Сложно переоценить важность творческого и креативного подхода в решении самых разных проблем и задач. Для прогрессивного развития общество всегда будет нуждаться в людях, способных предлагать и реализовывать интересные творческие идеи. Именно поэтому крайне необходимо воспитывать в людях способность к творческому созиданию ещё с раннего детства. Дети – это фундамент нашего будущего и то, каким оно будет, всецело зависит от того, что мы заложим в них. Важно развивать в детях не только умение читать, считать, писать, быть частью социума, но и способность видеть прекрасное, обращать внимание на него, ценить, а также создавать собственными руками. Такому развитию будут крайне эффективно способствовать занятия декоративно-прикладным искусством [1]
В.А. Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарование детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобразительности в движениях детской руки, тем умнее ребёнок». Раннее приобщение ребёнка к творчеству – это залог будущих успехов. В процессе творческой деятельности, ребёнок будет развивать такие психические процессы, как концентрация, восприятие, воображение, терпение, образное мышление, что поможет ему как можно лучше и быстрее усваивать всю дальнейшую информацию, а соответственно, как выражался В.А. Сухомлинский, быть умнее [3].
Декоративно-прикладное искусство развивает и обогащает в детях свободу, раскрепощённость, наблюдательность, индивидуальность, нестандартность мышления, формирует художественно-эстетический вкус, а также стремление творчески преобразовывать мир. Всё это без сомнения развивает художественные способности. В процессе творческой деятельности дети учатся самостоятельности, применяя ранее изученные выразительные средства при выполнении поставленных творческих задач. Кроме того, занятия по декоративно-прикладному творчеству развивают мелкую моторику рук, абстрактное и конструкторское мышление детей, формируют такие мыслительные операции, как: синтез, сравнение, обобщение и анализ, что в значительной степени повышает их умственные способности. Декоративно-прикладное искусство обогащает чувственный опыт ребёнка, который неразрывно связан с развитием чувственного познания – восприятия, ощущения и представления [5].
Создавая изделия декоративно-прикладного искусства, дети закрепляют знания эталонов формы и цвета, познают свойства различных материалов, а также возможности их преобразования в своём творчестве. Они учатся комбинировать одни материалы с другими, получая уникальные и оригинальные изделия [2].
В работе над своей поделкой, ребёнок находит возможность самовыражаться в той форме, в которой он захочет. Наделённый природой сильным чувством свободы и потребностью в самостоятельности, ребёнок получает искреннее удовольствие от создания собственных поделок. К тому же в процессе создания изделий декоративно-прикладного искусства, ребёнок учиться видеть огромное разнообразие форм предметов, их красоту, сочетание самых разных цветов и оттенков, что способствует развитию его нравственного художественно-эстетического вкуса. Воспитание и развитие ребёнка становится в разы естественнее, багаж его знаний увеличивается [1].
Декоративно-прикладное искусство включает в себя огромное количество самых разных и интересных техник. Такой обширный набор творческих деятельностей и материалов расширяет кругозор детей, а также способствует раскрытию их индивидуальных способностей. Каждый ребёнок может найти технику и материал себе по душе [5].
Любое созданное ребёнком изделие декоративно-прикладного творчества уникально, ведь, так или иначе, оно отражает качества его личности и настроение. Занятия декоративно-прикладным творчеством способствуют становлению характера ребёнка, выражению его индивидуальности, проявлению множества положительных чувств и эмоций, развитию его творческого потенциал [1].
Даже если ребёнок не захочет связывать свою дальнейшую жизнь конкретно с искусством, те знания, умения и навыки, а самое главное, творческий подход к решению задач, которому он научился в процессе творческой деятельности, будут отличными инструментами в любой профессиональной сфере.
Список литературы
- Голубева, Е. С. Роль декоративно-прикладного искусства в развитии творческих способностей детей / Е. С. Голубева. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 27-29. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/67/3455/ (дата обращения: 28.10.2023).
- Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество (конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией) : учеб. пособие / Т.Г. Казакова. - М.: Изд-во Просвещение, 1985. – 192 с.
- Олешков М.Ю. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины: основные понятия и термины / М.Ю. Олешков, В.М. Уваров. – М. : Спутник+, 2006. – 191 с.
- Соломенникова О.А. Радость творчества: Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством : учеб. пособие / О.А. Соломенникова – 2-е изд. испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 168 с