Воспитательное значение и смысловые особенности слов назидания абая

Воспитательное значение и смысловые особенности слов назидания абая

В статье, названном воспитательным значением и смысловыми особенностями слова назидания, будет представлен анализ слов назидания Абая, их смысловых, содержательных особенностей, многообразия языково-жанровых типов. В целом, чтобы глубже понять особенности характера казахской нации, ее трудовой профессии и обычаев, которые были заложены в словах Абая, мы должны всесторонне понимать слова Абая.  Особенности слов назидания, мысли, которые, в частности, это краткое изложение истории создания данной темы. Мудрый Абай потратил столько времени на изложение своей мысли в конце своих годов. Прочитав слова назидания Абая, мы узнаем, что он был так сильно разозлен, что он был вынужден написать слова назидания. В статье авторы рассмотрели основные мысли слова назидания Абая с первого по пятому слову.

Авторы публикации

Рубрика

Филология, лингвистика

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 5 (50), февраль ‘22

Дата публицакии 31.01.2022

Поделиться

Сакен Жунусов в конспекте лекции, прочитанной Мухтаром Ауэзовым еще в студенческие годы, писал о тематической специфике слов назидания Абая: «Эти слова – это большой труд по теме, по информации внутри. Проблемы в нем, факт, материал был проверен и обогащен. И то, что он нашел эти материалы, - дело удивительное " [1.59].

Слова назидания стали первым прозаическим произведением в казахской литературе. Абай использовал слова назидания для объяснения своих стихов, примеров Акли и накли, своего рода произведение, которое ранее не использовалось в литературе. С точки зрения языковой специфики, стилевого превосходства черных слов, ранее не повторялось. Мухтар Ауезов точно сказал: "по стилю, по содержанию эти произведения являются разновидностью художественного слова, найденного самим Абаем. Иногда это критика, мыслитель и, чаще всего, завещание, посвященное вопросам нравственности, нравственности» [2.204]. Многие из своих стихотворных слов Абай видит в том, что они не всегда понятны ученикам и слушателям своего времени. Это меня - ведь так и было. Абай, учитывая это, теперь в слове "Кара" передает некоторые из своих мыслей новым словом, которые звучат в тех же стихах. Об этом, убедившись в результатах глубокого исследования современного писателя Мухтара Ауезова, говорит тот факт, что слова назидания являются определением, открытостью черных стихов: «тогда о слушателе у Абая много сомнений. Некоторые глубокие заветы, гнетущие мысли могут не доходить до сознания слушателей этого. Поэтому в стихотворных выступлениях можно осветить, смягчить и урезать некоторые просветительные, нравственные великие мысли и противоречия общественной борьбы, раскрыть его правдивую и сильную гражданскую критику. При этом возникают противоречия, встречающиеся в стихотворении поэта, и более заметные исторические узконаправленные понятия» [2.205]. Поэтому в некоторых словах назиданиях мысли, которые произносятся в предыдущем стихотворении, пересказываются простыми, легкими понятиями. Об этом Абай беседует со своим учеником, слушателем. И над этим повествованием говорят такие вещи, как нравственные проблемы: справедливость, честность, беспристрастность, любовь к истине, страсть к науке, бережливость к труду. Или, говоря о всех таких чертах характера, как жалость, лживость, тщеславие, гордыня, карьеризм, сплетни, подлость, разночтение, Абай первым думает о том, чтобы сделать эти вещи достойными внимания слушателя. Приводит примеры слов и мыслей. Иногда, сидя перед своими глазами, задает вопросы своему слушателю. Он сам с ним в ответе и беседовал. Примеры взяты из дневника времен Абая. Эти же примеры иногда вызывали смех, а иногда и насмешки.

В связи с ограниченностью человеческого познания, в науке, в социологических концепциях, в обучении чужим знаниям, в словах агитации и назидания возникает система критики, когда ты взвешиваешь чужие дела, проверяешь, что тебе нравится, что тебе не нравится. Слово Абая затрагивает мировоззрение, религию, социум, слова завета, критикует характер страны... В то время как другие люди помнят пример, слово "кара", пришедшее из казахской земли, было в то время как М. Жусуп, Ыбырай Алтынсарин, Чокан, написанный на русском языке, вместе с работой, которая началась с Абая.

Первое, что коснулось слов назидания, – это богословское познание Аллаха, как указывает А. Жаксыкулов в хадисах пророка Мухаммеда.

В словах назидания заключена философия жизни, в казахской литературе давние мотивы - либо хорошее, либо плохое. Принцип жизни, которым придерживается народ, принцип жизни Абая - это не сухая ментальная дидактика, а логика существования человека в гармонии с законами мира, выходящими за рамки его воли. Предоставляю тематический обзор с первого до шестого слов назиданий Абая, чтобы глубже понять значение этих слов.

Первое слово-произведение, написанное в разных смыслах по теме. Здесь наряду с мемуарным стилем, системой пассимистического образа, историко-философским написанием слов назидания .По содержанию это слово написано как предисловие к другим словам, по специфике содержания. Человек, читающий слово, скорее всего, почувствует двойственность. С одной стороны, ты видишь человека, который всю свою жизнь прожил, спорил, боролся, видел суету, имел налет на жизнь, устал, скучал, страдал от забот, выражающих беспомощность перед предстоящими днями, с другой стороны, мы видим мудрого человека, философски переваренного из этих невыносимых дел. Абай-человек своего времени, анализировал в своих стихах и словах назидания главного. Это: пастьба страны, пастьба скота, пасть науку, пасть религию, пастьба детей. Страна разочарована выпасом и, говоря о том, что не может пасти скот, приводит конкретные доказательства того, почему наука не может пасти. В своей среде нет человека, который бы говорил слово наука, если бы не знал, у кого ты спрашиваешь, у кого ты знаешь. Как только это происходит, сама наука-это душевная боль. Абай говорит, что для того, чтобы исповедовать религию, нужно сохранять спокойствие. Ни в настроении, ни в видении нет покоя, ни в мысли, где религия, где суфизм. Например, в первом слове  Абай говорит о том, как он начал писать. Он содержит биографические данные и дает вдумчивое представление о своем общем творческом труде. Но потом не вернется к этой теме ни в одном другом слове. Абай о суфизме останавливается в тридцать восьмом слове. Однако в этой речи не было полностью раскрыто о религии, о суфизме. Поэт говорит, что религия нуждается в спокойствии, чтобы пасти. А разве не религия-одна из духовных сил, приносящая покой в стране? В слове этот вопрос расплывчат. Доказательство того, что ребенок не получает оценки, очевидно. Я не знаю, где мне жить, где учиться, что делать, - говорит Абай. Если углубиться в эти мысли, то можно увидеть не уныние поэта, а недовольство общественным бытием, ставшее для человека не пространством для его характеристики жизни. От этого возмущения поэт приходит к следующему: «наконец-то я подумал: пусть я напишу то, что пришло мне в голову, пусть я нарисую на белой бумаге и черными чернилами, пусть кто-то найдет нужное слово, пусть пишет, пусть читает, пусть говорит, что не надо, я сказал свое слово и, наконец, привязался к этому, у меня больше нет работы " [3.89]. Абай сам «выступает против». Страна не садится, скот не садится, наука не садится, религия не садится, дети не садятся. И пусть все, что приходит мне в голову, будет на бумаге, кто найдет нужное, тот сделает нужное: «все, что приходит в голову» Абая - это все те вопросы, которые он сам «сбежал в конном тоне». И страны, и ребенка, и науки, и религии. В словах назидания все это нашло поле в поле национальных интересов.

Второе слово. Это сборник психопедагогических слов, которые широко передают казахскую атмосферу. Один из самых откровенных комментариев о характере казахов, о том, как они создают условия для национальных ценностей, прозвучит в этой группе слов назидания. Абай говорит казахскому ребенку о том, что он в те времена был честным профессионалом, сравнивает с казахским народом другие народы физически, психологически, этнически. В соседних странах, таких как казахская, ногайская, татарская, сарт (узбекская), русская, казахская публика проявляет справедливое дружеское отношение. Разговор начинался как легкая шутка, как будто сидящий в толпе слушателей, иронично высмеивающий неопровержимый поверхностный эгоизм своего народа, а затем переходящий к истинно критическим мыслям, скрывающим под притчей юмор. Все те страны, которые любят труд, ценятся как избыточные, вложенные в казахстанскую трудолюбие и отдающие этому труду пример промышленности, народу, который в наше время остается после всех соседних стран. Принцип «найди быдло за ослом», дуняуи прорабатывает, чтобы выйти из тупика, быть свободным, быть великим, «верить в себя, свой труд».

В третьем слове интерес во втором слове продолжается. Если бы урожай, торговля, искусство были вложены в науку-казах был бы ленивым, трусливым, бескорыстным, гордым, глупым, невежественным и бесчестным. С точки зрения темы, третье слово тоже само по себе очень разнообразно. В этом слове Абай с горечью говорит о казахских вождях, правивших казахской Сахарой, при желании наблюдавших за казахом, при желании возвышавшихся над ним, о акимах, следователях, судах. Для того , чтобы спор внутри страны был легко разрешен, говорят, что не было танцев, избранных правительством Королевства. В третьем слове он говорит о необходимости поиска культуры, торговли, искусства, науки, связывая их с условиями жизни, основными харакетами, повседневными делами страны, четко, всесторонне анализируя жизнь народа, поведение, мысли представителей различных групп. Волостные выборы в полной мере учитывают конкретную общественную обстановку того времени, обычаи, понятия страны. Человек, правящий страной, должен хорошо знать течение времени, нужды страны, а также уметь использовать для нового времени такие методы управления страной, как «старый путь Есимхана», «семь уставов Тауке хана». Найти служить скота, дальние-далеко, туда, где все усилия на то, что речи о необходимости продолжить изучение науки по вопросам воспитания детей возрастает. "Кто-то желает ребенка от Бога. Что он делает с ребенком?" начинается с слова Абая [3.90]. «Что он сделал с ребенком?» это, очевидно, неожиданный вопрос. Но, конечно, нет ничего странного, удивительного в том, что ребенок-это желание. Когда Абай задает такой вопрос, он стремится обратить особое внимание на то, каковы будут перспективы этого ребенка, чего ждут от него родители.  «Что он сделал с ребенком?» - это то, как его воспитывают.

И тема четвертого слова выходит сама за себя по-другому. Проблема, о которой говорится в этом слов - это не просто форма смеха, а состояние смеха. В этом Завете затрагивается одна тема, о которой многие говорили еще в прошлом стихотворении - это мысль о смехе, критика. В этом слове Абай говорит о своей философии жизни как о духовном стержне, на который человек опирается, чтобы жить своей жизнью. В вечном вопросе о том, в чем человек находит благодать мира в измерении жизни, Абай говорит: «сначала почитай Бога, а потом, опираясь на свою добродетель, будь здоров, работай, получай от добра назидание, твори разумное назидание» [3.93].

Пятое слово. В этом слове Абай подчеркивает, что казахские заботы, заботы не ради науки, и не ради спокойствия, образования, справедливости, а заботятся они только о скоте, уходят по пути, построенному на хитросплетениях поиска того скота, опять же, обращаясь к жизненным принципам, становятся аморальными. В этом слове критикуют некоторые казахские пословицы. В своем выступлении Абай привел группу пословиц и обозначил их значение. В этом и заключается невежество в самом сознании народа, его поведение, порождаемое тьмой, несовершенством, осуждением поступков. Проверяя скотоводство, Абай ставит вопрос о том, как и каким образом можно найти скот. Без труда, тяжело поддается людям, склонным к поиску домашнего скота. Ценность этих критических суждений заключается в том, что Абай хорошо заметил, что такие пословицы можно понять с разных сторон. С учетом того, что есть немало тех, кто пытается использовать их для оправдания мирской власти. Абай считает малокомандство, ненасытную жадность символом невежества, безудержности, которые не движут человеком.

В заключение хочется сказать, что слова назидания Абая - драгоценное сокровище, приобщенное к его поэтическому наследию. Мы видели произведения Абая, связанные с историческими реалиями его времени, общественным строительством, а также со всем многообразием невежества, эксплуатации, произвола. Оценка слов назидания в полной мере отражает ситуацию времен Абая, историческую реальность. Правда, для нашего времени все реалии среды, в которой Абай критикует и рисует, все болезни и цели, которые Абай отмечает, сидя в этой среде, связанные с повседневной жизнью, некоторые внушительные мысли – все устарело. Для нашего общества Абай – это отсталый мир, полностью отдаленный от исторической среды и общественной реальности, в которой он жил. С этой точки зрения следует сказать, что мечты и содержание, идеалы черных слов ценны только в историческом отношении. Второе – если брать моральные заповеди Абая о нравственности, то среди них немало и оценочных реалий, и воспитательных соображений современности. Это понятные моменты, не требующие особого распространения и анализа.

Глава государства Н.А.Назарбаев сказал: «Мы должны достичь духовной независимости во всех сферах, максимально развивая свою национальную систему мышления, историческое познание, духовную культуру». Если честно, то в нашем сознании этого вопроса не хватает, хотя прошло тридцать лет с момента обретения независимости. Что должно привести к его достижению, должно быть налажено и воспитательное дело, а главное - национальная система воспитания.

Список литературы

  1. Жунусов С. М. конспект лекции Ауэзова об Абаеведении студента С.Жунусова.- Алматы: Санат. 1996, с.59;
  2. М. Ауэзов. Абай Кунанбаев. Монография. - Алматы: Санат. 1967, с.204, 205;
  3. Абай. Полное собрание сочинений. Том 2. - Алма-ата, Жазушы. 1995, с.89,90, 93.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary