В настоящее время, в Российской Федерации, наблюдается ряд проблем государственного и муниципального управления. К ним можно отнести: реформирование органов власти, управление государственной и муниципальной собственностью в современной России и т.д. Особо актуальна, занимая главенствующую роль, выступает проблема качества государственного управления на региональном и муниципальном уровнях (определяющая роль которой - недостаточный уровень образования, квалификации многих должностных лиц, проблема управления карьерой персонала) [1]. Практический опыт приема на работу государственной и муниципальной службы показывает, что можно «наткнуться» на персонал, который не имеет развернутого представления о своих должностных обязанностях.
В современных условиях перестройки государственного управления на новые стандарты взаимодействия (внешнего и внутреннего) кадрового состава чиновнического аппарата, проводимой в России, прежде всего, внимание уделяется проблеме оценки качества государственного управления на региональном и муниципальном уровнях [2].
Определяющим фактором в решении ключевой задачи современной России является формирование кадрового состава исполнительной власти регионов [3]. Для результативного решения поставленной задачи, необходимо взаимное сопряжение трех относительно самостоятельных технологий работы с кадрами, который включает основные направления: отбор персонала, оценка персонала и управление карьерой персонала. Очевидно, что важность проведения мониторинга обусловлена причиной отсутствия эффективности работы государственного аппарата, недостаточно разработанные нормативно-правовые акты и законы, и авторитарное вмешательство в дела государственного и муниципального управления со стороны разного уровня, звеньев (параллелей) власти, а также качества национального управления показателями результативности работы субфедеральных органов власти [4].
Ведущую роль в обеспечении рациональности, то есть целесообразности, обоснованности, эффективности проводимой работы, выступает социальность - наполненность государственного управления общественными запросами и ожиданиями, реальной жизни людей.
Компетентная разработка механизмов и внедрение новых методов управления в практику работы государственных и муниципальных служащих — ключевое направление повышения эффективности госаппарата и органов муниципального управления. В современных условиях развития общества важным становится то обстоятельство, что многие методы и приемы управления, доказавшие свою эффективность и результативность в коммерческом секторе, постепенно переносятся в практику федерального, регионального и муниципального управления, хотя она существенно отличается от сферы частного бизнеса.
Государственная и муниципальная служба выступит носителем и станет образцом правовых и (в том числе международного права) эффективных отношений найма и труда [5].
Конкретными шагами в данном направлении могут служить те механизмы, когда работа государственного и муниципального аппарата, в условиях возросшой опасности кризисных ситуаций, будет в прямой зависимости от умения руководителей действовать в быстро изменяющейся среде и быть гибкими, не меняя своих главных принципов, добиваться поставленных целей при активном привлечении бизнеса и общественных организаций, развивая партнерские отношения.
Достижение поставленных целей возможно при условии выполнения требований по глобальному и поэтапному переходу на модернизированную (современную) систему управления государственной и муниципальной службы; разработки государственной кадровой политики направленной на воспитание государственных и муниципальных служащих, которые четко следуют букве закона и действующего законодательства; отработки системы стимулирования карьерного роста чиновников; постоянного совершенствования и повышения уровня и качества образования; предъявления высоких требований к формулировке и исполнению конкретных функций государственных и муниципальных служащих.
Представляется, что в условиях быстро развивающегося современного мира, результатом предложенного подхода (принимаемых мер), обеспечивается формирование институтов гражданского общества в тесном оперативном взаимодействии государства и общества, а также грамотная разработка стратегических ориентиров, совершенствование законодательной базы, развитие экономических и иных свобод, эффективное управление государственной и муниципальной собственностью и др.
Список литературы
- Закон Российской Федерации «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ (последняя редакция) // Информационно-правовая база "КонсультантПлюс" URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48601/ (дата обращения: 27.09.2022).
- "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 27.09.2022).
- Глазунова Н.И. Из истории профессиональной подготовки к государственной службе // Вестник государственной службы. 1993. № 11.
- Зотов В.Б. Система муниципального управления в схемах: Учеб, пособие. — М.: Ось-89, 2007.
- Бушуева И.П. Управление профессиональным развитием государственных гражданских служащих: региональный аспект: автореферат диссертации ... кандидата юридических наук / И.П. Бушуева. Нижний Новгород, 2015. 25 с.