Проблемы финансовой устойчивости жилищных предприятий города уфы

Проблемы финансовой устойчивости жилищных предприятий города уфы

В статье рассматривается понятие «финансовая устойчивость» с точки зрения нескольких авторов и на их основе формируется общее определение. Рассматривается причина неудовлетворительного финансового состояния организаций жилищно-коммунальной сферы г. Уфы, а также предлагаются способы его улучшения.

Авторы публикации

Рубрика

Экономика и управление

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 14 (16), июнь ‘21

Поделиться

На сегодняшний день не существует единого мнения о понятии «финансовая устойчивость», разные авторы трактуют его по-своему, например, Л.А. Милютина считает, что финансовая устойчивость - это «способность предприятия своевременно расплачиваться по своим обязательствам для обеспечения непрерывного процесса производства, оставаясь при этом платежеспособным и кредитоспособным, иметь возможность активного инвестирования в ликвидные активы, создания финансовых резервов, обеспечивая тем самым свое стабильное развитие» [3, с. 155].

Л.Г. Скамай говорит, что «финансовая устойчивость является отражением стабильного превышения доходов над расходами, обеспечивает свободное маневрирование денежными средствами предприятия и путем эффективного их использования способствует бесперебойному процессу производства и реализации продукции» [5, с. 378].

По мнению Г.В. Савицкой,финансовая устойчивость – это «способность субъекта хозяйствований функционировать и развиваться, сохранять равновесие своих активов и пассивов в изменяющейся внутренней и внешней среде, гарантирующее его постоянную платежеспособность и инвестиционную привлекательность в границах допустимого уровня риска» [4, с. 373].

На основании нескольких мнений можно охарактеризовать финансовую устойчивость, кактакое состояние финансовых ресурсов, при котороморганизация имеет возможность своевременно погашать свои обязательства перед кредиторами за счет собственных оборотных средств, что, в свою очередь,даст возможность организации стабильно развиваться, повышать свою инвестиционную привлекательность и быть финансово стабильной и независимой.

Как известно, финансовая устойчивость может быть нескольких типов: абсолютная, нормальная, неудовлетворительная и критическая.

Примечательно, что для организаций жилищно-коммунальной сферы, а в частности, управляющих организаций г. Уфы, характерны последние два типа финансовой устойчивости. Почему же так происходит, ведь все мы ежемесячно получаем квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг и платим немалые суммы?! Существует несколько причин по которым подобные организации всегда находятся на грани банкротства.

Основной причиной является большая задолженность населения перед управляющими организациями, т.к. оплата населения за обслуживание жилого фонда является единственным доходом управляющих организаций, с которого оплачиваются налоги, заработная плата, материалы, услуги подрядных организаций и прочее.Рост дебиторской задолженности и нехватка денежных средств для погашения своих обязательствнеизбежно ведут к росту кредиторской задолженности.

Второй причиной является несоответствие тарифов на содержание жилого фонда экономически обоснованным. Согласно п.7 ст.156 ЖК РФ, «размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год»[1], соответственно собственники жилых помещений на общем собрании могут установить тариф, не исходя из фактических расходов на содержание жилого дома, а просто определить в качестве тарифа любую цифру и поставить управляющую организацию перед фактом, представив протокол общего собрания собственников МКД. В то же время, существует минимальный перечень услуг и работ, установленный Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290, который обязаны соблюдать все управляющие организации. Независимо от того, хватает ли суммы начисленной платы по статье «Содержание», работы, входящие в минимальный перечень, должны быть выполнены, так как несоблюдение пунктов Постановления ведет к крупным административным штрафам от Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору »[2].

На сегодняшний день, у большей части жилых домов тариф по статье «Содержание» установлен значительно ниже необходимого, а это, опять же, ведет к увеличению кредиторской задолженности управляющих организаций.

Третьей причиной является переложение ответственности за общедомовые нужды на управляющие организации. С 1 января 2018 г. плата за общедомовые нужды стала входить в состав платы содержание общего имущества (далее СОИ), при этом население оплачивает норматив потребления, а оплата всего сверхнормативного СОИ перекладывается на управляющую организацию. К примеру, за первый квартал 2021 г., управляющая организация, имеющая в управлении 364 дома, большая часть из которых «хрущевские» четырех- и пятиэтажки, должна заплатить сверхнормативный СОИ в размере более трех миллионов рублей. Это происходит в связи тем, что многие собственники и наниматели жилых помещений недобросовестно передают показания индивидуальных приборов учета (далее ИПУ), а также применяют различные способы для искажения данных приборов учета.

Все три вышеуказанные причины приводят к росту дебиторской и кредиторской задолженности, тем самым негативно влияя на финансовую устойчивость управляющих организаций. В связи с тем, что у управляющих организаций г. Уфы практически нет основных средств, так как большая часть техники, а также занимаемые помещения находятся в аренде, улучшить свое финансовое состояние они могут лишь снижением дебиторской и кредиторской задолженности. Естественно, что пойти наперекор Постановлениям Правительства и установить экономически обоснованные тарифы и начислить фактически потребленный размер СОИ управляющие компании не могут, но могут значительно снизить издержки. Например, начать с жилых домов, где тариф по статье «Содержание» значительно ниже минимально необходимого, провести собрание с жильцами дома, расшифровать суммы минимальных расходов и обосновать необходимость доведения тарифа до экономически обоснованного.

Необходимо взять на контроль передачу жителями показаний ИПУ и проводить систематическую поквартирную проверку на предмет исправности ИПУи проводить сверку переданных показаний.

Для снижения дебиторской задолженности требуется организовать службу или отдел, который будет заниматься непосредственно мониторингом дебиторской задолженности и ее взысканием путем составления соглашений на рассрочку задолженности либо взысканием в судебном порядке. У управляющих организаций также имеются задолжники – собственники и наниматели нежилых помещений. Если организация-задолжник может выполнить работу, оказать услугу или предоставить товарно-материальные ценности, необходимые для деятельности управляющей организации, то можно заключить двухсторонний договор и получить данные услуги в счет погашения долга путем взаимозачета.

Также на сегодняшний день, существует множество центров профессионального обучения, куда управляющая организация может направить своих сотрудников для получения дополнительных умений и знаний, а затем получить лицензию на определенный вид деятельности, и тем самым, сократить расходы на услуги подрядчиков.

На сегодняшний день, законодательство не позволяет жилищным организациям диверсифицировать свои источники дохода и предложенные меры могут значительно повлиять на финансовое состояние организации в лучшую сторону.

В случае, если в будущем наше законодательство реформирует систему управления жилищного хозяйства в сторону предоставления больших прав и возможностей, то при надлежащей работе будет возможно осуществить развитие организаций с привлечением инвестиционных средств. Развить спектр оказываемых услуг. Все это позволит получить дополнительные источники дохода, которые выведут управляющие жилищные организации на качественно новый экономический уровень.

Список литературы

  1. Постановление Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 (ред. от 29.06.2020) "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" (вместе с "Правилами оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме")
  2. Милютина Л. А. Финансовая устойчивость предприятия как ключевая характеристика финансового состояния // Вестник ГУУ. 2017. №5. С. 153-156;
  3. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности: учебник // Савицкая Г.В. — Минск: Республиканский институт профессионального образования (РИПО), 2019. — 373 c.;
  4. СкамайЛ.Г..Трубочкина М.И. Экономический анализ деятельности предприятия / Л.Г. Скамай, М.И. Трубочкина // Инфра-М. – 2014. – С. 378.
  5. "Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 30.04.2021)

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary