АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Авторы публикации

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 46 (91), Ноябрь ‘22

Дата публикации 14.11.2022

Поделиться

Данная статья посвящена проблемам, которые, по мнению автора, наиболее актуальны в системе внебюджетных фондов Российской Федерации. Также раскрывается ключевое отличие бюджета от внебюджетного фонда, обосновываются недостатки консолидации бюджета и внебюджетных фондов.

Становление государства обозначило необходимость внедрения социальной защиты для малообеспеченных граждан. Для реализации данной защиты были созданы внебюджетные фонды. На наш взгляд, тема данной статьи актуальна, поскольку внебюджетный фонд позволяет обеспечить необходимую материальную защиту лицам, которые в ней нуждаются, а анализ существующих проблем позволяет совершенствовать систему социальных выплат гражданам.

Сначала рассмотрим определение термина «внебюджетный фонд». На данный момент в Бюджетном Кодексе Российской Федерации отсутствует официальное определение рассматриваемого термина. При этом данный нормативно-правовой акт раскрывает состав данных фондов, порядок составления бюджетов, доходы и расходы бюджетов, контроль над их исполнением [2, ст. 143-150].

В связи с этим нами был проведён анализ научной доктрины. Так, Э.С. Шариффулина определяет государственный внебюджетный фонд, как фонд денежных средств, который образовывается из федерального и регионального бюджетов с целью обеспечения конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное и медицинское страхование [5, с. 571]. На наш взгляд, данное определение является достоверным и достаточным, в связи с этим будем его использовать в настоящей статье.

Также для раскрытия темы необходимо обозначить процесс формирования внебюджетного фонда. Так, формирование внебюджетных фондов происходит за счет отчислений физических и юридических лиц, в рамках предусмотренных законом. К основным внебюджетным фондам относят: федеральный фонд медицинского страхования, федеральный фонд социального страхования и пенсионный фонд [1, с. 159].

Финансирование внебюджетного фонда происходит за счет специальных налогов (страховых взносов), сборов, ассигнований из бюджетов, специальных займов, добровольных взносов и доходов деятельности самого учреждения. В связи с формированием внебюджетных фондов возникает первая проблема. Так, формирование внебюджетного фонда происходит аналогично бюджетному, в научной литературе существуют различные мнения о необходимости выделения внебюджетного фонда в отдельную категорию.

Ключевым отличием данных фондов, на наш взгляд, является наличие целевой направленности. Если государственный бюджет рассчитан на все расходы в целом, то внебюджетный фонд позволяет направлять денежные средства на определенную цель. При этом ранее существовали и иногда создаются целевые фонды в рамках государственного или регионального бюджета, как например, направление транспортного налога в дорожный фонд. При этом выделение трех основных внебюджетных фондов позволяют обеспечить материальную защиту для граждан, которые в ней нуждаются. Однако возможно было создание целевых фондов в рамках бюджета, с обособлением их запретом трат на иные цели.

Некоторые исследователи выступают за консолидацию бюджетных и внебюджетных фондов. Безусловно, у консолидации имеется ряд преимуществ, например, упрощение фискальной и распределительной функции в налоговых органах. Противники консолидации считают, что объединение данных фондов, с учетом постоянного дефицита бюджета, приведет к растратам целевых средств не по назначению. Мы полагаем, что консолидирование данных фондов на современном этапе представляется нецелесообразным. Также консолидация может снизить возможности управления средствами социального обеспечения и регионы, что приведет к различным иным проблемам. Существование в научной литературе различных мнений о формировании внебюджетных фондов позволяет сделать вывод об их несовершенстве [4].

При анализе функционирования внебюджетных фондов было выявлено, что в основном проблемы возникают именно в реализации деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации. В данный внебюджетный фонд поступает 22% от страхового взноса, уплачиваемого работодателем. Так, первая выделенная проблема – дефицит бюджета Пенсионного фонда РФ. По состоянию на 2022 год размер дефицита составляет 127 907 634,7 тыс. рублей [6], что является значительным показателем. Для наглядности представим на рисунке 1 динамику бюджета Пенсионного фонда.

Рисунок 1. Динамика бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2015-2022 гг.

Источник: составлено автором.

Из представленного рисунка, мы видим, что достижение баланса между уровнем доходов и расходов бюджета находится на грани достижения, но при этом, расходы превышают доходы. Однако наблюдается тренд снижения размера дефицита. В 2023 г. по плану Пенсионного Фонда РФ в 2023 году должен впервые образоваться профицит за последние 30 лет.

Вторая проблема – осуществление информированности граждан и правильный расчет размера пенсии. Многие регионы обладают правом устанавливать надбавки, например, за вредность выполняемой работы, однако сами жители не всегда на достаточном уровне проинформированы об этом. В связи с этим возникает занижение размера пенсионных отчислений гражданам. Кроме того, со временем наблюдается динамика снижения работоспособного населения и увеличение количества лиц, нуждающихся в пенсионном обеспечении. Это связано с увеличением продолжительности жизни россиян, однако повышение пенсионного возраста позволило минимизировать данную проблему.

Кроме Пенсионного фонда на территории России осуществляет свою деятельность и Фонд социального страхования. В Фонд социального страхования уплачивается 2,9% от общего размера страхового взноса. Одна из актуальных проблем данного внебюджетного фонда до недавнего момента была выплата пособий работникам работодателем, поскольку денежные средства могли не дойти до получателя или дойти не в полном объеме. Начиная с 2022 г. произошла реформа, позволяющая лицам, нуждающимся в государственной поддержке, получать выплаты напрямую с Фонда обязательного социального страхования. Данное решение позволит усилить контроль над выделяемыми средствами. Однако оценить эффективность реформы удастся лишь со временем.

Также необходимо проанализировать Фонд обязательного медицинского страхования (ОМС). В данный внебюджетный фонд производится 5,1% отчислений от общего объема страхового взноса. Одной из основных выделенных проблем стало противоречие, появившееся в распределении денежных средств. Так, гражданин имеет право получить услугу здравоохранения не только в государственных, но и в частных клиниках. Однако начиная с 2021 г. размер возврата денежных средств частным медицинским организациям, оказывающим услуги согласно полису ОМС на федеральном уровне уменьшился. Данное решение принято в контексте повышения финансирования федеральных медицинских центров и перехода системы подчинения федеральных центров от страховых компаний к федеральному фонду обязательного медицинского страхования.

Подобное распределение противоречит развитию конкурентной среды на рынке. Частные клиники являются субъектами рыночной экономики, при этом со финансирование, осуществляемое как компенсация приема граждан по полису ОМС выступает не чем иным как эффективным инструментом развития некоммерческого здравоохранения. До внедрения данной реформы, финансирование части услуг, не входящих в перечень ОМС, федеральных исследовательских медицинских центров и федеральных клиник происходило из средств федерального фонда обязательного медицинского страхования [3, с. 386].

Таким образом, совершенствование системы внебюджетных фондов невозможно без анализа текущей ситуации. В рамках данной статьи нами были проанализированы основные проблемы формирования и функционирования внебюджетных фондов, которые осуществляют свою деятельность на территории РФ. Был выделен ряд проблем в каждом внебюджетном фонде. Такими проблемами стали: дефицит бюджета ПФР, отсутствие должной информированности о размере пенсий, снижение числа работоспособного населения, неполная выплата пособий из Фонда социального страхования, снижение объема компенсации частным клиникам, услуги в которых оказывают по полису ОМС. Проработка выделенных проблем позволит качественно улучшить деятельность внебюджетных фондов.

 

Список литературы

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 14.07.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2022. № 52. Ст. 2114.
  2. Бабкина Е.В. Современные проблемы внебюджетных фондов РФ // Экономика, бизнес, инновации. 2018. Т. 2. Ч. 2. С. 159-161.
  3. Овсянников Д.И. Проблемы и противоречия, обуславливающие снижение эффективности функционирования системы обязательного медицинского страхования // Молодой ученый. 2020. № 50 (340). С. 386-388. URL: https://moluch.ru/archive/340/76319/ (дата обращения: 25.10.2022).
  4. Садило Т.Е., Тахмазян В.Р., Неводова И.А. Внебюджетные фонды в современной экономике России // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. №6-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vnebyudzhetnye-fondy-v-sovremennoy-ekonomike-rossii-1 (дата обращения: 25.10.2022).
  5. Шарифуллина Э.С. Анализ деятельности государственных социальных внебюджетных фондов // Молодой ученый. 2020. № 48 (338). С. 571-574. URL: https://moluch.ru/archive/338/75810/ (дата обращения: 25.10.2022).
  6. Основные характеристики бюджета Пенсионного фонда на 2022-2024 гг. // Пенсионный фонд РФ URL: https://rtk.fnpr.ru/upload/iblock/c31/a1nmqjqw73tg68b2au1wrkzd6yg8ks6i.pdf?ysclid=l9okwa0dna311667647 (дата обращения: 25.10.2022).
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary