ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СУБЪЕКТАМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СУБЪЕКТАМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и охраны труда является одним из активных средств защиты трудовых прав работников, а также предотвращения правонарушений на рабочем месте.

Авторы публикации

Рубрика

Право

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 1 (46), январь ‘21

Дата публикации 28.12.2021

Поделиться

В последние годы мониторинг и контроль были усилены не только в отношении применения трудового законодательства, но и в отношении создания и поддержания условий труда работников, которые, согласно ст. 8 Трудового кодекса Российской Федерации[1] не должно ухудшаться их положение в отношении установленных трудовых законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Обеспечение государственной защиты трудовых прав работников было и остается одной из основных задач государства. Актуальность выбранной темы становится в современных условиях, в период социально-экономических реформ. Одним из основных средств защиты государственных трудовых прав граждан является государственный надзор и обеспечение соблюдения трудового законодательства Российской Федерации и других нормативных правовых актов, содержащих право на труд.

Данный способ защиты трудовых прав вызывает особые надежды, поскольку государственный контроль и надзор за соблюдением законов о труде, которые закрепляют основные права работников, являются наиболее надежной защитой от незаконных посягательств со стороны работодателей и государственных служащих,  должностных лиц.

Реформы в различных областях и вытекающие из этого новые общественные отношения изменяют теоретическое понимание правовой сущности надзора и контроля. Для обобщения фактических правовых отношений в области защиты прав работников необходимы новые подходы в законотворческой и правоприменительной практике. В связи с этим механизм правового воздействия на бизнес, предпринимательство должен соответствовать экономическим и социально-политическим преобразованиям, происходящим в обществе и постоянно развивающимся.

В этих условиях надзор и контроль за трудовым законодательством становятся более важными, чем раньше, возрастает роль органов, осуществляющих такой надзор и контроль, а изучение теоретических и практических проблем надзора и контроля укрепляет верховенство закона в области обеспечения соблюдения и охраны труда.

      Государственный надзор - это функция специальных государственных органов и их должностных лиц по систематическому наблюдению за соблюдением законов и других нормативных правовых актов при строгом и систематическом уважении вопросов, относящихся к компетенции этих органов в отношении юридических лиц и физических лиц, которые не находятся в организационном и управленческом подчинении вышеобозначенных органов и должностных лиц.

Надзор бывает административным, прокурорским и судебным.

В данной работе нас в наибольшей степени будет интересовать именно административный надзор, хотя будут рассматриваться и некоторые вопросы прокурорского надзора.

Административный надзор - это вид деятельности специально уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц для систематического наблюдения за соблюдением, исполнением и правильным и единообразным применением правовых норм юридическими и физическими лицами на местах, в сфере государственного управления.

Характеристика административного надзора:

1) особый вид государственной деятельности;

2) осуществляется специально уполномоченными органами исполнительной власти и их должностными лицами;

3) надзорные мероприятия осуществляются систематически;

4) целью является обеспечение общественного порядка и общественной безопасности в сфере государственного управления;

5) отсутствует организационная подчиненность между субъектами и объектами надзора;

6) осуществляется совместно с органами исполнительной власти, местного самоуправления, учреждениями, организациями, предприятиями, общественными объединениями и их должностными лицами и гражданами;

7) выполняется с использованием определенных методов;

8) объект оценивается только с точки зрения законности, а не каких-либо иных показателей.

Методы административного надзора:

1) постоянный мониторинг, наблюдение;

2) периодические проверки;

3) осмотр контролируемого объекта;

4) запрос, истребование и анализ документов;

5) изучение средств правовой защиты граждан и юридических лиц, публикации в средствах массовой информации о нарушениях законодательства в сфере государственного управления.

15 сентября 2012 года вступило в силу Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее – Положение), утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.09.2012 N 875 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права»[2] в соответствии со статьей 353 Трудового кодекса Российской Федерации.

Установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного контроля (надзора) за их соблюдением является одним из основополагающих принципов правового регулирования трудовых отношений, а также иных отношений, которые непосредственно связаны с ними (данное положение закреплено в статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации).

Исходя из этого принципа, деятельность надзорных и контрольных органов должна быть направлена ​​на уважение не только трудовых прав трудящихся, которые традиционно воспринимаются на уровне хозяйственной деятельности, но и соответствующих прав работодателей.

Государственный надзор (обеспечение соблюдения) законов о труде и других нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, является одним из способов защиты трудовых прав и свобод (статья 352 ТК РФ). Порядок осуществления указанного контроля (надзора) относится к компетенции федеральных органов государственной власти (статья 6 ТК РФ).

Федеральный надзор за соблюдением трудового законодательства и других нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, который включает в себя проверку полноты и своевременности выплаты заработной платы и осуществления государственных гарантий оплаты труда, также включен в систему основных государственных гарантий оплаты труда работников (ст. 130 ТК РФ).

Полномочия, предусмотренные нормативными актами, осуществляются в отношении любого работодателя:

 - юридических лиц (организаций), независимо от форм собственности и организационно-правовой формы,

- работодателей - физических лиц, которые имеют рабочие отношения с работники,

 - иных лиц, которые в соответствии с федеральными законами уполномочены заключать трудовые договоры.

Целью федерального государственного надзора в сфере труда является:

–соблюдение работодателями при осуществлении своей деятельности требований трудового законодательства, в том числе полнота и пунктуальность выплаты заработной платы, соблюдение государственных нормативных требований в части охраны труда,

 – реализация инструкции по устранению нарушений, выявленных при федеральном государственном надзоре за трудом, и принятию мер по предупреждению нарушений обязательных требований и защите трудовых прав работников[3].

Поскольку трудовое право основывается на таких нормативных правовых актах как Трудовой кодекс Российской Федерации, иные федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, и другие нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в том числе указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (статья 5 Трудового кодекса Российской Федерации), соблюдение работодателями коллективных договоров и конвенций также может контролироваться со стороны государства. Так, на основании статьи 50 Трудового кодекса Российской Федерации действует социальное партнерство (коллективные договоры и соглашения), в котором содержатся нормы, которые могут ухудшать положение работников по отношению к трудовому законодательству. Такая ситуация, безусловно, требует вмешательства со стороны государства.

Федеральный надзор в трудовой сфере осуществляется посредством следующих процедур:

-  плановые и внеплановые проверки,

- выдача обязательных распоряжений об устранении нарушений,

- составление протоколов об административных правонарушениях,

- подготовка иных документов (материалов) об ответственности виновных лиц.

         Система органов государственного надзора и контроля, осуществляющих функцию защиты трудовых прав и законных интересов в зависимости от содержания их деятельности, состоит из двух элементов.

Первый элемент - это специализированный государственный орган: Федеральная инспекция труда, состоящая из Федеральной службы по труду и занятости (Роструд) и ее территориальных органов, как орган, осуществляющий государственный надзор за защитой трудовых прав и законных интересов работников, и как орган, который предоставляет государственные услуги в области коллективного разрешения трудовых споров.

Второй компонент состоит из группы органов, в которую входят: прокуратура; служба экологического, технологического и ядерного надзора, служба надзора в области защиты прав потребителей и благополучия человека и другие государственные органы, для которых функция защиты трудовых прав и законных интересов не предусмотрена в качестве главной, но при этом они могут заниматься анализируемыми вопросами (например, Ростехнадзор, Роспотребнадзор и т. д.)[4].

В соответствии с Трудовым кодексом государственный надзор за трудом осуществляет государственная инспекция труда и контролирует соблюдение всеми законов о труде и других нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права работодателями в Российской Федерации. Как видно из кодекса, это означает единую централизованную систему, состоящую из государственного исполнительного органа, уполномоченного осуществлять государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и других нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права и его территориальных органов (региональные государственные инспекции труда).

Помимо государственной инспекции труда государственный надзор за соблюдением правил техники безопасности на производстве в отдельных отраслях и на отдельных промышленных объектах Трудового кодекса также санкционирован исполнительными органами власти.

Согласно Трудовому кодексу, межведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и других нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют исполнительные органы и органы подведомственных организаций.

Независимо от того, является ли контроль общим или ведомственным, органы исполнительной власти государства, органы исполнительной власти или органы местного самоуправления уполномочены осуществлять, когда они осуществляют контрольные меры, эти органы обязаны соблюдать требования закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»[5].

В рамках своих полномочий вышеуказанные органы и инспекции имеют право проводить инспекции, требовать объяснений от должностных лиц, издавать приказы об устранении нарушений трудового законодательства и стандартов защиты, привлекать к административной ответственности за совершенные правонарушения и принимать другие меры.

К основным функциям инспекции труда относятся: государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства, анализ обстоятельств и причин выявленных нарушений, передача информации органам власти, компетентным в дальнейшем рассматривать данные вопросы.

Генеральный прокурор и подчиненные ему адвокаты контролируют точное и единообразное применение трудового законодательства.

Деятельность федеральной инспекции труда и ее должностных лиц основана на принципах уважения, уважения и защиты прав и свобод человека и гражданина, законности, объективности, независимость и публичность (статья 355 ТК РФ).

Правовой основой деятельности федеральной инспекции труда являются:

- ратифицированные Российской Федерацией конвенции Международной организации труда по вопросам инспекции труда, в частности, Конвенция 1947 года об инспекции труда, Конвенция 1978 года о регулировании вопросов труда, Конвенции 1981 года о безопасности и гигиене труда и производственной среде".

- Трудовой кодекс Российской Федерации, другие федеральные законы

- Указы Президента Российской Федерации (хотя они и не упомянуты в Положении),

- Положение и иные решения Правительства Российской Федерации.

В части не противоречащей Положению государственные инспектора руководствуются также Методическими рекомендациями по применению должностными лицами Роструда и его территориальных органов положений Закона N 294-ФЗ при осуществлении надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее – Методические рекомендации), утвержденными приказом Роструда от 24.01.2011 N 14.

Основополагающим международным документом, регламентирующим деятельность инспекций труда является, ратифицированная Российской Федерацией в 1998 году,  Конвенция Международной организации труда 1947 года об инспекции труда и Протокол 1995 года к Конвенции 1947 года об инспекции труда.

В соответствии с Конвенцией № 81 задача системы инспекций труда заключается в следующем:

- обеспечение применения положений закона в области условий труда и безопасности работников в контексте их работы, таких как, например, положения о рабочем времени, заработной плате, безопасности труд, здоровье и социальное обеспечение, использование детского и подросткового труда и другие подобные вопросы в той степени, в которой инспекторы труда обязаны обеспечивать применение этих положений;

- предоставлять работодателям и работникам информацию и технические консультации о наиболее эффективных средствах соблюдения правовых норм;

- информирование компетентного органа об актах бездействия или злоупотребления, которые не подпадают под действие существующих законодательных положений[6].

На основании Конвенции № 81 также сформулированы основные задачи федеральной инспекции труда:

- гарантировать уважение и защиту трудовых прав и свобод граждан, в том числе права на безопасные условия труда;

- обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и других нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

- предоставлять работодателям и работникам информацию о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и других нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

- доводить до сведения компетентных государственных органов факты нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, не подпадающих под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

При осуществлении федерального государственного надзора в сфере труда государственные инспекторы труда имеют следующие права:

1. Без каких-либо препятствий в любое время суток, если имеются сертификаты формы, установленной для посещения работодателей с целью проведения их проверки.

2. Просить работодателей и их представителей (условия, необходимые для подтверждения полномочий представителя юридического и физического лица, получать от них документы, объяснения, информацию, необходимую для осуществления надзорных функций и В то же время инспектор не уполномочен требовать представления документов, сведений, если они не подлежат проверке или не относятся к объекту проверки, а также вводить оригиналы этих документов.

3. Взять образцы для анализа материалов и веществ, использованных или обработанных. Инспектор не вправе требовать предоставления образцов или материалов (веществ), если они не подлежат проверке или не имеют отношения к изделию, а также отбирать указанные образцы или материалы (вещества) для исследований., испытания, измерения без оформления протоколов отбора этих образцов в установленной форме и в количестве, превышающем стандарты, установленные национальными стандартами, правила отбора проб и методы их исследования, испытания, измерения, технические регламенты или другие технические регламенты нормативные действительны до дня их вступления в силу документы и правила и методы исследования, испытания, измерения.

4. Расследовать несчастные случаи на производстве в установленном порядке.

Как правило, дополнительное расследование проводится с участием инспектора труда профсоюза и, при необходимости, представителей компетентного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль (надзор) в сфере установленная деятельность и исполнительный орган страховщика (вместо регистрации работодателя в качестве страхователя).

На основании результатов дальнейшего расследования государственный инспектор труда завершает несчастный случай на производстве и выдает обязательный приказ для работодателя (его представителя). Государственный инспектор труда имеет право заставить работодателя (его представителя) разработать новый закон о несчастных случаях на производстве, если действующий закон содержит нарушения или не соответствует элементам расследования авария. В этом случае предыдущий акт о несчастном случае на производстве будет признан недействительным на основании решения работодателя (его представителя) или государственного инспектора труда[7].

Государственный инспектор труда включается в комиссию по расследованию несчастного случая (в том числе группы), в результате которого один или несколько пострадавших получили серьезные ранения, или несчастного случая (в том числе в том числе в группе) с летальным исходом (ст. 229 ТК РФ).

В случае группового несчастного случая, повлекшего за собой пять или более смертей, в комиссию также входят представители федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и других нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. В этом случае комиссию возглавляет глава государственной инспекции труда - главный государственный инспектор труда соответствующей государственной инспекции труда или его помощник по защите. работы, а также в рамках расследования несчастного случая, произошедшего в организации или учреждении, контролируемом территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим контрольные функции. и надзор в области промышленной безопасности, - руководитель этого территориального органа (статья 229 Трудового кодекса Российской Федерации).

Следует также иметь в виду, что положения Федерального закона № 294-ФЗ, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не распространяются на расследования причин аварий, несчастных случаев. производственный, экологический ущерб, имущество граждан и юридических лиц, государственная и муниципальная собственность.

5. Выпускать обязательные инструкции для работодателей и их представителей по устранению нарушений обязательных требований к работе, восстановлению нарушенных прав работников путем привлечения к ответственности виновных в этих нарушениях под дисциплинарную ответственность или их увольнения. в установленном порядке. При этом инспекторам запрещается издавать приказы или предложения юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям о проведении мер контроля за их счет (статья 15 Федерального закона № 294-ФЗ).

6. Выпускать инструкции по увольнению с работы людей, которые не прошли обучение безопасным методам и методам выполнения работы, давать инструкции по защите труда, трудоустройству и проверять знание требований охраны труда.

7. Представлять в суд, если есть какие-либо выводы из государственной проверки условий труда, ликвидационных требований к юридическим лицам (организациям) или увольнения их организационных подразделений в связи с нарушением требования по охране труда. Согласно части 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда, в частности, в случае грубых нарушений законодательства, допущенных при его создании, если эти нарушения являются безвозвратно или если деятельность осуществляется без соответствующего разрешения (лицензии) или запрещена законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или вопиющими нарушениями закона или иных правовых актов , Следует признать, что Трудовой кодекс Российской Федерации допускает определенные неточности, налагающие право на подачу судебного иска перед государственным инспектором труда, то есть должностным лицом федеральной инспекции. Работа. Данное положение не соответствует стандарту статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая предоставляет право обращаться в суд с требованием о ликвидации юридического лица только государственным органом или местная администрация.

8. Запретить использование индивидуальных и коллективных средств защиты работников, если эти средства не соответствуют обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о технических регламентах и ​​государственными требованиями по охране труда. ,

9. Выступать в качестве эксперта в судах по искам о нарушении обязательных требований в сфере труда, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на рабочем месте.

10. Разработать протоколы и рассмотреть дела об административных правонарушениях под их руководством, подготовить и направить в правоохранительные органы и суд другие документы (документы) об ответственности виновных в соответствии с федеральными законами и к другим нормативным правовым актам Российской Федерации. Например, если инспектор выявляет признаки преступления в действиях (бездействии) работодателя, его представителя или его работника, он затем отправляет документы в правоохранительные органы. обвинение этих людей.

Процедуры в случае административных нарушений, в том числе применение мер по обеспечению работы административного аппарата (например, проверка территории, помещений и оборудования, принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю при осуществлении полномочия временно запрещать деятельность (операции) в случае угрозы жизни и здоровью работников); осуществляется уполномоченными агентами Федеральной инспекции труда на основании и в соответствии с требованиями и положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

            Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства является одним из основных средств защиты трудовых прав работников, а также предотвращения трудовых преступлений. В последние годы усилился надзор и контроль не только за соблюдением трудового законодательства, но и за созданием и поддержанием условий труда работников, которые, согласно Трудовому Кодексу, не должен усугублять их положение в отношении установленных законов о труде и других нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Основным инструментом защиты прав работников является, с одной стороны, контроль и надзор за государственными органами.

В систему органов государственного контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства входят: органы государственной инспекции труда, органы исполнительной власти, органы местного самоуправления. Государственный контроль за точным и единообразным выполнением трудового законодательства и других нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с законом, а также судебные органы.

Одним из важнейших органов государственного контроля является национальная инспекция труда. Федеральная инспекция труда - это уникальная централизованная система государственных органов, которые осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства.

Деятельность Федеральной инспекции труда и ее агентов осуществляется на основе принципов уважения, уважения и защиты прав и свобод человека и гражданина, законности, объективности, независимости и открытости.

Согласно Трудовому кодексу, основными задачами трудовой инспекции являются: обеспечение уважения защиты прав и свобод граждан в сфере труда; обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства; предоставлять работодателям и работникам информацию о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства; сообщать компетентным государственным органам о фактах его нарушений.

К основным функциям инспекции труда относятся: государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства, анализ обстоятельств и причин выявленных нарушений, передача информации компетентным, уполномоченным органам власти.

 

[1] Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 24.04.2020) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.

 

[2] Российская газета, N 206, 07.09.2012

[3] Попова Ю. П. «Охрана труда»: учебное пособие- 2-е изд., стер.- М. : КНОРУС, 2009. С. 78.

[4] Петров М.С. Основы производства. Охрана труда : учебное пособие для студентов выш. уч. заведений. Издательский центр «Академия», 2007. С. 123.

[5] Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 01.04.2020) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // Собрание законодательства РФ, 29.12.2008, N 52 (ч. 1), ст. 6249.

 

 

[6] Добролюбова Е. И. Международный опыт оценки результативности и эффективности государственного контроля в сфере охраны труда и обеспечения безопасности на рабочем месте // Вопросы государственного и муниципального управления. 2016. №2.

[7] Баранов Ю.В. Надзор и контроль в области охраны труда на современном этапе // Вестник ОмГУ. Серия: Экономика. 2012. №3.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 01.04.2020) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // Собрание законодательства РФ, 29.12.2008, N 52 (ч. 1), ст. 6249.
  2. Баранов Ю.В. Надзор и контроль в области охраны труда на современном этапе // Вестник ОмГУ. Серия: Экономика. 2012. №3.
  3. Попова Ю. П. «Охрана труда»: учебное пособие- 2-е изд., стер.- М. : КНОРУС, 2009. – 224 с.
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 01.09.2012 N 875 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» //Российская газета, N 206, 07.09.2012.
  5. Добролюбова Е. И. Международный опыт оценки результативности и эффективности государственного контроля в сфере охраны труда и обеспечения безопасности на рабочем месте // Вопросы государственного и муниципального управления. 2016. №2.
  6. Петров М.С. Основы производства. Охрана труда : учебное пособие для студентов выш. уч. заведений. Издательский центр «Академия», 2007.- 208 с.
  7. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 24.04.2020) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1),ст. 3.

Предоставляем бесплатную справку о публикации, препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary