Проблема повышения качества экологического образования и уровня экологической грамотности населения на сегодняшний день приобретает все большую актуальность для современного общества. Приоритетная роль здесь отводится школе. Школа призвана дать обучающимся экологические знания, воспитать у них экологическую культуру, является активным пропагандистом всех природоохранных мероприятий.
В научной литературе под экологическим образованием понимают «процесс непрерывного обучения, ориентированный на усвоение систематизированных знаний об окружающей среде, формирование взаимосвязи теоретических и практических знаний, ценностей, поведения и деятельности, которые обеспечивают ответственное отношение человека к окружающей среде». [3, с. 160] Его целью выступает воспитание экологической культуры населения. Образование в области экологии способствует формированию у человека активной гражданской позиции, неравнодушного отношения ко всем происходящим в обществе процессам, на чем базируется построение гражданского общества.
В сфере общего образования экологическое образование можно рассматривать как «направление, способствующее овладению школьниками научными основами общения природы и человека». [1] Нередко отношение ребенка к природе, его поведение в природной среде зависит от того, контролируются его действия или остаются без контроля, т.е. целиком зависят от его совести, его сознания. С этой целью формирование основ экологических знаний, экологического мышления начинается уже с раннего возраста. Этап обучения в начальной школе является наиболее привлекательным периодом для формирования экологической компетенции и экологического сознания человека, так как именно в этом возрасте происходит активное познание всего нового, а также формируются системы ценностей и отношений ко всему происходящему вокруг.
В начальной школе экологическое образование призвано развить у детей внимательное отношение к природе и чувство ответственности за её сохранность. Важно понимать, что экологическое воспитание – это не просто изучение природных явлений и экологии. Главная цель – вовлечь детей в практическую деятельность, направленную на охрану и сохранение окружающего мира: озеленение, забота о растениях и животных, участие в экологических акциях по сбору мусора и другие полезные инициативы, формирующие осознанное отношение к окружающей среде.
Проектная работа школьников является одной из форм учебно-воспитательного процесса, составляющего часть экологического воспитания. Проект объединяет разные знания и умения, позволяет детям проявить инициативу и творчество, формирует экологическое сознание. Этот метод способствует развитию индивидуальных и коллективных навыков, расширяет кругозор, позволяет педагогу найти индивидуальный подход к каждому ученику. Более того, проектная деятельность обладает значительным воспитательным потенциалом и позволяет повысить результативность формирования экологической культуры у детей.
Как метод экологического обучения и воспитания проектная деятельность формирует у младших школьников важные качества: ответственность, инициативность, умение сотрудничать и решать проблемы. Она позволяет детям не только получать теоретические знания о природе, но и активно участвовать в природоохранных мероприятиях. Проекты позволяют проявить творческие способности, развить критическое мышление и исследовательские навыки. Педагогам необходимо использовать этот метод для создания интересной и динамичной образовательной среды, которая стимулирует у детей желание заботиться об окружающем мире и активно в нем участвовать.
На рисунке представлены возможные для реализации в начальной школе виды экологических проектов и их краткая характеристика. [2]
Рисунок 1. Виды экологических проектов в начальной школе и их краткая характеристика
Таким образом, можно сделать вывод о том, что проектная деятельность играет ключевую роль в формировании нового типа обучающегося, который демонстрирует способность к самостоятельной и продуктивной деятельности. Участие в экологических проектах положительно сказывается на младших школьниках, усиливая их заинтересованность и ответственность по отношению к окружающей среде. Участвуя в проектах по экологии, у младших школьников повышается мотивация, формируется устойчивый познавательный интерес к миру природы.
Кроме того, проектная деятельность в сфере экологического образования младших школьников является важным инструментом для формирования экологического сознания. Она побуждает к самореализации, выражению собственной позиции, а также к творческой деятельности, имеющей личную и общественную ценность.
Список литературы
- Кувыкина Т.М. Проектная деятельность как способ экологического воспитания школьников [Электронный ресурс] // Электронная газета «Интерактивное образование». - № 99. - 2022. - URL: https://io.nios.ru/articles2/118/9/proektnaya-deyatelnost-kak-sposob-ekologicheskogo-vospitaniya-shkolnikov (дата обращения: 22.07.2025)
- Материалы IX Открытой зональной научно-практической конференции «Лучшие педагогические практики в области экологического и инклюзивного образования» (27-28 марта 2025 г.) – Волгодонск: 2025 – 125 с.
- Табакаева А.В. Проектная деятельность как эффективное средство по формированию экологической культуры обучающихся // Современная российская наука: актуальные вопросы, достижения и инновации. - Сборник статей VI Всероссийской научно-практической конференции. В 2 частях. Пенза, 2023. - С. 160-162