Актуальность темы исследования обусловлена неудовлетворительным современным состоянием охраны труда в России. Связывают это прежде всего со снижением роли охраны труда в целом, и отсутствием на предприятиях мотивации к внедрению норм труда и охране труда. Современное состояние предпринимательского климата обусловлено стремлением получения прибыли без учета долговременного эффекта. Это приводит к тому, что предприниматели не вкладывают средства в современные средства труда, не занимаются вопросами безопасности труда и т.д. Большую проблему так же составляет недостаточность специалистов в области охраны труда, низкий уровень их подготовленности, слабо проработанная нормативно-правовая база по охране труда и до недавнего времени отсутствие государственного внимания к данному вопросу. Высокая степень изношенности оборудования, особенно в отраслях промышленности, только усугубляет проблемы в области охраны труда.
Государственное регулирование системы охраны труда в России осуществляется через нормативно-правовое регулирование данного вопроса. Основной целью трудового законодательства России является обеспечение нормативно-правовых гарантий безопасности труда [5, с. 33]. Обеспечение достойных условий труда обозначено и в части третьей статьи 37 Конституции РФ. Основной закон страны гарантирует гражданам не только право на труд, но и право на осуществление труда в приемлемых условиях, отвечающих требованиям безопасности.
Статьи 21 и 219 Трудового Кодекса РФ регламентируют право на охрану труда в процессе реализации гражданином своего права на труд. Положения статьи 220 Трудового Кодекса РФ гарантируют работникам соответствующие требованиям охраны труда, условия работы [1].
Трудовое законодательство России в части обеспечения охраны труда изменялось в последние годы достаточно существенно. В честности в 2014 году были приняты два законодательных акта, которые были призваны внести ясность в систему оценки условий труда. Данные законодательные акты регулировали вопросы охраны труда и выплат компенсаций работникам за вредные условия труда.
Обеспечение безопасных условий труда напрямую связано с кадровой безопасностью организации. Среди основных направлений обеспечения кадровой безопасности в организации можно выделить такие как рациональное использование имеющегося трудового потенциала организации, применение эффективных методов стимулирования и мотивации персонала.
Основой эффективного использования персонала в перспективе является применение кадровыми службами предприятия рациональных методов подбора и оценки персонала. Немаловажное значение в данном вопросе является процесс адаптации персонала и его дальнейшего удержания ценных сотрудников.
Обеспечение защищённости организации на уровне профессионализма ее сотрудников позволяет обеспечить защиту организации от возможных внутренних и внешних угроз. Внешние угрозы могут носить для организации катастрофические последствия. К внешним угрозам кадровой безопасности можно отнести такие как:
- механизм мотивации сотрудников у конкурента лучше, чем в организации;
- работники организации подвергаются внешнему давлению;
- возможное наличие разного рода зависимостей у сотрудников;
- превышение темпов роста инфляции над индексированием заработной платы в организации.
Среди внутренних угроз кадровой безопасности можно выделить:
- недостаточно эффективную систему обучение в организации или ее полное отсутствие;
- низкий уровень квалификации работников;
- отсутствие эффективной системы отбора и оценки кадров;
- отсутствие разработанной кадровой корпоративной стратегии.
Одним из важнейших механизмов обеспечения охраны труда в организациях является внедрение системы специальной оценки условий труда. Под специальной оценкой условий труда подразумевают комплекс мероприятий, которые призваны не только выявить, но и идентифицироваться и впоследствии минимизировать опасные и вредные для человека факторы труда. Для работодателей система специальной оценки условий труда является своего рода стимулирующей, так как мотивирует руководство предприятия к обеспечению условий труда, направленных на снижение производственного травматизма, повышение эффективности мероприятий по минимизации вредных условий производства, внедрение нового оборудования, отвечающего требованиям охраны труда. В частности в статье 7 ФЗ № 426-ФЗ для обеспечения реализации направлений по охране труда приведён открытый перечень целей, которые конкретизирует внедрение направлений по охране труда [2].
Таким образом, специальная оценка условий труда является не только механизмом стимулирования работодателей, но и действенным нормативно-правовым инструментом регулирования трудовых отношений. Как справедливо отмечается в современных аналитических источниках, именно специальная оценка условий труда на данный момент является основной тенденцией в развитии нормативно-правового регулирования трудовых отношений.
Охрана труда имеет социальное, экономическое и правовое значение. Социальное значение охраны труда состоит в том, что охрана труда способствует укреплению (сохранению) здоровья работников, подвергающихся воздействию вредных и опасных производственных факторов [6, с. 57]. Экономическое значение охраны труда реализуется в росте производительности труда, подъеме экономики, увеличении производства. Правовое значение охраны труда состоит в правовом регулировании работы по способностям с учетом тяжести условий труда, физиологических особенностей женского организма, организма подростков и трудоспособности инвалидов. Кроме того, вопросы охраны труда являются объектом организационно-управленческих отношений трудового коллектива (соответствующего профсоюзного органа) с работодателем, а также социально-партнерских отношений на федеральном, отраслевом, региональном уровнях.
Государственное регулирование системы охраны труда в России осуществляется через нормативно-правовое регулирование данного вопроса. Основной целью трудового законодательства России является обеспечение нормативно-правовых гарантий безопасности труда. Обеспечение достойных условий труда обозначено и в части третьей статьи 37 Конституции РФ. Основной закон страны гарантирует гражданам не только право на труд, но и право на осуществление труда в приемлемых условиях, отвечающих требованиям безопасности. Правотворческий процесс в трудовом праве уже на уровне разработки нормативных актов в сфере труда и защиты прав работников, нацелено на реализацию гарантийных возможностей таких актов [3, с. 10]. Обеспечение прав работника реализуется через возможность работодателя устанавливать как основные, не противоречащие федеральному или региональному законодательству нормы, так же на уровне локальных нормативных актов устанавливать особые условия труда или отдыха определенным категориям работников. Так же защита прав работников происходит и на уровне реализации данных прав, что обеспечено деятельностью органов власти и структур, отвечающих за общение работника и работодателя.
Введённая на законодательном уровне специальная оценка условий труда является действенным механизмом позволяющим обеспечить соблюдение норм охраны труда на предприятии. Кроме того, государство минимизировало затраты работодателей на обязательное проведение оценки условий труда путем введения механизма аналогичных рабочих мест.
Список литературы
- «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 24.04.2020)// Собрание законодательства РФ», 07.01.2002, N 1 (ч. 1).
- Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О специальной оценке условий труда»// Собрание законодательства РФ», 30.12.2013, N 52 (часть I), ст. 6991.
- Алистархов В. . Законодательные изменения // Трудовое право. 2014. N 5. С. 5 - 14.
- Иванова Е. : что это такое и как ее проводить // Кадровый вопрос: электрон. журн. 2015. N 6. С. 8 - 19.
- Иванчина Ю.В. сквозь призму функций трудового права // Трудовое право в России и за рубежом. 2017. N 3. С. 31 - 34.
- Кашуркина В.И., Хомутова Е.Е. Основные аспекты специальной оценки условий труда // Проблемы современной науки и образования. 2017. N 28 (110). С. 57 - 59.