, спортсменов, специалистов в области точных наук [5]. Всё это осваивается современной методической наукой и эффективно внедряется в учебный процесс практикующими преподавателями. Симптоматично, что педагог должен очень требовательно и критически подходить к отбору материалов из социальных сетей, соотнося их содержание с образовательными целями уроков.

Особо отметим, что использование материалов публикаций социальных сетей и информации, размещённой в блогах, проникает и в воспитательный процесс. Современные блогеры поднимают очень актуальные темы, высказывают собственное мнение о происходящих событиях, а также транслируют различные модели общения и поведения в обществе. Данные материалы могут оказаться добротным полем для проведения различного рода обсуждений, дискуссий в рамках реализации воспитательной работы.

Главным преимуществом данного средства построения новой образовательной парадигмы является его доступность, поскольку на сегодняшний день информационно-коммуникационные технологии достаточно прочно вошли в практику преподавания на всех ступенях образования, от школы до вуза, и каждая образовательная организация имеет выход в сеть Интернет. Кроме того, как показывает практика, использование в образовательном процессе современных текстовых и аудиовизуальных средств обучения развивает познавательный интерес обучающихся и положительно влияет на уровень их учебной мотивации, что в сумме окажется мощным стимулом к достижению более высоких образовательных результатов.

Таким образом, существующие на сегодняшний день, находящиеся в открытом доступе публикации социальных сетей, блогов, видеодневников, персональных сайтов оказываются средствами обучения и воспитания. Посредством них строится образовательный процесс как в рамках одного урока, цикла тем, так и в комплексе. Широкое их применение обусловливает необходимость научного и методического описания их возможностей, преимуществ и недостатков в практике обучения и воспитания. А глубина их внедрения в учебный процесс позволяет говорить о построении новой образовательной парадигмы. Причём эти тенденции настолько глубоки в современном образовательном пространстве, что исследователи вполне справедливо отмечают, что образовательные организации в скором времени смогут полностью перейти на дистанционные способы обучения, создадут (этот процесс уже отчасти запущен) собственные образовательные продукты, «онлайн проекты» и выйдут с ними на Интернет-платформы, становясь тем самым «ресейлерами» [3], услуги которых будут востребованы потенциальными потребителями. Но здесь уже приходится говорить о медиафикации в более широком смысле, как о процессе трансформации классического преподавания в пространство веб.

Список литературы

  1. Гольцова Т. А., Проценко Е. А. Использование блогов и социальных сетей в процессе обучения иностранному языку // Ярославский педагогический вестник. – 2019. – № 3. – С. 62–68.
  2. Захарова Т. Д., Иванова Е. Ю., Луговской А. М. Социальные сети как дополнительное средство обучения и формирования экологического сознания // Вестник ВГУ. Серия: География. Геоэкология. – 2021. – № 1. – С. 69–73.
  3. Мартынов К. Дистанционная Coursera // Отечественные записки. – 2013. – № 4. [Электронный ресурс]. – URL: https://strana-oz.ru/2013/4/distancionnaya-coursera (дата обращения: 11.12.2021).
  4. Рыбичева О. Ю. Перспективы внедрения смарт-технологий в учебный процесс // Вестник Вятского государственного университета. – 2019. – № 4 (134). – С. 76–84.
  5. Тестов В. А. Переход к новой образовательной парадигме в условиях сетевого пространства // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. – 2012. – № 4 (1). – С. 50–56.
  6. Шубина И. В. Смарт и развитие современного образования // Статистика и экономика. Серия: Образование. – 2015. – № 3. – С. 15–17.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 6 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее