РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ КАК АСПЕКТ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ

РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ КАК АСПЕКТ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ

В статье актуализируется проблема организации научно-исследовательской и учебно-исследовательской работы при реализации проектных и интегративных технологий. Представлен опыт работы педагога по организации проектной и исследовательской работы с одаренными детьми, описаны наиболее интересные фрагменты деятельности, направленные на формирование творческих способностей обучающихся. Говорится о важности развития умений критического оценивания, самостоятельного мотивирования, готовности к речевому взаимодействию, поиску и обнаружению противоречий.

Авторы публикации

Рубрика

Филология, лингвистика

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 4 (154), Февраль ‘24

Дата публикации 05.02.2024

Поделиться

«Каждый человек самоценен», - утверждал Ф.М. Достоевский. Следуя этой точке зрения, мы обнаруживаем таланты в каждом классе. И вот, именно поэтому, критерий ценностно – личностного подхода можно выделить как важнейший в управлении качеством образования. Как известно, яркие детские таланты встречаются редко. В основном, в школах учатся дети, при благоприятных условиях обучения способные достичь хороших результатов в видах деятельности, соответствующих их склонностям и интересам. Чаще всего перед нами класс, в котором все дети имеют разные способности. Здесь важен дифференцированный подход. Для одаренных детей уместны задания, способствующие развитию интеллектуальных умений (сравнение, классификация, определение закономерностей и т.д.), формированию надпредметных умений и навыков, потому что, получив отличную подготовку по физике, химии, алгебре, ребята оказываются порой беспомощны, когда требуется выразить собственное мнение, отстоять свое убеждение, дать оценку мировоззренческих проблем.

Изменить ситуацию можно, организуя научно – исследовательскую и учебно-исследовательскую работу, реализуя проектные и интегративные технологии. Так, на уроках русского языка в 5-6 классах хорошо использовать литературный материал, одновременно урок русского языка дополняет и развивает тему урока литературы, а это позволяет ввести достаточно трудную для восприятия новую лексику из художественных произведений и критических статей учебника и расширить словарный запас учеников.

При изучении темы «Обращение» в 5 классе проводим лингвистическое исследование лирики С.А. Есенина. Школьники получают задание выписать предложения с обращениями, классифицировать, систематизировать их, основываясь на пунктах правила в учебнике русского языка.

Изучая тему «Чередование гласных в корнях слов» в 6 классе, обучающиеся получают задание провести лингвистические наблюдения по тексту повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель». Обучающиеся с интересом отмечают употребление автором слов с чередованием гласных букв. Этот вид работы позволяет овладеть разными видами чтения (изучающим, просмотровым), приемами анализа учебной литературы, формирует способность к оценке языковых явлений и фактов.

Подобные занятия позволяют сохранить у обучающихся интерес к родному языку, развивают стремление к самостоятельному информационному поиску, желание извлекать и преобразовывать необходимые сведения, классифицировать, анализировать языковые факты.

Продолжением такой работы становятся научно-практические конференции, где школьники представляют исследовательские проекты «Язык и современность. Особенности речи телеведущих», «Культура SMS-сообщений». В результате школьники получают возможность поставить перед собой вопросы проблемного характера, связанные с изменениями в языке на современном этапе, и предложить пути их решения. Наиболее интересными были проекты «Заимствования в современном русском языке», «Особенности школьного жаргона».

Для реализации проектно-исследовательской деятельности необходимо решать актуальные задачи, например: каким должно быть школьное пространство, не сводимое только к классно-урочной системе и дающее возможность развития и реализации детских способностей. Как показывает педагогический опыт, усложнение и увеличение объема учебного материала, что сегодня предлагается способным ученикам, можно осуществлять до определенного предела. А дальнейшее развитие интеллектуального потенциала обучающегося может проходить в рамках включения его в исследовательскую работу по выбранному им направлению.

Развитие умений критического оценивания, самостоятельного мотивирования, готовности к речевому взаимодействию, поиску и обнаружению противоречий, совершенствование коммуникативных способностей на современном этапе наиболее значимы для формирования качеств юного поколения.

Предложенные пути развития творческих способностей обучающихся помогают формированию успешного человека с активной жизненной позицией. Став взрослым, он найдет свое место в жизни, сможет творчески, неординарно подойти к решению проблем, преодолеть возникшие трудности.

Проблема развития творческих способностей была и остается одной из важнейших проблем современной школы. В настоящее время она особенно актуальна, так как образование претерпевает сегодня коренные изменения, связанные с необходимостью непрерывной адаптации к быстро меняющимся динамичным социально-экономическим условиям.

Список литературы

  1. Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. «Современный урок», изд. Учитель, 2005
  2. Якиманская И., Якунина О. "Личностно-ориентированный урок: планирование и технология проведения"//"Директор школы", No3-998
  3. Безрукова В. С. «Все о современном уроке: проблемы, решения», «Сентябрь», 2004
  4. Шацкий С. Т. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах. - М.: Педагогика, 1980
  5. Селевко Г.К. "Современные образовательные технологии" - Москва, "Народное образование", 1998г.
  6. Толстой Л. Н. Кому у кого учиться писать... // Толстой Л. Н. Пед. соч. АПН СССР. – М.: Педагогика, 1989. С. 320

Предоставляем бесплатную справку о публикации, препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary