СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГРАЖДАН, ПРОЖИВАЮЩИХ В НОВЫХ СУБЪЕКТАХ РФ: ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ И ОБСЛУЖИВАНИЯ

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГРАЖДАН, ПРОЖИВАЮЩИХ В НОВЫХ СУБЪЕКТАХ РФ: ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ И ОБСЛУЖИВАНИЯ

Авторы публикации

Рубрика

Социология

Просмотры

215

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 48 (146), декабрь ‘23

Дата публикации 10.12.2023

Поделиться

Уровень социального обеспечения граждан в РФ является важным показателем, отражающим состояние социально-экономической политики страны. Государство призвано создавать условия для социального благополучия граждан, в свою очередь обеспечивая эффективность защитных механизмов и комплексов мероприятий, направленных на реализацию установленных задач в данной сфере. В 2022 году в состав РФ вошли 4 субъекта: ДНР, ЛНР, Запорожская и Херсонская области. В связи с этим стало необходимым принять соответствующие действия по организации поддержки и социального обеспечения лиц, проживающих на данных территориях и урегулировать вопросы правового обеспечения в сфере их обслуживания. Является важным дать оценку нормотворческой деятельности ОГВ в области упорядочивания отношений в сфере социальной защиты и обслуживания в указанных субъектах и проанализировать принимаемый комплекс мер по реализации гарантий соцподдержки от государства.

Социальное обеспечение представляет собой материальное обеспечение определенной категории граждан из средств бюджета и СФ в случае наступления признаваемых государством социально значимых событий, с целью выравнивания социального положения в обществе. Кроме того, социальная защита, включая соц. обеспечение, находятся в совместном ведении РФ и субъектов в соответствии с п. «ж» ст. 72 Конституции РФ [1]. Подобная регламентация предусматривает принятие субъектами активных действий, направленных на улучшение качества жизни граждан, предоставление им государственной поддержки, позволяющей создать равные условия для каждого и получить гарантированные блага.  

    Стоит отметить, что в январе 2023 года была создана межведомственная комиссия по реализации как трудовых и пенсионных, так и социальных прав некоторых категорий граждан, проживающих на указанных территориях. В Положении о межведомственной Комиссии были закреплены задачи и функции, осуществляемые для достижения цели по социальному обеспечению, а также установлены гарантии реализации прав и примерный перечень документов, необходимых для рассмотрения Комиссией [2]. Кроме того, Законом ДНР «О социальном партнерстве в ДНР», вступающим в силу с 01.01.2024 определен порядок работы комиссии на республиканском уровне по обеспечению социально-трудовых отношений и реализации государственной политики. Деятельность комиссии будет направлена на урегулирование социально-трудовых отношений и определение льгот с учетом интересов профсоюзов, самого Правительства ДНР и республиканских объединений работодателей. Организация её деятельности возложена на ОГВ ДНР в порядке, установленном ТК РФ и другими НПА РФ, в том числе актами ОМСУ.  Эффективный механизм упорядочивания трудовых отношений является важным ввиду того, что необходимость в социальном обеспечении в рамках общественных отношений может вытекать из них, так как оно связано с наличием у граждан трудовых отношений, например, касаемо вопросов страхового стажа.

    На данный момент следует учесть и некоторые результаты работы СФ РФ в ДНР, он планомерно увеличивает перечень предоставляемых услуг, в том числе и электронных. На официальном сайте уже на данном этапе можно получить информацию по интересующим вопросам, ознакомиться с последними новостями и получить контактные данные для обращения в клиентские службы. Так, с начала работы Отделения СФ по ДНР в системе ОПС было выдано около 2,3 млн. СНИЛСов гражданам республики, 75 тыс. родителям в связи с единым пособием для семей, которые имеют детей в возрасте до семнадцати лет, была оказана материальная помощь. Также в рамках реализации в ДНР национального проекта «Демография» 20 тыс. молодых семей получили сертификат о предоставлении материнского капитала, была начата работа по перерасчету пенсий в соответствии с национальным законодательством и назначению ЕДВ [3]. Подобная работа проводится и на остальных территориях, она требует тщательного и обоснованного подхода, так как, например, в Запорожской области пенсия в 2021 году составляла 10 тыс. рублей, в то время как в РФ МРОТ, меньше которого не мог быть установлен ее размер – 11.653 руб.

    С момента присоединения высшую юридическую силу на новых территориях ныне имеет Конституция РФ, конкретизирующие основные ее положения Законы, иные кодифицированные акты и текущее законодательство.  В целях сохранения уровня социальной защиты активно ведется нормотворческая деятельность, позволяющая принимать обеспечительные и выравнивающие меры по вопросам, не нашедшим отражения в прежнем законодательстве новых субъектов, что ранее создавало пробелы в правовом регулировании данный сферы отношений. Социальная защита реализуется по-разному: предоставляются одноразовые выплаты, начисляются субсидии и пособия, предусматривается бесплатное обучение для школьников и студентов, прибывших с Украины и новых территорий. Так, Постановлением Правительства РФ от 29.12.2022 установлены особенности осуществления в  2023 году мер социальной поддержки, в частности был определен порядок ежемесячной денежной выплаты гражданам из числа ВБД, принимающим участие в СВО, ФЗ «Об особенностях правового регулирования отношений в сфере социальной защиты и социального обслуживания граждан, проживающих на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской области и Херсонской области» от 17.02.2023 N 18-ФЗ установлены меры поддержки для определенного круга лиц, утверждены особенности подтверждения статуса инвалида боевых действий, ВБД, военнослужащего и членов их семей, условия предоставления социальных услуг и порядок установления величины прожиточного минимума [4]. В связи с тем, что в принятии НПА была срочность, следует учесть, что в последующем это может отразиться на стабильности законодательства, то есть привести к неустойчивости и непостоянству, так как за короткий срок не было возможным учесть все интересы и государства, и населения, соответственно, наличествуют определенные пробелы, требующие доработки и принятия во внимание инициативы самих граждан в каждой сфере.

  Следует сказать и о Рамочном законе 2013 года, в котором определены широкие полномочия рекомендательного характера, которые по-разному применяются или вовсе не применяются субъектами РФ, что отражается на дифференциации показателей социального обслуживания. Нормотворчество также свидетельствует о возможности повышения уровня социальных прав и гарантий по сравнению с предусмотренными федеральным законодательством стандартами, например, Законом ЛНР от 25.07.2023 № 29/23 установлены пособия одиноким матерям (отцам), также на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов. Кроме того, вышеупомянутым законом № 18-ФЗ от 17.02.2023 обозначены меры социальной защиты, которые по объему и размеру превышают меры, установленные законодательством для остальных граждан РФ. Подобное регулирование никак не уравнивает положение граждан, наоборот, приводит к большему расслоению среди населения. Также в ЛНР обеспечивается получение лекарственных препаратов и медицинских изделий в рамках региональных льгот за счет финансирования из бюджета субъекта для льготных категорий граждан. Подобные меры свидетельствуют о становлении многоукладной организационной структуры системы социальной защиты населения, в целях поддержания государство финансирует федеральные программы, целью которых является охрана и укрепление здоровья населения, применяются поощрительные меры к осуществлению подобной деятельности.

    Для реализации целей программы социально-экономического развития ЛНР и ДНР был подписан договор, который в будущей перспективе обеспечит создание единого экономического пространства для улучшения качества жизни граждан.   В рамках социально-экономической программы предусмотрен комплекс мероприятий, который позволит увеличить размер пенсий и социальный пособий сверх гарантированного уровня.

    Сложившаяся система социального обеспечения является главным вызовом долгосрочного развития социально-экономического развития страны. Так, незавершенность начатой реформы, наличие несоответствия страховым принципам тарифной политики, сложность расчета пенсионной формулы, демографическое старение населения, низкий уровень занятости, безработица, пробелы в праве и т.д. – все эти факторы обостряются в условиях сложившейся геополитической ситуации и препятствует эффективному развитию социального обеспечения граждан РФ. Приоритетом бюджета на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 г.г. остается обеспечение обороноспособности страны, при этом не стоит оставлять без внимания социальные задачи, следует разрабатывать пути решения проблем, обеспечивать соответствующий уровень правового регулирования социальной сферы на всей территории России. Принципиальной позицией остается повышение МРОТ, обеспечение его дальнейшего стабильного роста и привлечение интереса граждан к проводимым реформам, что в свою очередь позволит улучшить результаты правотворческой деятельности, в том числе по вопросам установления правовой грамотности каждого человека.

    Таким образом, оценив деятельность ОГВ на территории присоединенных субъектов, можно констатировать факт наличия успешных результатов осуществляемой политики по приведению социального обеспечения субъектов в соответствие с нормами законодательства РФ, своевременного предоставления мер социальной поддержки гражданам и проведения модернизированных и адаптированных к современным условиям государственным программ. Однако не стоит забывать не только о проблемах, присущих новым территориям, но и о вопросах, касаемых в целом РФ и других субъектов. В связи с чем требуется принять усилия по созданию экономических и правовых условий, ориентированных на достойный уровень жизни каждого человека и созданию комплексного и межотраслевого подхода к выработке социальных мер поддержки, ориентированных на соответствие государства конституционному закреплению статуса социального государства.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // СПС «КонсультантПлюс».
  2. Постановление Правительства РФ от 12 января 2023 г. N 11 "Об утверждении Положения о межведомственной комиссии по реализации трудовых, пенсионных и социальных прав отдельных категорий лиц, а также примерного перечня документов (сведений), представляемых для рассмотрения в межведомственную комиссию по реализации трудовых, пенсионных и социальных прав отдельных категорий лиц" // СПС «Гарант.
  3. Официальный сайт ДНР: жителям Республики стали доступны российские меры социальной поддержки [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://днронлайн.рф/zhitelyam-respubliki-stali-dostupny-rossijskie-mery-socialnoj-podderzhki/
  4. ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений в сфере социальной защиты и социального обслуживания граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области" от 17.02.2023 N 18-ФЗ (последняя редакция) // СПС: КонсультантПлюс
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее