Социальное служение. Особенности понятия и осуществления деятельности в рамках социального служения

Социальное служение. Особенности понятия и осуществления деятельности в рамках социального служения

Авторы публикации

Рубрика

Социология

Просмотры

1194

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 2 (152), Январь ‘24

Дата публикации 21.01.2024

Поделиться

Социальное служения является самым главным показателем развития общества, а также ответственности каждого члена этого общества. Являя собой бескорыстное участие и помощь, благотворительность – социальное служение может быть сильным рычагом в развитии благосостояния государства и осуществления функций гражданского общества.

Само понятие «социальное служение» практически не отражено в словарях и встречается исключительно при освящении темы социальной работы. Основным источником описания данного понятия являются источники религиозной литературы. Кроме этого, существует Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служениюв Русской Православной Церкви, который был создан в 1991 г.

Изначально социальное служение берет свое начало благодаря католическим орденам, а именно: в ордене Св. Франциска Ассизского. Основную суть социального служения составляют: помощь людям, находящимся в трудной жизненной ситуации, помощь материально неблагополучным семьям, организация церковных школ.Нередко тогда и даже сейчас происходит искажение смысла понятия «социального служения», где акцент делается не на религиозную, а социальную составляющую.

Английский драматург и прозаик Джон Голсуорси высказался так по этому поводу в своей книге «Конец главы»: «Забавно все-таки: религия почти мертва, потому что практически больше никто не верит в загробную жизнь, но для нее уже нашелся заменитель – идеал служения, социального служения, символ веры муравьев и пчел! До сих пор социальное служение было уделом старинных семей, которые каким-то образом ухитрились понять, что они должны приносить какую-то пользу и тем самым оправдывать свое привилегированное положение…»[1, с. 186].

Раньше социальное служение было исключительно делом обеспеченных, аристократичных семей, существует даже поговорка, которую можно отнести сюда «происхождение обязывает», постепенно с аристократов это перешло на богатые семьи. И здесь существует свой смысл, ведь, если социальная работа изначально была способом повысить свое социальное положение, то чем хуже ситуация с социальным служением? Примерно с 1950-х годов социальное служение перестает быть просто пожертвованиями, а набирает обороты среди людей, которые на добровольных началах хотят оказывать и другую помощь, выходящую за пределы материальной. Например, создание Всемирного комитета Красного Креста, становящегося примером оказания мощной поддержки и помощи со стороны обычного населения, у которого нет ни какой-либо власти, ни поддержки извне. Социальное служение претерпевает серьезное развитие со стороны религии, общества, в частности представителей аристократии и становится особым, самостоятельным движением. Общество более активно помогает нуждающимся, и социальное служение становится добровольческим благотворительным течением.

Если обратиться к изначальному понятию термина «служение», мы можем убедиться, что это в первую очередь организация какой-либо деятельности. Исторически тут же, беря информацию из словарей, имеется отсылка к употреблению термина «служение» в религиозной литературе. Где основным выступает стремление к образу Бога. А образ Бога в русской православной церкви – это образ милосердия. Отсюда в менталитете русского человека крепко сложено стремление к служению, и в частности – это стремление к социальному служению. Такой контекст описания термина делает его еще более обширным и значимым, как для дальнейшего изучения, так и для общества в целом.

В учебном пособии «Социальная работа с молодежью» под редакцией Басова Н.Ф. дается следующее определение «социальное служение»: это общественная, добровольная, социально значимая деятельность, ставящая своей целью содействие решению социальных проблем общества [4, с 65].

Стоит отметить, что социальное служение – это не просто термин в рамках теологии, это еще и отдельная часть социальной работы.Здесь кроется взаимосвязь Церкви и общества. Ведь именно церковное учение на протяжении многих лет приводит нас к таким понятиям как «милосердие», «помощь ближним», «добровольное пожертвование». Социальное служение составляющая многих религий, не только Православия, но несмотря на это представляется одинаково независимо от контекста религии.

В одном своем интервью, протоирей В. Свешников, говорит о том, что социальное служение по своей подлинной природе –церковно; а когда проявляется в нецерковных формах и содержаниях, то вызвано отдаленным действием церковного строя жизни[2, с. 78].

И действительное, социальное служение – это прежде всего вид помощи тем, кто в ней действительно нуждается. Это не только проявление развития общества в целом, это рост каждого человека в отдельности. Ведь социальное служение – это альтруизм в душе каждого, это благотворительность, добровольное пожертвование, при чем речь здесь не только о материальных вещах, но и о времени, силах, которые личность затрачивает на помощь ближним. Все это – и есть суть социального служения.

Описывая понятие «служение», необходимо также вернуться и к понятию «милосердие», о котором мы говорили выше. По мнению Решетникова О.В., понятие «милосердие» можно квалифицировать как вид социальной институции, который выступает в качестве внутренней регламентации человеческих взаимоотношений, в виде определенных чувственно-эмоциональных установок и стереотипов восприятия, мышления и мироощущения [3, с. 39].

И, конечно, социальное служение – это не только социологический, теологический, но и психологический аспект. Само понятие альтруизм, милосердие, взаимопомощь – отражает основу человеческих взаимоотношений с точки зрения психологии, в частности социальной. Ведь именно в контексте взаимодействия людей друг с другом мы можем говорить о личности. А в обществе, где личность, оказывающую помощь другим, уважают, принимают и любят, каждый стремится к подобному отношению. Отсюда возникает мотивационная область развития общества.

Подытоживая, социальное служение – это глубоко-эмоциональный общественный феномен, который характеризует и даже отчасти определяет менталитет общества, принципы, нравственно-этические установки в социуме. Оно может стать основополагающим источником мощного развития общества, взращивать патриотическое и религиозное поколение детей, отличающихся высокими морально-духовными ценностями, этическими убеждениями и любовью к обществу, в котором они живут. Такой взгляд на помощь друг другу дает огромное преимущество перед лицом социально-экономических или иных гражданско-правовых трудностей и может стать источником сплочения населения, даже в трудные времена. Кроме этого, это создание более прочных общественных связей посредством религиозных общин. Где каждый человек понимает, что несмотря на трудности, он может с ними справиться, он будет не один, а далее, как по цепочке, уже этот человек помогает кому-то другому. Здесь также стоит отметить, что в социальном служении проявляется духовность общества, наличие в личности человека такого понятия как «душа». Ведь взаимопомощь, поддержка, альтруизм – это не только психологические характеристики личности. Это то, что питает человека изнутри и может служить сильным источником вдохновения, мотивации к действию и труду, а также способом улучшения качества жизни человека в обществе.

Таким образом, социальное служение – один из фундаментальных феноменов общества, позволяющий оказывать помощь и поддержку нуждающимся людям, способствовать развитию социума, нового поколения и каждой личности в отдельности, а также способствовать координации и взаимодействию различных организаций по оказанию более эффективной помощи людям и просвещению общества.

Список литературы

  1. Голсуорси Д. Конец главы. – М.: Азбука-Аттикус, 2014. – 864 с.
  2. Долгова Н. Б. – Философский смысл дифференциации конфессионального и внеконфессионального понимания социального служения церкви // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2012. № 27. С. 78–81.
  3. Решетников О. В. Социальное служение в России и за рубежом // Отечественный журнал социальной работы. 2006. № 2. С. 39-43.
  4. Социальная работа с молодежью: Уч. пособие/ Под ред. д.п.н., проф. Н.Ф. Басова – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2009. – 328 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 3 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее