Современное общество требуют от людей обладания правовыми знаниями, ведь незнание законов не освобождает от ответственности, среди наиболее злободневных проблем в том числе и коррупция. Под понятием коррупция представляется применение служебного положения, взяточничество. То есть коррупция и есть как нарушение прав одного человека и оказание на судьбу другого человека. В современном мире весьма важно не допускать в условиях демократических государств распространение коррупциногенных факторов в обществе, необходимо повышать правовые знания студентов для формирования системы антикоррупционного воспитания будущих специалистов. Необходимо стратегически и тактически разработать эффективные механизмы формирования взаимоотношений и правоотношений людей, всецело противостоящих применению коррупционных моделей при осуществлении человеческих взаимоотношений.
Весьма важно разделять понятия «антикоррупционное просвещение» и «антикоррупционное образование». Под понятием антикоррупционного просвещения понимают определенную деятельность компетентных органов по распространению информации в отношении неопределенного круга людей о необходимости противодействия коррупции, в том числе формированию антикоррупционного поведения, антикоррупционного мировоззрения, антикоррупционного сознания и антикоррупционной культуры. Анализируя деятельность профессиональных образовательных учреждений, выстраивается определенная модель по формированию антикоррупционной культуры, более обобщенно –правовой культуры студентов, включающая ряд мероприятий, которые поэтапно проводятся в каждой образовательно организации: беседы о вреде коррупции, обзор нормативно-правовой базы в области регулирования коррупционных правоотношений, предотвращение фактов дачи взяток, повышения доверия как студентов к администрации образовательного учреждения, так и их законных представителей, родителей, разработка мер по обеспечению прозрачности деятельности образовательного учреждения, в том числе освещением деятельности организации на сайте учебного заведения. Таким образом, создание нравственно-психологической атмосферы, направленной на профилактику коррупции в профессиональном образовательном учреждении [1, с.100]. Также важно выделить принципы, на которых базируется антикоррупционное воспитание в Российской Федерации: предупредительный характер; комплексность, которая подразумевает системное формирование антикоррупционного мировоззрения; индивидуальность подхода; единство и партнёрство; принцип самовоспитания. Более подробно охарактеризованы формальное и неформальное направление антикоррупционного воспитание.
Формальная форма подразумевает содержание в качестве составной части антикоррупционного воспитания в основные образовательные программы. То есть данный формат реализуется преимущественно способом дополнений в образовательные программы основных дисциплин. Для эффективности и получения качественного результата необходимо, чтобы студенты осознавали важность антикоррупционного правосознания, так как это станет способствовать наличию мотивации у обучающихся во время усвоения материала. [2,с.25].
Особенности неформального антикоррупционного воспитания – это реализуется во внеучебном процессе. Есть определенные виды мероприятий неформального антикоррупционного воспитания, например, патриотические мероприятия, конференции на тему противодействия коррупции, экскурсии и т. д. Очень актуальным способом антикоррупционного воспитания для студентов будет проведение внеучебной практики с делами о коррупционных преступлениях и их последствиях. Значительно углубившись в эту проблему и проанализировав последствия этих преступлений, можно оценить степень их общественной опасности. В связи с этим, эффективно усиливается желание предотвращать подобные преступления.
В связи с вышеизложенным, можно привести следующие рекомендации по усовершенствованию антикоррупционного воспитания:
- разработка программ для улучшения качества знаний общества о проблемах коррупции;
- изучение опыта иностранных государств;
- системное совершенствование механизмов изменений антикоррупционного законодательства;
- введение в обязательные образовательные программы разделов антикоррупционного воспитания.
Таким образом, реализация программ изменения системы антикоррупционного воспитания может повлиять на формирование антикоррупционного мировоззрения у молодёжи ещё в период студенчества, а также позволит формироваться определенной гражданской позиции, направленной на борьбу с коррупцией в стране.
Список литературы
- Ганиева А.Э. Лутфуллин Ю.Р., Влияние новых профессий на формирование образовательного рынка на основе современной парадигмы управления знаниями // Международный социально-экономический журнал. 2017. №11(40). С.79-87.
- Гафарова Л.А., Лутфуллин Ю.Р. Проектное управление СМИ как новая технологическая парадигма: методологические проблемы становления // XІІІ Международная научно-практическая конференция «НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ВЫЗОВЫ ХХI века» 27-31 мая 2023 года Астана, Казахстан. 9.Филологические науки. III том. - С.20-23.