О Русской идее В. Соловьева

О Русской идее В. Соловьева

Авторы публикации

Рубрика

Филология, лингвистика

Просмотры

67

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 1 (99), Январь ‘23

Дата публикации 16.01.2023

Поделиться

В статье раскрывается основное содержание «русской идеи» в понимании Владимира Соловьева (и Достоевского). Оно выразилось в гуманистическом общественном стандарте, в основе которого лежал принцип любви. Представлена ​​краткая культурно-историческая основа «русской идеи», сопоставленная с мыслями западноевропейских культур.

Мысли, высказанные Соловьевым в его трудах и устных выступлениях, явились ответом на возродившиеся в конце века полемики, которые оказались в неком роде продолжением старой ссоры меж западниками и славянофилами. Даже в собственной магистерской диссертации Соловьев опровергает крайности этих 2-ух направлений. С возрастом окрепло его рвение выделиться из классической славянофилии, сохранив дух любви к отечеству и любви к собственному народу. Соловьев осознавал любовь к отечеству не как национальное хвастовство, как обязанность цивилизации и её интеллигенции быть самокритичными. «Настоящая любовь к народу хочет им реального добра, которое достигается только исполнением морального закона, самоотречением. Данная настоящая любовь к народу, этот реальный любовь к отечеству тем больше нужны нам, русским, чем высший эталон самого российского народа, который располагается в полном согласовании с моральными требованиями и исключает разную национальную гордость и тщеславие.

Например, по его мнению, настоящая любовь к русским абсолютно несовместима с антисемитизмом. Как указывал Соловьев, нарастающее разжигание религиозной розни между племенами «может коренным образом развратить общество и привести к нравственному варварству. Еврейское движение должно быть решительно осуждено не только как аморальное, но и как крайне опасное для будущего России.

В глазах Соловьева антисемитизм был одним из самых тяжких грехов русского национализма, но отнюдь не самым главным. Менее негативным было его отношение к национальным «китайцам», национальному самодовольству и самоутверждению, благодушию к чужим культурным достижениям. Этот недостаток испытали на себе «молодые» славянские энтузиасты, полностью впавшие в национализм.

Соловьев указывал, что в их теории мы имеем дело с национализмом, а не с национальностью. Если национальность — «общеизвестный факт», то национализм — «такой же факт, как чума или сифилис». Смерть этого факта особенно чувствительна в данный момент, а наоборот, очень своевременна и уместна. Работорговский национализм обвинялся в противоречии между славой народа и скрытым благородством, высокомерием теоретически благородных людей.

Одним из наиболее очевидных своих открытий Соловьев считал мысль о том, что русский народ неспособен к ведению государственно-политической деятельности, а потому может быть освобожден от потребности в политических правах и без самоутверждения, эта деятельность возложена на правительство.

Соловьев отличал истинную русскую мысль от различных конкретных рассуждений, которые уже приводились о ней или возникнут в соответствующих рассуждениях. Среди отвергнутых Соловьевым постановлений — идея «официальной, полуофициальной России», мнение тех, для кого древняя допетровская Русь стала идеалом.

Слепой «национализм», панславизм, секретность и «национальный специализм» видят благо России в ее изоляции от других стран и народов, особенно Запада, и критикуют ее, подвергая строгой оценке. Соловьев показывает, что изоляционистское мышление далеко от истинной истории России. К счастью, по словам Соловьева, Россия так и не пошла по этому пути. Представьте, что было бы, если бы русский народ действительно воплощал антизападные или изоляционистские идеи.

Если бы новгородцы продолжились в 9 веке, не было бы Русского государства. Если бы их раздал Владимир Киевский, Русь не стала бы христианской. Современная Россия и ее богатая культура не существовали бы, если бы боярам удалось убедить Петра не проводить реформы, ориентированные на Запад. Соловьев обращал внимание славянофилов на то, что их собственные рассуждения неотделимы от судеб мира, особенно западного мира, культуры и религии. Национализм, изоляционизм, мессианство Соловьев принимал не философские, исторические и культурные соображения, а прежде всего нравственные и религиозные соображения. Потому что эти идеологические отклонения противоречат соловьевскому представлению о божественной мужественности.

Список литературы

  1. Соловьев В.С. Русская идея // Соловьев В. С. Соч.: в 2 т. Т. 2. – М.: Правда, 1989.
  2. Соловьев В.С. Идолы и идеалы // Соловьев В. С. Соч.: в 2 т. Т. 1. – М.: Правда, 1989.
  3. Соловьев В.С. Русский национальный идеал // Соловьев В. С. Соч.: в 2 т. Т. 2. – М.: Правда, 1989.
  4. Соловьев В.С. Личная нравственность и общее дело // Соловьев В. С. Соч.: в 2 т. Т. 2. – М.: Правда, 1989.
  5. Соловьев В.С. Отрицательный идеал нравственности // Соловьев В. С. Соч.: в 2 т. Т. 2. – М.: Правда, 1989.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее