Формирование профессиональных качеств социального работника посредством волонтерской деятельности: исследование и перспективы и рекомендации

Формирование профессиональных качеств социального работника посредством волонтерской деятельности: исследование и перспективы и рекомендации

Авторы публикации

Рубрика

Социология

Просмотры

115

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 6 (156), Февраль ‘24

Дата публикации 13.02.2024

Поделиться

В статье рассматривается роль волонтерства в развитии профессиональных компетенций социальных работников. Исследуется влияние волонтерской деятельности на развитие коммуникативных навыков, эмпатии, умения работать в команде, решать проблемы и управлять проектами. Автор выявляет ключевые факторы, способствующие развитию профессиональных навыков и компетенций у волонтеров, а также предлагает рекомендации для повышения эффективности волонтерской работы.

Введение

Социальный работник - это профессия, требующая наличия определенных профессиональных качеств. Социальная работа является одной из самых важных профессий в современном обществе. Профессионалы в этой области играют ключевую роль в оказании помощи людям, нуждающимся в поддержке и защите. Волонтерская деятельность представляет собой один из способов формирования и развития профессиональных качеств у социальных работников, позволяя им получить практический опыт в разных сферах социальной работы и научиться применять теоретические знания на практике. В данной статье рассматривается влияние волонтерской деятельности на формирование профессиональных качеств социального работника.

Методы исследования

Для изучения роли волонтерства в формировании профессиональных качеств социальных работников было проведено эмпирическое исследование, а также исследование методом опроса. Были опрошены волонтеры, занимающиеся социальной работой.

В исследовании приняли участие волонтеры, работающие в различных направлениях социальной работы, включая помощь пожилым людям, работу с детьми и молодежью, а также оказание поддержки людям с ограниченными возможностями. Эмпирическая база исследования: студентов, принимающих участие в волонтерском движении, мы опрашивали в волонтерском центре РГСУ, а также среди волонтеров молодежного сообщества «Stoлица». Выборка волонтеров составила 40 человек. Выборку студентов- «неволонтеров» также составили студенты, будущие специалисты по социальной работе, учащиеся в РГСУ в количестве 40 человек.

Профессионально-личностная позиция специалиста социальной работы характеризуется: спецификой его профессиональной мотивации и ценностно-смысловыми ориентациями; регулятивными способностями, позволяющими достигать поставленные цели и имеющимися у него профессиональными знаниями, компетенциями профессионально-личностными качествами.

Цель исследования доказать, что профессионально-личностное становление происходит более эффективно при создании следующих психолого-педагогических условий, касающихся волонтерской деятельности:

1) создание сообщества единомышленников, связанного едиными идеями, шансом реализовывать общественно важную деятельность в университете.

2)  активная причастность студентов к добровольческой деятельности ВУЗа;

3) включенность студентов в реальное взаимодействие с различными категориями клиентов учреждений социальной защиты населения в период волонтерской деятельности и учебно-производственной практики;

4) развитие культуры профессионально-личностной рефлексии всех субъектов профессиональной подготовки специалистов социальной сферы.

5) концентрирование специальных и общепрофессиональных дисциплин сущностью, идеями и ценностями волонтерской деятельности.

С учетом анализа актуальной литературы и на основе вышеизложенного, можно рассматривать развитие профессионально-личностной позиции студента социального направления в системе отношений к себе, к другим, к общению, к труду, к самообразованию, в совокупности с обеспечивающими целостность профессионально-личностной позиции, ценностным компонентами и соответствующими им показателями .

Результаты исследования

Результаты проведенного исследования показали, что волонтерство играет важную роль в формировании профессиональных качеств и компетенций социальных работников. Так, волонтеры, участвующие в волонтерских проектах, развивают навыки коммуникации, работы с людьми, решения проблем и управления проектами.
Результаты опроса показали, что волонтеры, занимающиеся социальной работой, отмечают положительное влияние волонтерства на формирование профессиональных качеств. Они отмечают, что волонтерская деятельность помогает им развивать коммуникативные навыки, эмпатию и умение работать в команде. Также они отмечают, что волонтерство помогает им лучше понять потребности людей и научиться решать их проблемы.

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что волонтерская деятельность является важным инструментом формирования профессиональных качеств социального работника. Однако для повышения эффективности этого процесса необходимо уделять больше внимания обучению волонтеров и созданию условий для их взаимодействия.
На основании полученных результатов исследования рекомендуется использовать волонтерскую деятельность как один из инструментов формирования профессиональных качеств социальных работников. Для повышения качества волонтерских программ необходимо уделять внимание обучению волонтеров, разработке программ, учитывающих индивидуальные потребности и интересы волонтеров, а также созданию условий для обмена опытом между волонтерами.

Список литературы

  1. Иванова Л.К. Добровольческая деятельность как средство воспитания будущих социальных работников и педагогов / Л.К.Иванова // Теория практика развития качества образования в условиях школы и педагогического образовательного учреждения: сб. науч. тр. - Новокузнецк, 2014. - С. 56-72
  2. Махова Н.П. Профессионально-этические основы социальной работы / Н.П. Махова, А.В. Филатов. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2013. - 90 с.
  3. Ошехина О.В. Волонтерство как технология воспитания студенческой молодежи / О.В. Ошехина // СОЦИС. - 2017. - № 5. - С. 57-64
  4. Романов П.В. Социальная работа в современной России: анализ статуса профессиональной группы / П.В. Романов, Е.Р. Ярская-Смирнова // Социологические исследования. - 2014. - № 10. - С. 60-69
  5. Середа В.А. Добровольческая деятельность как форма социальной активности / В.А. Середа // Социальные технологии, исследования. - 2018. - № 4. - С. 27-31
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее