Человеческие ресурсы, на современном этапе развития являются ключевыми в реализации деятельности организации на ряду с информационными, финансовыми и технологическими.
От компетенции и профессионального развитии кадров зависит эффективность деятельности и конкурентоспособность организации.
Ключевым инструментом выявления профессиональных и деловых качеств работника является аттестация. Руководство организации при проведении аттестации кадров приобретает возможность повышать эффективность управления собственным бизнесом. Так как в ходе проведение аттестации определяется потенциал и возможности человеческого капитала, что позволяет грамотно оценивать и контролировать работу сотрудников.
Проведение аттестации персонала – важный инструмент кадровой политики. Основная задача – получить информацию о квалификации сотрудников и соответствия их должностным инструкциям [4].
Необходимость в проведении аттестации и ее периодичность в отдельных случаях регулируются законодательно. В соответствии со ст. 332 и 336.1 ТК РФ, аттестационную проверку должны обязательно проходить: педагогические сотрудники – 1 раз в 5 лет; штатные научные кадры – минимум 1 раз в 5 лет, но не чаще чем 1 раз в 2 года.
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки.
Наиболее полное и точное понятие аттестации дает Кибанов А.Я. Он характеризует аттестацию, как «традиционный метод оценки персонала, при котором руководитель периодически оценивает эффективность выполнения должностных обязанностей с помощью стандартных критериев. Посредством этой формы оценки определяют соответствие (или несоответствие) работника должности» []21.
Оценка персонала позволяет узнать кадровый потенциал предприятия, получить данные для возможных кадровых перестановок. Это необходимый инструмент в рамках реструктуризации предприятия и смены должностных инструкций, создания кадрового резерва и разработки системы обучения персонала.
Рассматривая цели проведения аттестации, можно выделить несколько направлений, представленных на схеме (рисунок 1):
Рисунок 1 – Основные цели проведения аттестации персонала
Также аттестация способствует выявлению существующих кадровых проблем в организации, выявить мотивацию работников и активность стремления их к карьер ному росту, стабилизировать и улучить дисциплину сотрудников, оценить соответствие персонала корпоративной культуре организации [5]. Рассмотрим наглядно этапы аттестации, представленные на рисунке 2.
Рисунок 2 – Этапы проведения аттестации сотрудников
Подготовка аттестации начинается на первом этапе. Необходимо отметить, что этап подготовки происходит задолго до начала непосредственного проведения аттестации и заседания аттестационной комиссии [4].
В подготовительном этапе должны быть определены цели и задачи аттестации. Цели аттестации должны вытекать из стратегических целей развития организации. Далее начинается подготовка необходимой сопровождающей документации, регламентирующих проведение аттестации [4]. К документам, регламентирующих проведение аттестации относятся: положение, приказ о проведении аттестации, письменные уведомления для тех работников, которых предполагается аттестовать. Производиться разработка и подготовка бланков, протоколов заседаний, оценочных и аттестационных бланков, которые во время проведения аттестации будут заполняться на каждого сотрудника. При разработке бланков и проведении аттестации необходимо учитывать тот факт, что применительно к производственным условиям в нормативно-правовых актах не оговаривается поэтому важным условием является отсутствие противоречий Трудовому кодексу и другим законодательным актам.
Все сотрудники организации, которые подлежат процедуре аттестации должны быть заранее, в письменном виде, уведомлены о причинах и времени ее проведения, не позднее месяца до даты начала аттестации.
В обязанности работодателя включается контроль за составлением должностной инструкции для каждой должности, в которой должны быть отражен список перечень трудовых обязанностей и квалификационных требований.
Далее наступает второй этап проведения процесса аттестации – непосредственное ее проведение. В данном этапе работник производит ознакомление с перечнем вопросов. В процессе собеседования вопросы и полученные ответы фиксируются в бланк протокола заседания аттестационной комиссии. Протокол заполняется на каждого сотрудника отдельно. По окончании собеседования в протокол отражаются полученные результаты, выставляются квалификационные оценки. По завершении собеседования, комиссия продолжает рассмотрение ответов сотрудника, после чего предлагается решение на голосование, которое также вноситься в протокол. Протокол подписывается всеми членами комиссии и аттестуемыми сотрудниками организации [1].
Сроки окончательного оформления протокола должны быть определены в Положении. Принятое по результатам аттестации решение вносится в личную карточку участника (унифицированная форма № Т-2).
Заключительный этап проведения аттестации сопровождается определением результатов аттестации, которые заносятся в аттестационный лист и сообщаются аттестуемому непосредственно после голосования, указывая на сильные и слабые стороны его работы. Комиссия может дать рекомендации в отношении его продвижения (профессиональном росте) или о необходимости повышения квалификации. Заседание аттестационной комиссии протоколируется.
По итогам аттестации комиссией принимаются следующие решения
- Сотрудник успешно прошел аттестацию и рекомендован на повышение;
- Сотрудник успешно прошел аттестацию и вносится в кадровый резерв;
- Сотрудник успешно прошел аттестацию;
- Сотрудник не прошел аттестацию.
Систему аттестации можно признать эффективной в том случае, если она успешно решает задачу установления соответствия квалификации работника занимаемой должности [2].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование результатов аттестации персонала позволяет предприятию проанализировать качество работы с персоналом, провести сравнительный анализ эффективности труда работников, выделить группы неэффективно работающих сотрудников – кандидатов на сокращение, а также группы перспективного роста, члены которых могут быть включены в кадровый резерв компании.
Список литературы
- Карташова Л.В. Управление человеческими ресурсами: [Текст] Учебник / Л. В. Карташова. - 2019. - 236 с.
- Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: [Текст] Учебник / А.Я. Кибанов. – 2018. – 304с.
- Корсун, Л. Аттестация - не формальность [Текст] Л. Корсун // Библиотекарь. - 2019. - № 1. - 30,31 с.
- Кузнецова М.Е. Управление кадровыми рисками в зарубежных компаниях[Текст] / М.Е. Кузнецова // Россия и Европа: связь культуры и экономики: Прага, Чешская республика 2017г., с.320-324.
- Мугалова Ж. А. Аттестация персонала как один из важных элементов управления организацией // Вестник МИЭП. 2016. № 2 (23).
- Хижнякова А.В. Аттестация как определение творческой ценности сотрудников [Текст] А.В. Хижняков // Справочник кадровика. - 2019. - № 7. - 109-113 с.