Гражданско-правовой аспект обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников полиции

Гражданско-правовой аспект обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников полиции

Авторы публикации

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 24 (122), Июнь ‘23

Дата публикации 20.06.2023

Поделиться

В этой статье рассматривается гражданско-правовой аспект обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников полиции. Материал данной статьи может быть использован при проведении занятий по гражданскому праву, а также положен в основу разработки методических рекомендаций по порядку осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудниками кадрового аппарата системы МВД России.

В царский период, меры государственной защиты государственных служащих, в том числе и полиции, были продиктованы путем осуществления различного рода компенсаций и пособий, МВД Российской Империи еще в указанный период не рассматривалось как специальный субъект страховых отношений, страховые операции осуществлялись на общих началах. Первое упоминание о законодательном регулировании страхования жизни и здоровья в царский период нашло свое отражение только в 1905 г., осуществляемого посредством проведения страховых операций через Государственные Сберегательные Кассы. Несмотря на это, законодательной предпосылкой формирования обязательного страхования жизни и здоровья в Российской Империи следует признать 1912 г., в связи с принятием закона, устанавливающего обязанность работодателей нести ответственность за 9 профессиональный риск рабочих путем осуществления страховых отношений [4, c. 46-51].

В советский период государственное обязательное личное страхование на случай гибели (смерти), ранения (контузии), заболевания, полученных в период прохождения службы (сборов) на республиканском уровне нашло свою реализацию только в 91-м году прошлого столетия посредством заключения договора между МВД РСФСР (страхователь) и Госстрахом РСФСР (страховщик). Финансирование осуществлялось за счет средств соответствующих бюджетов, а также средств, поступающих от иных организаций на основании договоров. Страховые выплаты были унифицированы и выплачивались застрахованному лицу в зависимости от наступившего страхового случая, а в случае его гибели (смерти) – наследникам. Порядок проведения страхования устанавливался Госстрахом РСФСР по согласованию с МВД РСФСР [3, c. 183].

В постсоветский период, начиная с конца 90-х годов, изменились правила выбора страховщика (в результате госзакупки при проведении конкурса), осуществление финансирования – исключительно из государственного бюджета, размер страховых выплат стал фиксированным и зависел от оклада месячного денежного содержания (месячный оклад по занимаемой должности плюс месячный оклад по воинскому (специальному) званию) сотрудника милиции, а после реформы в системе МВД России размеры страховых выплат увеличили, унифицировали и распространили на всех сотрудников полиции вне зависимости от их специальных званий и должностей. Также был изменен порядок определения выгодоприобретателя в случае смерти застрахованного лица – вместо наследников, таковыми стали близкие родственники и подопечные сотрудника. Авторская позиция относительно представленной периодизации позволяет выделить взаимосвязь и взаимозависимость между развитием страховых отношений с участием сотрудников полиции и подходом законодателя к регулированию данных общественных отношений [1, c. 51].

Можно сделать вывод о том, что установленные на сегодняшний день законодательством дополнительные права и гарантии сотрудникам полиции, выполняющим оперативно-служебные задачи в особых условиях, предоставляются исключительно в период вооруженного конфликта, несмотря на то, что прохождение сотрудниками службы в особых условиях происходит в состоянии высокой активности, а также вне мест постоянной дислокации и предполагает значительные бытовые неудобства с момента откомандирования сотрудника полиции в указанную местность.

Для устранения имеющихся коллизий в правовой регламентации обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников полиции, следует произвести законодательное изменение положений, указывающих на наличие только одного основания для получения выгодоприобретателями страховых выплат.

Стоит отметить целесообразность в законодательном закреплении положения, предусматривающего признание наследников выгодоприобретателями по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья в случае гибели (смерти) застрахованного лица [5, c. 43-46].

Кроме того существует целесообразность введения в российское гражданское законодательство в перечень страховых случаев по обязательному государственному страхованию приобретение застрахованным лицом (сотрудником полиции) профессионального заболевания, поскольку действующий объектный состав обязательного государственного страхования не покрывает все возможные риски, которые могут наступить вследствие осуществления возложенных на сотрудников полиции задач в повседневной деятельности, сопряженной с высоким риском приобретения ими профессионального заболевания.

Выявлено, что отнесение срока установления инвалидности, а не причинной связи (вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы), как ключевого основания осуществления страховщиком выплат страховых сумм, лишают застрахованных лиц положенных страховых выплат. Закрепление положений, предусматривающих ответственность страховщика при установлении инвалидности застрахованному лицу по истечении года после увольнения со службы при условии наличия объективных причин установления такого срока, а также причинной связи с о службой в органах внутренних дел, позволит увеличить права застрахованных лиц на получение страховых выплат на случай стойкой утраты трудоспособности [2, c. 475].

Отсутствие поданного застрахованным лицом заявления о страховых выплатах по наступившему страховому случаю ввиду его гибели (смерти) приводит к неправомерному отказу страховщиком в выплате указанных сумм его наследникам. Введение в действующее гражданское законодательство положения, предусматривающего возможность получения страховых выплат наследниками застрахованного лица по двум наступившим страховым случаям, позволит в полной мере обеспечить реализацию прав сотрудника полиции, а также его близких родственников на получение страховых выплат. На основании представленных теоретических научных выводов диссертантом выдвигается ряд практических предложений по совершенствованию действующего законодательства:

Нами предлагается внести изменения в подпункт 1 пункта 1 статьи 3 ФЗ от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», изложив его в следующей редакции: «….лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, направленные к выполнению оперативно-служебных задач на территории, где введено чрезвычайное положение, или в зоны вооруженных конфликтов на территории Российской Федерации, получившие в установленном законодательством Российской Федерации порядке удостоверение ветерана боевых действий».

Кроме того стоит дополнить ст. 20 ФЗ от 20.04.1995 № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» абзацем 13 со следующей формулировкой: «Страховые гарантии, предусмотренные настоящей статьей, не распространяются на лиц, указанных в пунктах 3, 4, 5, 6 части первой статьи 2 настоящего Федерального закона».

Нами предлагается внести изменения:

– в пункт 3 статьи 2 ФЗ № 52-ФЗ, изложив его в следующей редакции: «Выгодоприобретателями по обязательному государственному страхованию (далее – выгодоприобретатели) являются застрахованные лица, а в случае гибели (смерти) застрахованного лица его наследники»; дополнив абзацем следующего содержания: «В случае гибели (смерти) застрахованного лица, при условии отсутствия завещания, наследуемое имущество делится поровну между наследниками призываемой очереди»;

– абзац 1 части 3 статьи 43 ФЗ «О полиции», изложив его в следующей редакции: «3. Наследникам сотрудника полиции и лицам, находившимся на его иждивении, выплачивается единовременное пособие в размере трех миллионов рублей в равных долях в случае:»;

– в часть 4 статьи 43 ФЗ «О полиции», изложив ее в следующей редакции:  «4. Наследниками и лицами, находившимися на иждивении погибшего (умершего) сотрудника полиции (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в полиции), имеющими право на получение единовременного пособия, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, считаются

Также предлагается внести изменения в статью 4 ФЗ № 52-ФЗ, дополнив ее абзацем 8 следующего содержания: «Приобретение застрахованным лицом профессионального заболевания в период прохождения военной службы, службы, военных сборов».

Предлагается дополнить пункт 2 статьи 5 ФЗ № 52-ФЗ абзацем 11 следующего содержания: «В случае установления застрахованному лицу инвалидности по истечении одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы или военных сборов по причине нахождения застрахованного лица на лечении, страховщик не освобождается от выплаты страховой суммы».

Кроме того представляется целесообразно внести изменения:

– в пункт 2 статьи 5 ФЗ № 52-ФЗ, дополнив его абзацем 12 следующего содержания: «В случае, если застрахованное лицо не реализовало свое право на получение страховых выплат по наступившему страховому случаю по причине его гибели (смерти), право на получение страховых выплат предоставляется его наследникам. В данном случае страховщиком осуществляется страховая выплата по двум наступившим страховым случаям».

– в примечание Перечня документов, необходимых для принятия решения о выплате страховой суммы по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья…., утвержденного Постановлением Правительства № 855, изложив его в следующей редакции: «В случае гибели (смерти) застрахованного лица, право на подачу заявления предоставляется его наследникам».

Список литературы

  1. Богдан, В.В. Обязательства по государственному страхованию: Учеб. пособие / Харьк. юрид. ин-т им. Ф.Э. Дзержинского. Харьков: Юрид. ин-т, 1986. – 51 с
  2. Косаренко, Н.Н. Государство и страхование: [научная монография] / Н. Н. Косаренко; Нац. ин-т бизнеса. Москва: Изд-во Национального института бизнеса, 2007. – 475 с.
  3. Красавчиков, О.А. Юридические факты в советском гражданском праве. Москва: Госюриздат, 1958. – 183 с.
  4. Малиева, А.А. Развитие института страхования в России // Историческая и социально-образовательная мысль. 2012. № 3. С. 46-51.
  5. Павлов, С.Э. Генезис законодательства, регулирующего обязательное государственное страхование жизни и здоровья сотрудников полиции в советский период // Вестник Санкт – Петербургского университета МВД России. 2018. № 1 (77). С. 43-46.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary