Украшения и аксессуары как элемент одежды современных студентов

Украшения и аксессуары как элемент одежды современных студентов

Авторы публикации

Рубрика

Социология

Просмотры

12

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 25 (123), Июль ‘23

Дата публикации 30.06.2023

Поделиться

В статье представлен анализ проблемы использования студенчеством украшений и аксессуаров, проведенный на основе полевого материала, собранного среди студентов 1-5 курсов ГГПИ. Выявлена роль украшений и аксессуаров как элементов одежды современных студентов, а также их типы, виды и функции.

Актуальность исследования охватывает несколько сторон. Современный человек использует большое количество самых разнообразных украшений и аксессуаров. Функциональность современных украшений очень богата. «Украшение или аксессуар, будучи связан с материальной культурой и имея прикладной характер, вместе с тем становится выражением духовных исканий человека» [1, с. 7]. Объектом нашего внимания стали студенты ФГБОУ ВО ГГПИ им. Короленко. Цель исследования – выяснить, какую роль украшения и аксессуары играют в одежном комплексе современного студента и формировании его образа. Задачами исследования являются: на основе анализа ответов студентов выявить преобладающие типы украшений; выяснить и охарактеризовать мотивы и факторы, которые влияют на выбор украшений и аксессуаров, дать им характеристику; определить функциональность украшений и аксессуаров в образе студентов; выяснить, каковы основные тенденции в создании образа студента.

Основой для написания работы послужили полевые материалы, которые были собраны методом анкетирования и беседы. В анкетировании и беседах было задействовано 68 человек. Это студенты 1-5 курсов вуза. Большее количество информантов – студенты в возрасте 19-20 лет, среди которых доминировали женщины (82,4%), мужчин представляли только 17,6 % опрошенных. В опросах и равно количество респондентов с разных факультетов сильно отличалось. Преобладающим числом опрошенных студентов стал историко-лингвистический факультет: студенты этого факультета составили половину всех респондентов.

Второй этап работы с респондентами заключался в личной беседе с респондентами. Было отобрано и опрошено около четверти студентов с разных факультетов: историко-лингвистического, педагогического и художественного образования, социальных коммуникаций и филологии. Среди собеседников также преобладали, как и на первом этапе, историки и лингвисты. В этом случае гендерной соотношение было равным.

В ходе исследований и решения поставленных задач, мы пришли к следующим результатам. Во-первых, оказалось, что украшения носит преобладающее количество опрошенных – 94 % всех информантов.

Нам удалось выяснить, какие типы украшений преобладают среди наших респондентов. Самыми популярными видами украшений среди студентов являются подвеска (71%), кольца (71%) и серьги (69,6%). 41 (59,4%) человек высказался также и в пользу браслетов, а вот броши-цепи не пользуются такой большой популярностью у студентов.

Выявляя самый популярный материал используемых украшений, мы выяснили, что им является серебро. Кто-то привык хранить верность одним и тем же драгоценностям, несущим в себе символическую ценность. Кто-то — ежедневно примерять на себя трендовую и яркую бижутерию. Не смотря на отличия в материалах украшений, они в любом случае могут оживить и дополнить любой образ.

В предпочитаемых аксессуарах лидирующее положение заняли часы, далее расположился ремень. Такие аксессуары, как платки и значки заняли среднюю позицию. А очки и резинки для волос остались в меньшинстве.

Опрошенные нами респонденты начали носить украшения в разном возрасте: это связано с разницей в причинах и поводах, мотивах выбора украшений и в будущем. Из причин, которые побудили начать носить украшения, среди студентов более популярными были: прокол ушей по пожеланию родителей, подарок в качестве украшения, личное желание.

Мы выделили следующие мотивы и факторы, которые влияют на выбор вида украшения и аксессуара (по убыванию): привлекательный внешний вид, красота украшения, украшение в качестве подарка, следование моде, дополнение образа, соответствие  своему стилю, жизненная необходимость, внесение разнообразия в жизнь, «придание солидности» [ПМА, муж., 2000 г.р.]  и уверенности в себе, «Украшения мне подходят» [ПМА, жен., 2002 г.р.].

Любопытно, что такой мощный фактор, как мода, практически не проявился в ответах студентов, однако исследователи считают, что студенты больше вовлечены в потребительский модный процесс по сравнению с другими возрастными группами [4, с. 89], [2, с. 545]. Многое в студенческой среде подвержено влиянию моды. Представители учащейся молодежи склонны к следованию моде как к регулятору их поведения и более отстранены от реалий общественной жизни. Хоть и небольшое количество респондентов все-таки отметили влияние модных тенденций на выбор украшений. 

Самым главным фактором, влияющим на выбор аксессуаров, является удобство, так как этот фактор является почти всегда основополагающим в различных ситуациях выбора человека. Также высокие позиции критерия «соответствие стилю и / или настроению».

Выясняя цель ношения украшений и аксессуаров, мы выявили следующие причины: дополнение или создание образа (17), эстетическое удовлетворение (19) и практическое применение (10). Также студенты отметили, что носят украшения, потому что они имеют для них большую значимость, «являются талисманом» [ПМА, жен. 2003 г.р.], а также «подчеркивают индивидуальность» [ПМА, муж. 2001 г.р.]. Некоторые носят украшения ради комфорта, а в единичных случаях это стало привычкой или подражанием кумиру.

Изучая проблему конструирования внешнего облика, В.А. Лабунская подтверждает личностную обусловленность оформления внешности и отмечает, что внешний облик является «формой объективизации внутреннего мира личности, способом конструирования своего «Я» я для самого человека и других людей» [3, с. 208].

Следует выяснить и такой вопрос, как способ появления украшений и аксессуаров в жизни молодого человека или девушки. Самым часто встречающимся является дарение (89,9%), далее следует покупка (84,1%). Интересно, что более четверти студентов отметили собственное изготовление, реже других встречались наследство находка.

Особое значение украшений и аксессуаров респонденты связывают с таким фактором, как подарок от близкого, любимого и важного человека (41 из 68). Также многие студенты отметили, что носят украшения, так как они напоминают им о каком-либо человеке, например о бабушке, о подруге или о любимом:  «Практически все украшения мне подарили дорогие мне, близкие люди. Эти украшения мне очень важны, поэтому я всегда ношу их» [ПМА, жен. 2003 г. р.]. Особое значение украшений для некоторых людей состоит в том, что они связаны с определенным местом или событием или являются счастливым талисманом: «В том числе некоторые украшения я наделяю, так скажем, символическим характером, у меня есть украшения, которые я надеваю на удачу, например, или чтобы себя как-то спокойнее чувствовать» [ПМА, жен. 2003 г. р.]. Кто-то к особому значению украшения приписывает повышение статуса, а кто-то связывает его с мечтой и собственным творчеством.

С украшениями часто связана интересная, запоминающаяся, важная для человека история, которая вызывает сильный эмоциональный отклик. Для значительного числа респондентов такая история связана с близкими людьми. Некоторые поделились историями их украшений, которые связаны с событиями и местами, например, с археологической или вожатской практикой. Не раз встречался рассказ о потере украшений – как забавная и яркая история. Существуют и необычные случаи, например, покупка платка для похода в церковь, чтобы помолиться за экзамен (2 человека), самостоятельное изготовление украшений в качестве подарка (2 человека). Среди студентов широко распространено мнение о том, что украшения могут обладать магическими свойствами. Однако не все респонденты придерживаются такой позиции. В пользу мнения, что у украшений и аксессуаров нет и не может быть магических свойств, приводят в основном следующий довод: вера в магические свойства подобных предметов является суеверием, и все подобные несуществующие свойства появляются лишь в нашем изображении. Те, кто все-таки считает, что у данных предметов есть такие свойства, имеют личные  причины для этого суждения: «Украшения сохраняют энергетику носившего человека и могут ее передать следующему владельцу» [ПМА, жен. 2004 г.р.]; «Без маминого кулона я не хожу ни на один экзамен» [ПМА, жен. 2001 г.р.]. Кого-то они успокаивают, являясь своеобразным анти - стрессом. Некоторых же в магических свойствах украшений убедили их друзья. Один респондент весьма логичен в своем отношении, когда говорит, что «трудно не верить в магические свойства, когда часы на руке показали отрицательный пульс» [ПМА, муж. 2000 г.р.].

Выясняя материальную сторону вопроса, удалось выявить примерный диапазон цен одной единицы украшений либо аксессуаров: чаще всего – для более трети информантов – это 1000-3000 рублей. Основным источником дохода студентов является стипендия (главным образом академическая) и материальная помощь родителей. Некоторые студенты имеют подработку, но, несмотря на это, при покупке всегда обращают внимание на цену. Один из респондентов на вопрос «Приобрели бы вы украшение или аксессуар, превышающий ваш лимит на покупку?» ответил: «Для себя – нет, но для кого-то, скорее всего да» [ПМА, муж. 2003 г.р.]. Другой респондент ответил: «Я в первую очередь обращаю внимание на сам объект, его внешний вид. Конечно, ценовое ограничение тоже есть, в связи с ограниченным бюджетом. Но если украшение очень понравиться, я могу откладывать на него деньги определённый период, и потом купить» [ПМА, жен. 2003 г.р.].

На вопрос «Можете ли вы обойтись без украшений и аксессуаров или полностью отказаться от них?» положительный ответ дал 21 студент, но  у большинства он был отрицательный - 47. Следует отметить, что большинство студентов, которые бы не смогли отказаться от украшений и аксессуаров, были девушками. Те, кто ответили, что могут отказаться от украшений и аксессуаров полностью аргументировали это тем, что «украшения – это не главное» и «без них даже удобнее». Есть студенты, в жизнь которых украшения вошли как привычка (12). Многие отмечают, что не будут отказываться от аксессуаров и украшений, так как они дополняют их образ (6). Некоторые студенты высказались, что украшения являются частью их самих (6) и что с аксессуарами и украшениями им гораздо комфортнее (4). Так мы видим, что большинство опрошенных студентов не желает  и не будет полностью отказываться от ношения украшений и аксессуаров по различным причинам.

В процессе исследования мы выяснили, что современные студенты – активные потребители и носители украшений и аксессуаров. Они ежедневно пользуются украшениями и аксессуарами, активно используя все их функции – практически независимо от гендерной принадлежности. Создание образа студента во многом зависит от современных трендов и личных предпочтений. Среди преобладающих типов украшений оказались подвески, кольца, серьги и браслеты, среди аксессуаров – часы и ремни. Согласно результатам опроса, основными мотивами и факторами в выборе украшений и аксессуаров для респондентов является их практическая функция – удобство, эстетическая – соответствие образу, стилю в одежде, духовная – наделение предмета особыми характеристиками (напоминание о событии, человеке и т.п.). В результате анализа опроса, была выявлена главная функция украшений и аксессуаров – эстетическая.

Таким образом, украшения и аксессуары выступают важным элементом одежды, участвуют в формировании образа молодого человека (студента), являющая собой не только материальную, но и духовно-эстетическую ценность.

Список литературы

  1. Береговая О.В. Функции и топология костюмных украшений: история и современность / О.В. Береговая // Известия Уральского государственного университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. – 2008. – № 55, вып. 15. – С. 119-128.
  2. Жиляева А.А. Роль бренда в потребительской культуре молодёжи / А.А. Жиляева // Молодой ученый. – 2020. – № 49 (339). – С. 545-546.
  3. Лабунская В.А. Самооценка, ценность, значимость внешнего облика в студенческой среде и удовлетворенность жизнью / В.А. Лабунская // Южно-российский журнал социальных наук. – 2019. – № 4. С. 198-209.
  4. Нархова Е.Н. Культура потребителя российского студенчества: статья в сборнике статей / Е.Н. Нархова // Российское студенчество на рубеже XX-XXI веков: трансформация системы ценностей: Сб. науч. тр. – 2012. – Сер. «Проблемы философии». – С. 86-97.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее