Дошкольное и школьное образование детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) в современном обществе остается важной задачей, в связи со стремительным ростом количества детей с РАС. Именно поэтому система образования постепенно пришла к такой модели обучения, как инклюзия.
Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором все дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования.
Инклюзия - не просто размещение детей с особенностями здоровья и без них в одном классе. Эффективная инклюзия требует от учителей и школьных администраторов научиться понимать индивидуальные сильные стороны и потребности каждого ученика, а не только учеников с инвалидностью. Учителя в инклюзивных классах не могут просто нацеливать учебный план на среднего ученика.
Инклюзия означает предоставление ученикам многочисленных способов работы с материалом, многочисленные представления концепций в рамках учебного плана и многочисленные средства, которыми ученики могут выразить то, чему обучились. Этот тип вдумчивого универсального подхода к обучению одинаково приносит пользу как ученикам с инвалидностью, так и без неё.
Этот метод включает процесс системного реформирования такой среды, превращая ее в доступную для всех участников процесса. Реформирование включает в себя изменение контента, обучающих методик, подходов, структур и стратегий в образовании, с целью преодоления препятствий на пути к предоставлению базового права на образование для всех үчеников всех возрастных групп, и создание среды, которая более всего соответствует их запросам и предпочтениям. Включение учеников с особенностями в обычные классы без проведения соответствующих структурных изменений в области, к примеру, организации, расписания, обучающих стратегий и так далее не является инклюзией.
Очень важно избегать превалирования удаленного обучения в качестве альтернативы непосредственного участия детей с особенностями. Социальные и коммуникативные навыки лучше всего развиваются в реальной инклюзивной среде. Активное взаимодействие с другими учащимися, включая братьев и сестер, является важным компонентом права на инклюзивное образование.
Существуют определенные правила и принципы инклюзивного образования:
- все ученики приветствуются в системе общего образования. Общеобразовательный класс (с поддержкой) является единственным целевым вариантом обучения независимо от типа и тяжести инвалидности;
- ученики обучаются в классах, где поддерживается процент инвалидов, пропорциональный существующему соотношению инвалидности среди населения (примерно 10% -12%);
- ученики получают образование со сверстниками в примерно тех же возрастных группах;
- ученики с различными характеристиками и способностями максимально разделяют общий образовательный опыт со сверстниками, получая индивидуальную поддержку, соответствующую готовности и достигаемым результатам;
- общий образовательный процесс отстраивается с опорой на стандарты обучения детей без инвалидности;
- ученики должны получать преимущественную поддержку от классных учителей, одноклассников и пара педагогов, а от носителей «специализированных» компетенций (коррекционные педагоги, дефектологи и врачи) только по мере необходимости [2, с. 43].
Важную роль в системе инклюзивного образования выделяется тьютору. Тьютор - индивидуальный помощник ученика, использующий в работе методы АВА, сопровождающий ребенка во время занятий в регулярном классе, помогающий ему поддерживать коммуникацию со сверстниками и наставник, отрабатывающий индивидуальные навыки по личной программе ребенка в ресурсной комнате.
В обязанности тьютора входит: знание общей информации обо всех учениках ресурсной комнаты, знание информации о поведенческих протоколах всех учеников класса, умение заменить другого тьютора по мере необходимости, применение методов АВА в работе, постоянный поиск мотивационных стимулов и поощрений, ведение нужной стратегии обучения (например, безошибочной), систематическое применение подсказок, употребление в разговорах с учеником только позитивных конструкций, употребление в разговорах с учеников простых фраз, сбор данных по нежелательному поведения, заполнение чек - листов и подсчет процентов в конце дня, ведение листов дневного мониторинга, отслеживание необходимости начала генерализации отработанного навыка, помощь учителю в изготовлении материалов, обязательное участие в обучающих семинарах [1, с. 61].
Таким образом, на основе изученной литературы и практики инклюзивного образования, стоит сделать вывод, что развитие инклюзивного образования для обучения детей с РАС в настоящее время набирает обороты. Тьюторами активно используется прикладной поведенческий анализ, который направлен на развитие коммуникативных навыков, социализацию, адаптацию в обществе личности ребенка с РАС.
Список литературы
- Баринова, Е. Б. Тьюторское сопровождение обучающихся в системе инклюзивного образования : учебное пособие для вузов / Е. Б. Баринова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 116 с.
- Фуряева, Т. В. Модели инклюзивного образования : учебное пособие для вузов / Т. В. Фуряева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 176 с.