Проблемы реализации конституционных прав граждан на социальное обеспечение

Проблемы реализации конституционных прав граждан на социальное обеспечение

Рассматриваются проблемы реализации конституционных прав человека и гражданина на социальное обеспечение в современной России.

Авторы публикации

Рубрика

Право

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 27 (72), июль ‘22

Дата публицакии 30.06.2022

Поделиться

Введение

Рассматривая тематику данной статьи, следует обратить внимание на то, что без преувеличения каждый человек в своей жизни так или иначе сталкивается с проблемами в области социального обеспечения. Все граждане нуждаются в поддержке со стороны государства и ищут пути решения насущных вопросов посредством системы социальной защиты.

Социальная защита должна быть направлена на значительное повышение качества жизни граждан, обеспечение приоритетности социальных критериев создания и расширения производства, обеспечение занятости населения, укрепление социальной справедливости. Но в сегодняшних реалиях Россию сложно назвать социальным государством, поскольку как в теории, так и в практике в реализации социальных обязательств имеются колоссальные недочёты, которые влекут за собой пробелы в эффективности решения социально значимых потребностей граждан. Неэффективность управления, заторможенное реагирование системы социальной защиты на негативные социальные последствия проводимых преобразований, недостаточная просвещённость населения в области знания своих конституционных прав и неумение воспользоваться механизмом их защиты подталкивает к поиску путей решения борьбы с бедностью, повышения эффективности социальной защиты граждан.

Основная часть

В настоящий момент, в основном возникают проблемы в реализации конституционных прав на социальное обеспечение у преимущественно  незащищённых категорий граждан, к которым можно отнести: работников сферы образования, здравоохранения, лиц проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел [4]. В Конституции РФ содержатся лишь некоторые общие положения, которые не устанавливают конкретные обязанности государства в социальной сфере, в результате чего в законодательстве не всегда чётко и определённо раскрываются вопросы организации и содержания конституционной модели нашей страны [1]. Из этого можно сделать вывод, о том, что первоочерёдной задачей государства должно быть обеспечение социальных гарантий граждан. Однако для этого требуется принятие соответствующих нормативных правовых актов, которые бы закрепляли направления и механизмы реализации социальных прав граждан Российской Федерации. Максимальная эффективность реализации прав на социальное обеспечение находится непосредственно в зависимости от материальных и финансовых возможностей государства. Безусловно, необходимо отметить, что конституционное положение об обеспечении достойной жизни всех граждан должно достигаться за счёт их собственной активности и грамотной государственной политики. Ввиду этого, важно и нужно учитывать опыт зарубежных стран в решении социальных вопросов [6].

На сегодняшний день базовые направления социальной политики РФ определены. В их число входит: ориентир на гарантирование минимальных потребностей, исходя из финансовых возможностей страны. При этом роль государства в социальной сфере не должна быть пассивной. Законодательство, устанавливающее социальную сферу, характеризуется динамичностью и интенсивным развитием. Во многом, это обуславливается тем, что Россия стремится соответствовать международным стандартам в сфере социальных отношений, для которых необходимо, чтобы нормативные акты, регулирующие её, не противоречили конституционным нормам, и отвечали таким требованиям, как определённость и ясность, поскольку иное не может обеспечить её единообразное применение и не исключает неограниченное усмотрение в правоприменительной практике и, следовательно, приводит к произволу.

Из множества прав на социальное обеспечение следует выделить право граждан на пенсионное обеспечение. К большому сожалению, в последнее время законодательство Российской Федерации о пенсионном обеспечении поражает своей нестабильность, а также противоречивыми изменениями. К прошлым, дореформенным проблемам, в большинстве своём касающимся низкого уровня обеспечения, добавились новые, предопределённые негативными тенденциями экономического, политического и демографического характера, возникших ещё задолго до принятия действующих законов. Часто происходящие изменения в пенсионном законодательстве свидетельствуют об отсутствии четкости в понимании органами представительной и исполнительной власти дальнейшего развития пенсионной реформы и в конечном счёте приводят к нарушениям конституционного права граждан на пенсионное обеспечение. О плачевном состоянии системы социального обеспечения сегодня высказывается множество учёных [4, с. 6-9]. Одной из самых «древних» проблем пенсионного законодательства является преобразование системы досрочных пенсий. Государство стремится сохранить системы социальных гарантий работникам, занятым на производствах с тяжёлыми условиями труда, установить доверие граждан к закону и действиям аппарата государства, и между тем уменьшить нагрузку на Пенсионный фонд РФ и принудить работодателей, использующих труд работников, занятых в сложных условиях труда и, по существу, осуществить выплаты досрочных пенсий работникам. Также следует рассмотреть не менее важную проблему, затрагивающую права граждан в сфере пенсионного законодательства, которая заключается в том, что на протяжении всего промежутка существования постсоветского пенсионного законодательства нерешенным вопрос о назначении достойной пенсии самозанятым категориям граждан в сфере индивидуального предпринимательства. Эффект от повышения страховой нагрузки на самозанятых граждан преимущественно выражается лишь в уменьшении числа данной категории граждан, поскольку такая нагрузка оказывается неисполнимой [2, с.60-63].

