Современное российское общество и новая информационная реальность предъявляют новые требования к результатам образовательного процесса и тем принципам, на которых строится обучение. Одним из таких принципов выступает принцип метапредметности.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (далее – ФГОС ООО), утвержденного в 2012 году, одним из ключевых требований к результату освоения школьной программы выступает формирование у учащихся целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общества и государства и подразумевающему наличие и использование сложной системы взаимосвязей между всеми ключевыми областями знаний, науки, культуры, искусства, религии, морали и права с определением своего места в структуре этой системы [3, с. 320]. Не подлежит сомнению тот факт, что выстраивание вышеуказанной сложной системы предполагает включение в образовательный процесс деятельности по планомерному и целенаправленному формированию и развитию межпредметных связей, что реализуется благодаря соблюдению принципа метапредметности.
Использование межпредметных связей в современном школьном образовании является непреложным дидактическим условием осуществления образовательного процесса, позволяя школьникам получить не только конкретные знания по каждому из учебных предметов в отдельности, но и обобщенные, позволяющие применить конкретные эти знания из различных научных областей на практике, составляя из них, как из мозаики, картину окружающего нас мира, объективной реальности. Так, межпредметные связи могут рассматриваться как проявление дидактического принципа систематичности, в соответствии с которым имеет место не только их установление, но также перспективу развития и получения знаний школьниками, преемственность, позволяя увидеть им непосредственную связь между изучаемыми теоретическими понятиями и наблюдаемыми в повседневной жизни явлениями. Кроме того, принцип систематичности соответствует физиологическим особенностям периодичности мозговой деятельности человека, стимулирует школьников к познавательной деятельности, научно-исследовательской работе.
Изучение литературы в школе крайне сложный и многоаспектный процесс, а его своеобразие отмечают даже сами учащиеся, не сопоставляя литературу с другими предметами. Значительную часть времени школьники знакомятся с литературными произведениями различных стилей и жанров, написанными авторами – представителями различных культур, жившими в различные эпохи, приуроченные к различным событиям и историческим периодам. Так или иначе, в своей работе учителю приходится задействовать на уроках материал из других предметных областей для того, чтобы поиллюстрировать рассматриваемый текст, сделать описываемые в нем события более понятными для учеников, пояснить и разъяснить особенности менталитета или жизненного уклада людей в тот или иной момент истории и пр. Таким образом, современный урок литературы подразумевает наличие и умелое вплетение в структуру урока знаний из других дисциплин, использование личного, собственного опыта учащихся. При этом задача учителя состоит в том, чтобы умело показать школьникам связь литературы с другими областями знаний, культуры и искусства посредством соотнесения ее с такими учебными предметами, как русский язык, обществознание, история, география, иностранный язык, музыка, изобразительное искусство [2, с. 250].
Использование на уроках литературы межпредметных связей обусловлено не только сюжетной линией литературных произведений и особенностями исторических периодов, в рамках которых они создавались. Дело в том, что благодаря изучению метапредметных связей имеет место формирование национально-культурной идентичности у подрастающего поколения, мировоззрения, при этом художественные произведения, изучаемые на уроках литературы, играют роль своего рода инструмента познания окружающего мира, человеческой природы, социума. Школьники, приобщаясь к шедеврам мировой литературы, постигают не только искусство слово, но формируют у себя эстетический вкус, учатся грамотно использовать язык и речь, развивают собственную индивидуальность, личностные качества. На уроках литературы под руководством учителя учащиеся овладевают умениями не только читать, но анализировать, оценивать прочитанное, выражать собственное мнение, аргументировано отстаивая свою позицию [1, с. 32].
Проанализировав работы как отечественных, так и зарубежных преподавателей литературы, нельзя не отметить тот факт, что использование на уроках литературы межпредметных связей является крайне востребованным и широко применяется в современной дидактике и методике, как в России, так и в других странах. К примеру, на территории Финляндии, которая знаменита своим высоким уровнем школьного образования, на базе литературного образования даже объединили несколько учебных предметов в один [3, с. 335].
Не подлежит сомнению тот факт, что именно за использованием и активным применением межпредметных связей на уроках будущее российского образования. Как показывает практика, практическое применение межпредметных связей на уроках стимулирует повышение заинтересованности детей в освоении новых знаний. К основным достоинствам использования межпредметных связей на уроках литературы следует отнести не только развитие личностных качеств учащихся, но и улучшение их понятийного мышления, увеличение информационной емкости уже имеющихся и формируемых понятий. Новые знания, которые воспринимаются школьниками, не просто фиксируются как отдельное явление или предмет, но становятся частью системы, позволяя осознать место литературы в общей системе научного знания.
В современной научно-методической литературе выделилось несколько направлений, в рамках которых исследуется использование межпредметных связей на уроках литературы. К первому направлению, характеризующемуся использованием межпредметных связей на уроках литературы и русского языка, относятся исследования Леонова С.А., Коровиной В.Я., Ладыженской Т.А. Представителями второго направления, которые занимаются изучением взаимосвязи литературы и истории, выступают Леонов С.А., Дановский А.В., Лукаш А.Ф., Подругина И.А., и пр. Изучениею межпредметных связей литературы, музыки и изобразительного искусства посвящены работы Колокольцева Е.Н. [1, с. 33]. Несмотря на различия в направлениях, большинство исследователей сходятся во мнении, что использование межпредметных связей на уроках литературы, как и материала из других областей, не должно быть случайным явлением или единичным: включение материала других учебных дисциплин должно носить систематичный характер, а сам такой материал должен иметь как теоретическую, так и практическую направленность, быть включен в задания на этапе закрепления и контроля.
Таким образом, использование межпредметных связей на уроках литературы является неотъемлемой частью учебного процесса. Соответствуя российским образовательным стандартам, межпредметные связи позволяют не только глубже и лучше понять изучаемое предмет или явление за счет комплексного, всестороннего с ним ознакомления, но также стимулируют развитие познавательной деятельности школьников, повышают их мотивацию к осуществлению образовательной деятельности в целом.
Список литературы
- Аншевица С.Н. Взаимосвязь литературы, живописи и музыки на уроках литературы / С.Н. Аншевица // Русский язык в школе. – 2019. – №6. – С.30- 33
- Гевуркова Е. А. Метапредметные умения старшеклассников: способы развития / Е. А. Гевуркова // Инновационные научные исследования: теория, методология, практика: сборник статей X Международной научно-практической конференции 10 сентября 2017 г., г. Пенза. – Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г. Ю.), 2017. – С. 249-253.
- Суходимцева А.П., Сергеева М.Г., Соколова Н.Л. Межпредметность в школьном образовании: исторический аспект и стратегии реализации в настоящем // Научный диалог. – 2018. – №3. – С. 319-336