На сегодняшний день фотоискусство значительно преобразовалось, стало более разнообразным, что привлекает людей, вызывая желание знакомиться ближе. У молодых людей возникает стремление исследовать фотографию и использовать ее как средство выражения красоты, а также как источник приобретения социальных, познавательных и художественных навыков.
Развитие творческого потенциала у подростков способствует их саморазвитию в различных областях, таких как социальная, культурная и профессиональная и т.д. Эти способности могут проявляться в разных формах творческой деятельности и не только, помогая развивать эмоциональную сферу личности подростков. Кроме того, это способствует формированию положительного отношения к ценностям образования.
Фотография стала неотъемлемой частью нашей современности, позволяя сохранить и запечатлеть важные моменты и события как для личного использования, так и для истории мира. Современные изменения в культуре и технологиях и активный образ жизни требуют от нас адаптироваться к новым темпам, расширять и углублять свои знания, быть готовыми к быстрому решению поставленных задач и умело использовать свои возможности и навыки. Это становится реально выполнимым для тех, кто обладает развитыми навыками общения, готов к нестандартным подходам и творчески мыслит. Чем раньше начать заниматься воспитанием творческого ребёнка, тем лучше. Занятия фотографией – один из способов двигаться в этом направлении.
В своей работе в качестве преподавателя я устанавливаю следующие цели для себя и для своих учеников:
- развитие и создание осознания красоты, внутренней гармонии;
- процесс развития восприятия фотографии в качестве художественной работы;
- изучение аспектов современной фотографии и выставок фотографий;
- развитие навыков визуального восприятия.
Учебный процесс включает разные на первый взгляд составляющие, такие как содержание программы, методы обучения, организационные формы и средства обучения, которые применяются для достижения образовательных целей.
Методы обучения:
- Объяснительно-иллюстративный: преподаватель, проводя беседы, рассказывает и показывает на схемах, фотографиях, теорию.
Это материалы интернет-сайтов, просмотр видео, периодической печати, фотографий, ознакомление с работами известных фотографов прошлого и настоящего времени.
Воспринимая и осмысливая факты, оценки, выводы, они остаются в рамках репродуктивного (воспроизводящего) мышления (рассказ, объяснение, беседа, демонстрация фотографий).
Наглядность на занятиях используется не только для иллюстрации, но и в качестве самостоятельного источника знаний для создания проблемных ситуаций.
Наглядность позволяет организовать эффективную поисковую и исследовательскую работу обучающихся.
Например: фотосъёмка, последующая оценка отснятого материала (смотр), отбор лучших снимков, печать фотографий в лаборатории или обработка на компьютере.
-Репродуктивный: учащиеся изготавливают модели фотографии по образцу. Деятельность обучающихся носит алгоритмический характер, т.е. выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуацией (практическая работа, исследование, наблюдение).
Теоретические сведения сообщаются учащимся в форме информативных бесед небольшой продолжительностью с пояснениями по ходу выполнения работы. В процессе таких бесед пополняется словарный запас учащихся профессиональной терминологией, в тоже время подача теоретического материала производится параллельно с формированием практических навыков у обучающихся.
-Диалогический: диалог происходит между педагогом и учащимся, обсуждение и создание личных комплексных планов. Обеспечивается более прочное усвоение знаний в области фотоискусства путем обсуждения возникающих проблем и вопросов во время занятий.
-Частично-поисковый: учащиеся совместно с преподавателем проводят поиск решений поставленных задач.
Это могут быть технологические процессы обработки, создания цифровых, негативных и позитивных изображений, применение в практической работе оборудования, оптических систем и т. д.
-Создание «ситуаций успеха»: предъявление требований морального, технологического уровня качества выполнения работы и приучение к их выполнению.
Эмоциональное и этическое воздействие. Мотивация и стимулирование учебно-познавательной деятельности;
-Метод проблемного изложения: способ, при котором, преподаватель определяет познавательную задачу, а вслед за тем, открывая систему доказательств, предлагает решить её.
Ученики как бы делаются очевидцами и соучастниками исследования, (проблемный рассказ, беседа и практическая работа).
-Эвристический (частично-поисковый) – заключается в организации интенсивного розыска заключения выдвинутых в обучении (или автономно сформулированных) познавательных задач или под управлением педагога, или на базе эвристических программ и указаний.
-Исследовательский способ изучения – впоследствии анализа материала, постановки задач и лаконичного устного или же письменного инструктажа ученики исследуют литературу, производят поисковую работу на просторах интернета, ведут исследования и измерения и делают выводы поискового характера. Появляются инициатива, самостоятельность, разведка в исследовательской работе, к примеру проведение практических дел по темам: «Основы экспонирования», «Основы фотоэкспозиции», «Основы компьютерного редактирования изображения» и т.д.
Среди нестандартных способов, применяемых в ходе реализации программы возможно отметить:
«Метод свободного творчества» – обучающимся предлагается содержание творческой работы и вероятные техники ее выполнения.
Способ используется при подготовке к конкурсам творческих, современных фоторабот, разработке инновационных планов.
«Словесный портрет» – на базе имеющейся информации ученик оформляет описание фотоизображений.
Итогом творческого развития учеников является их активное участие в фотовыставках, начиная с лицейских и затем расширяясь до городских. Кроме того, они создают собственные творческие портфолио. Для некоторых обучающихся развитие художественных способностей открывает новые горизонты и меняет их взгляд на выбор будущей профессии.
Развитие творчества у подростков позволяет им более глубоко воспринимать окружающий мир и выражать свое видение через призму искусства фотографии. Также, развитие художественных способностей обучающихся вызывает потребность в дальнейшем самообразовании.
Список литературы
- Айсмонтас, Б.Б. Теория обучения: схемы и тесты [Текст]/ Б.Б. Айсмонтас - М.: Арт-Пресс, 2003. -217с.
- Ахияров, К.Ш. Политехническая направленность обучения основам наук в образовательной школе: Учеб. пособ. для студентов педагогических институтов [Текст]/ К.Ш. Ахияров - М., 2000. – 288с.
- Барылкина, Л. П.Технология: конспекты уроков, элективные курсы: 5—10 класс [Текст]/ Сост. Л. П. Барылкина, С. Е. Соколова. — М.: 5 за знания, 2006. — 208 с.
- Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения [Текст]/В.П. Беспалько - М.: Образование, 2005. – 211 с.
- Бабанский, Ю.К. Педагогика [Текст]/Ю.К. Бабанский - М.: Просвещение, 2005. -406с.