Нельзя пройти мимо проблемы повышения пенсионного возраста, которая определённо вызывает волну резонанса.  Безусловно, можно утверждать, что при сложившийся пенсионной системе повышение пенсионного возраста будет иметь ряд положительных и негативных последствий. К положительным последствиям следует отнести: снижение финансовой зависимости системы пенсионного обеспечения, недопущение роста страховой нагрузки на бизнес, а также компенсация демографически обусловленного сокращения экономически активного населения и стабилизация рынка труда. К самому негативному последствию можно отнести тот факт, что повышение пенсионного возраста, планируется довести до границы в 60 лет-для женщин, и 65 лет-для мужчин [7].В результате может возникнуть ситуация, при которой большинство мужчин не будут доживать до выхода на пенсию, т.к. по среднестатистическим данным средняя продолжительность жизни мужчин находится около границы в 60 лет. Необходимо учесть тот факт, что по достижении пенсионного возраста, большинство людей имеют плохое состояние здоровья, а иногда даже и инвалидность. Повышение пенсионного возраста может спровоцировать рост выхода на пенсию по инвалидности.

Несмотря на положительные последствия повышения пенсионного возраста, следует прийти к консенсусу, что повышение пенсионного возраста неминуемо сведёт на нет все усилия по улучшению качества жизни пенсионеров по средствам проведённого реформирования пенсионной системы, приведёт в большинстве своём только к негативным последствиям и, возможно, к сокращению, и без того низкой, продолжительности жизни в стране.

       Продолжая изучать поставленную тему статьи, необходимо выделить, что особая роль в обеспечении прав на социальное обеспечение должна принадлежать субъектам РФ, как активным участникам социального процесса, также одновременно предусмотреть законодательное закрепление обязанности государственных органов оказывать социальную поддержку, особенно гражданам пожилого возраста, инвалидам, лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, и другим социально незащищенным категориям [3]. Для разрешения проблем реализации прав граждан на социальное обеспечение следует разработать ряд рекомендаций по совершенствованию реализации прав граждан в социальном обеспечении:

1) Для более высокого уровня социального обеспечения и пособий необходимо провести изменение, прежде всего, в макроэкономической политике в поддержку реального сектора.

2) Произвести стабилизацию финансовой системы, укрепить бюджетные отношения, развивать банковский сектор, переориентировать социальную политику на активизацию факторов, улучшающих высокоэффективный и производительный труд, повышение на этой основе индивидуально-личной ответственности граждан за своё материальное благополучие.

3) Для того, чтобы реализация прав граждан на социальное обеспечение носила постоянный характер и высокую степень активности необходима соответствующая нормативно-правовая база.

4) Систематизировать законодательство после подробного анализа и переработки действующих нормативно правовых актов, группировкой их к определённой схеме, созданием внутренне единой непротиворечивой и согласованной системы законодательства.

Заключение

Таким образом, проблемы обеспечения прав граждан на социальное обеспечение в большей степени обусловлены недостаточным финансированием обязательств государства в сфере социального обеспечения, а также отсутствием объективных критериев оценки эффективности социальной поддержки. Для эффективной реализации граждан прав на социальное обеспечение должен быть создан механизм защиты населения от таких факторов социального риска, как безработица и инфляция, формирование системного подхода к выработке мер дальнейшего совершенствования этой группы общественных отношений. Основой должна быть конкретная модель социального государства, ориентированная на социализацию всех сфер общественной жизни.

Список литературы

  1. Арбузов С.Ю. Социальное государство в системе основ конституционного строя России // Проблемы права. 2011. № 2.
  2. Фирфарова Н.В. Ожидаем изменений в отношении размера страховых взносов... Есть надежда? // Индивидуальный предприниматель: бухгалтерский учет и налогообложение. 2013. N 3. С. 60 - 63.
  3. Хабриева Т. Я. Основные векторы и проблемы развития социального законодательства // Журнал российского права. 2014. № 8 (212).
  4. Шевнина Л.Е. Кризис в социально-экономической системе в Российской Федерации как необходимость изменения накопительной части пенсии // Социальное и пенсионное право. 2013. N 3. С. 6 - 9.
  5. https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-obespecheniya-sotsialnyh-prav-grazhdan-v-rossiyskoy-federatsii-konstitutsionno-pravovoy-aspekt/viewer
  6. https://studbooks.net/949344/pravo/puti_resheniya_problem_realizatsii_prav_grazhdan_sotsialnom_obespechenii
  7. http://ostranah.ru/_lists/life_expectancy.php

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary