Влияние мотивации обучающихся на эффективность обучения в системе профессионального образования

Влияние мотивации обучающихся на эффективность обучения в системе профессионального образования

Статья посвящена исследованию структуры и роли мотивации обучающихся в системе профессионального образования. Автором отмечено, что среди мотивов к эффективному обучению присутствуют как внутренние мотивы, так и мотивы, которые являются внешними по отношению к учебной деятельности. Одной из основных задач профессионального образования определено повышение в структуре мотивов обучающегося удельного веса доминирующего мотива для конкретного обучающегося.

Авторы публикации

Рубрика

Мотивация труда

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 32 (34), Октябрь ‘21

Поделиться

В настоящее время проблема подготовки высококвалифицированных специалистов приобретает все большее значение. Современное общество предъявляет выпускнику средних профессиональных и высших учебных заведений высокие требования, среди которых важное место занимают профессионализм, социальная активность и творческий подход к выполнению рабочих задач. Процесс совершенствования подготовки будущих специалистов в системе профессионального образования в условиях развития современного общества достаточно сложный и обусловлен несколькими важными факторами. Один из них - адекватность мотивации учебной деятельности обучающихся целям и задачам образовательной системы в сфере профессионального образования. Актуальность приобретает исследование вопроса формирования мотивов к обучению, так как данный процесс является неотъемлемым элементом в будущем профессиональном развитии. Целью данной статьи является определение роли и влияния системы мотивации обучающихся на эффективность обучения в рамках профессионального образования. Для изучения проблемы в данной статье были использованы методы теоретического анализа и систематизации литературных источников.

На современном этапе социально-экономического развития общества возникает проблема повышения эффективности учебной деятельности на всех уровнях образования. В последние годы в педагогике профессионального образования уделяется особое внимание вопросам мотивации учебной деятельности обучающихся, поскольку она свидетельствует о качестве учебной деятельности. Под влиянием мотивации формируется мировоззренческая позиция личности, поведенческие реакции, внутреннее эмоциональное состояние, которое значительным образом оказывает влияние на представления человека не только об окружающем мире, но и на собственный внутренний мир, на адекватную оценку ситуации и адекватное ее восприятие.

Вопрос мотивации учебной деятельности является предметом педагогических и психологических исследований, которые ведутся в основном в двух основных направлениях. Так, Рочев К. В., Полищук С. А., Марченко Д. С. выделяют два типа стратегий исследования мотивации:

1) изучение влияния мотивации на деятельность, изменение деятельности в зависимости от актуализации целей и задач обучения для каждого субъекта образования по личным причинам;

2) изучение влияния деятельности на становление мотивационной сферы [1, с. 138].

Сложность проблемы мотивации к обучению обусловливает множественность понимания ее сути, природы, структуры, функций. Так, первично следует отметить, что непосредственно к системе дефиниций мотивации входит целый комплекс аспектов, под которыми понимается система побуждений: мотивы, потребности, интересы, стремления, цели, влечения, мотивационные установки (диспрозия), идеалы. Мотивация, с точки зрения Хекхаузена Х., представляет собой опосредованную процессом ее отражения субъективную (личностную) детерминацию поведения субъекта социума миром [2, с. 154].

В контексте практической реализации обучения в системе профессионального обучения понятие «мотивация обучающегося» может использоваться для объяснения уровня интенсивности внимания и усилий субъекта, потраченных на выполнение различных задач. Итак, мотивацией для обучающегося выступает желание учиться ради достижения не только академической цели, но и для профессионального роста. Поэтому для успешного побуждения к эффективному обучению, которое направляет деятельность обучающегося, субъект обучения должен первично хотеть активно участвовать в процессе обучения.

Уровень учебной активности является следствием сильной или слабой мотивации к обучению. Можно сказать, что мотивы обучения — это активизирующая сила, одно из основных условий учебной деятельности. В общем виде проблема мотивации обучения является проблемой причин, которые определяют различные формы проявления активности обучающихся.

Номенклатура учебных мотивов в профессиональном образовании весьма разнообразна. В классификации мотивов обучения исследователи Мокиевская Н.Е. и Филягина Ю.В. выделяют следующие основные группы:

1. Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности: учебно-познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности, побуждающие обучающихся на занятиях познавать новые факты, овладевать не только теоретическими знаниями и обобщенными способами действий, но и проникать в сущность явлений; учебные мотивы, связанные с процессом обучения, побуждающие к выявлению интеллектуальной активности, преодолением препятствий в процессе решения поставленных преподавателем задач.

2. Мотивы, связанные с теми аспектами, которые находятся вне самой учебной деятельности: социальные мотивы, связанные как с официальным и неофициальным статусом обучающегося в коллективе (академической группе) и отражающие общественную значимость обучения; профессиональные мотивы, отражающие значимость учебной деятельности для овладения будущей профессией; мотивы самоопределения, включающие аспекты понимания значимости знаний для будущей профессии и постоянное самосовершенствование в этом направлении; внутриличностные мотивы: стремление получить одобрение и положительные оценки, желание быть лидером и занять достойное место в группе (мотивация к престижу) [3, с. 51].

Основными недостатками систем мотивации, которые ориентируют преподавателя на использование стимулов к профессиональному обучению, является сопровождение самого мотива негативными эмоциями. Такие стимулы обуславливают поверхностный, в ряде случаев недостаточный интерес к обучению, его иногда называют формальным и безучастным отношением к самому процессу обучения. Поэтому преподаватель должен определить, какие именно виды мотивации являются более приоритетными для отдельного обучающегося и направить свое внимание именно на эти виды в процессе преподавания предметов профессиональной подготовки [4, с. 8].

Отношение обучающегося к учебно-профессиональной деятельности выражают внешние и внутренние мотивы. В первом случае преобладает ориентация на достижение определенных результатов, а во втором - на сам процесс деятельности. Например, в процессе обучения, при решении познавательных задач может доминировать мотивация успеха, престижа, самоутверждения или мотивация самой деятельности - интерес, который имеется у обучающегося непосредственно к процессу и содержанию обучения [5, с. 6].

В частности, Глебова Г. В. под мотивом к обучению понимает осознанную потребность обучающегося осуществлять организованную учебно-познавательную деятельность [6, с. 84]. Чем больше мотивов побуждают к учебной деятельности, тем больше усилий субъект способен приложить к ней, тем лучше будет результат этой деятельности, при этом способности и знания выдвигаются на второй план.

В целом мотивы к обучению в системе профессионального образования предлагаем объединить в три взаимосвязанные группы: непосредственно-побудительные; практически-побудительные; интеллектуально-побудительные. Непосредственно-побудительные мотивы построены на эмоциональных проявлениях личности, на положительных или отрицательных эмоциях: яркость; новизна; внешне привлекательные атрибуты; интересное преподавание; привлекательность личности преподавателя; желание получить похвалу; боязнь наказания (боязнь получить негативную оценку, боязнь исключение из учебного заведения); нежелание быть объектом обсуждения и пр. Практически-побудительные мотивы основываются на понимании престижа профессии в обществе, значимости профессиональных знаний и умений, в частности: осознание практически-прикладного значения предмета, определенных профессиональных знаний и умений; связь учебного предмета с будущей профессией; надежды на получение в перспективе прибыли; развитое чувство долга, ответственности. Интеллектуально-побудительные мотивы базируются на получении удовольствия от самого процесса познания, наличия интереса к определенной профессиональной деятельности, любознательности, желании саморазвития, самореализации в определенной профессиональной деятельности.

Укрепление и поддержка мотивации к обучению должны выступить основной задачей профессионального образования. Привлечение обучающихся к проектированию и реализации своего профессионального образования может, с одной стороны, укреплять профессиональную мотивацию, а с другой - служить образцом для построения жизненных и профессиональных стратегий. Для формирования у обучающихся потребности в знаниях и интереса к овладению ими опытный преподаватель использует различные средства: захватывающие дидактические материалы и технологии преподавания; новизна учебного материала; использование ярких примеров и фактов в процессе предоставления нового материала; применение инновационных форм обучения, а также интерактивных компьютерных средств. Большую роль имеет и личность преподавателя, его эрудиция, мастерство, стиль преподавания. Опытный педагог процесс обучения строит логично, четко, доступно, оперируя при этом научными и вместе с тем интересными фактами [7, с. 63].

Повышенный интерес к изучению учебного материала стимулируется также применением целого комплекса методических приемов. Основными из них являются: четкая формулировка темы каждого занятия; разъяснение важности и необходимости знания данного учебного материала для дальнейшей профессиональной деятельности; выяснение тесной связи теории с практикой; выделение в изучаемом материале главного и повторение наиболее важных мыслей; создание на занятиях благоприятной эмоциональной атмосферы; проведение аналогий и сравнений.

Таким образом, успешное формирование мотивации к обучению у обучающихся в системе профессионального образования происходит при условии создания положительной, эмоционально-благоприятной образовательной среды, путем организации субъект-субъектного взаимодействия участников; осознания обучающимися значимости будущей профессиональной деятельности, проектирования содержания профессиональной подготовки с применением активных технологий, форм, методов обучения, основанных на принципах научности, связи теории с практикой, систематичности и последовательности, профессиональной направленности, сознательности и активности; направления содержательного обеспечения процесса профессиональной подготовки на формирование и развитие профессионально значимых личностных качеств; ориентация содержания и форм самостоятельной работы на привлечение обучающихся к самостоятельной учебно-познавательной деятельности, самокоррекции и самоконтролю.

Список литературы

  1. Буланкина И.Г. Развитие профессиональной мотивации студентов в условиях среднего профессионального образования // Вестник профессионального образования: научно-методический журнал. 2019. –№ 3 (10). – С. 3–11.
  2. Веневцева К. А. Проблемы мотивации в самостоятельной работе студентов среднего профессионального образования // Новости науки и образования. 2019. –Т. 6. – № 3. – С. 3–8.
  3. Глебова Г. В. Профессиональная мотивация и самореализация в процессе непрерывного образования // Профессиональное образование и общество. 2019. – № 4 (32). – С. 81–91.
  4. Зеер Э.Ф. Стратегические ориентиры модернизации профессионально-педагогического образования: дискуссионный аспект // Научный диалог. 2015. – № 10 (46). – С. 59–75.
  5. Мокиевская Н.Е., Филягина Ю.В. / Мотивация студентов, как проблема профессионального образования / Н. Е. Мокиевская, Ю. В. Филягина // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2021. – № 10. – С. 50–52.
  6. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. – СПб.: Речь, 2020. – 256 с.
  7. Рочев К. В., Полищук С. А., Марченко Д. С. Вопросы создания инновационной мотивационной среды в системе профессионального образования / К. С. Рочев, С. А. Полищук, Д. С. Марченко // Известия Уральского государственного горного университета. 2018. – № 4 (52). – С. 135–142.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary