Проектная деятельность – это, несомненно, важная часть учебного процесса не только в высших учебных заведениях, но и в других образовательных учреждениях. Сама по себе проектная деятельность представляет решение различных исследовательских задач, создания нового знания, разработки новых технологий на основе работы с разными гипотезами, версиями, научной литературой, монографиями, статьями и первоисточниками. [2, С.63] Таким образом, проектная деятельность – это совместная с учителем учебно-познавательная или творческая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата.
Новый образовательный стандарт [1] ориентирует школу на развитие проектной деятельности. Разработка и реализация различных проектов напрямую связана с выполнением требований к современной системе образования, которые предъявляются не только государством, но и современной общественной жизнью.
Метод проектов состоит в том, что необходимо выполнить план проекта (от сбора информации до оформления результатов) за определенное количество времени, тем самым формируется умение организовывать свою деятельность согласно плану к намеченной цели. Проекты начинают формировать навыки исследовательской работы, которые потребуются в высших учебных заведениях, в научной деятельности. [3] Так же интерес со стороны учащихся представляет то, что им дается полная самостоятельность и независимость от учителя, который в данном случае выступает как консультант или партнер в организации познавательной деятельности; использование компьютера и Интернета в поиске и отборе информации по проекту; развитие и применение своих творческих способностей.
1 октября празднуется день пожилого человека. Многие привыкли «списывать со счетов» пожилых людей в абсолютно любых сферах, думая что, дойдя до определенного возраста, они ничего существенного сделать не могут. Благодаря этому проекту мы покажем, что пожилые люди, в нашем случае ветераны НГПИ, несмотря на свой солидный возраст, еще могут не только работать, но и вносить вклад в современное педагогическое образование. Цель данного проекта - проследить роль ветеранов НГПИ в современном педагогическом образовании. Задачи проекта следующие: изучить историю создания НГПИ; выделить ветеранов НГПИ; взять интервью у ветеранов; создать представление о высшем педагогическом образовании в г. Новокузнецке; собрать весь материал в единую работу и выступить с ним на мероприятии, посвященном дню пожилого человека.
Разработанный данный научно-исследовательский проект является междисциплинарным (связь обществознанием и литературой), проводится в рамках курса по истории в одном ученическом классе, примерный возраст учащихся на которых рассчитан проект 16-17 лет (10-11 класс), время работы над проектом с января по октябрь.
Этапы работы над проектом:
1. Погружение в проект (предпроект): (январь)
На данном этапе учителю следует рассказать о проекте и заинтересовать им, отобрать участников проекта. Отбор участников для проекта проводится на добровольной основе путем опроса.
2. Планирование деятельности: (январь – февраль)
Обсуждается деятельность и этапы проекта. Выбирается объект поисковой работы, методы исследования, объем необходимой информации, формы реализации проекта. На данном этапе можно провести разбивку на микрогруппы, которые будут выполнять пункты плана работы с 1 по 3.
Примерный план работы:
1. Изучить историю создания НГПИ (первые основатели, первые факультеты, первые студенты).
2. Определить, у каких ветеранов НГПИ возможно взять интервью – побеседовать с теми, кто в данный момент продолжает работать или относительно недавно закончили работу, которые согласятся дать интервью, вне зависимости от факультета.
3. Взять интервью у ветеранов. В случае, если этого не получится сделать, изучить материалы из музея истории высшего педагогического образования в Кузбассе (воспоминания, биографии, альбомы).
4. На основе полученных данных создать представление о педагогическом образовании в г. Новокузнецке.
5. Собрать весь материал в единую работу и выступить с ним на мероприятии, посвященном дню пожилого человека.
3. Осуществление деятельности: (февраль - сентябрь)
Изучение материалов в музее истории высшего педагогического образования, профессии педагога. На основе изученных материалов составить вопросы к интервью. Взять интервью у ветеранов НГПИ (Например: C.И. Иванишев, Л.Д. Костелова, В.Ф. Любичева, Л.А. Полякова, Т.И. Шалавина)
4. Оформление результатов: (сентябрь)
Собрание для обсуждения выполненной работы и готовых материалов.
5. Подготовка к публичной презентации: (сентябрь)
Подготовка доклада и презентаций для выступления.
В перспективе можно проводить подобные исследования среди старших классов, направленные на другие профессии, актуализируя внимание на амбициозности и заинтересованности старшего поколения своей профессией. В рамках темы «Ветераны НГПИ» можно создать отдельный Интернет-ресурс в котором могут быть собраны различные архивные документы, фото, воспоминания ветеранов.
Данный научно-исследовательский проект не только изучает деятельность ветеранов НГПИ, но также расширяет и раскрывает представления о педагогической профессии, развивает навыки работы с письменными и устными источниками информации, также навыки интервьюирования, является одним из источников профориентационной деятельности учащихся в рамках педагогического направления и даёт возможность учащимся соотнести общие представления о тенденциях развития общества с реальной жизнью, в которую вовлечены они сами, их друзья, их семья, учителя.
Список литературы
- Федеральные государственные образовательные стандарты: портал федеральная служба по надзору в сфере образования и науки – URL: (дата обращения: 29.11.2021) – Текст: электронный.
- Беляков, Е. М., Воскресенская, Н. М., Иоффе, А. Н. Проектная деятельность в образовании / Е. М. Беляков, Н. М. Воскресенская. – Текст: электронный // Проблемы современного образования. – 2011. –№ 3. – URL: (дата обращения: 01.11.2021) – С. 62-65.
- Елизарова, Е. А. Сущностный анализ проектной деятельности / Е. А. Елизарова. – Текст: электронный // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия Психолого-педагогической науки. – 2012. – № 1 (17). – URL: (дата обращения: 27.10.2021).