Инклюзивное образование. роль тьютора.

Инклюзивное образование. роль тьютора.

Инклюзивное образование в последнее время в России дает положительные результаты включения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду. Активно распространяется применение инклюзивного образования, модели «ресурсного класса». Но до сих пор ребенок с РАС может сталкиваться с трудностями, которые проявляются во взаимоотношении со сверстниками. В работе также рассматривается роль тьютор при работе с детьми с РАС.

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 30 (75), июль ‘22

Дата публицакии 20.07.2022

Поделиться

Дошкольное и школьное образование детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) в современном обществе остается важной задачей, в связи со стремительным ростом количества детей с РАС. Именно поэтому система образования постепенно пришла к такой модели обучения, как инклюзия.

Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором все дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования.

Инклюзия - не просто размещение детей с особенностями здоровья и без них в одном классе. Эффективная инклюзия требует от учителей и школьных администраторов научиться понимать индивидуальные сильные стороны и потребности каждого ученика, а не только учеников с инвалидностью. Учителя в инклюзивных классах не могут просто нацеливать учебный план на среднего ученика.

Инклюзия означает предоставление ученикам многочисленных способов работы с материалом, многочисленные представления концепций в рамках учебного плана и многочисленные средства, которыми ученики могут выразить то, чему обучились. Этот тип вдумчивого универсального подхода к обучению одинаково приносит пользу как ученикам с инвалидностью, так и без неё.

Этот метод включает процесс системного реформирования такой среды, превращая ее в доступную для всех участников процесса. Реформирование включает в себя изменение контента, обучающих методик, подходов, структур и стратегий в образовании, с целью преодоления препятствий на пути к предоставлению базового права на образование для всех үчеников всех возрастных групп, и создание среды, которая более всего соответствует их запросам и предпочтениям. Включение учеников с особенностями в обычные классы без проведения соответствующих структурных изменений в области, к примеру, организации, расписания, обучающих стратегий и так далее не является инклюзией.

Очень важно избегать превалирования удаленного обучения в качестве альтернативы непосредственного участия детей с особенностями. Социальные и коммуникативные навыки лучше всего развиваются в реальной инклюзивной среде. Активное взаимодействие с другими учащимися, включая братьев и сестер, является важным компонентом права на инклюзивное образование.

Существуют определенные правила и принципы инклюзивного образования:

- все ученики приветствуются в системе общего образования. Общеобразовательный класс (с поддержкой) является единственным целевым вариантом обучения независимо от типа и тяжести инвалидности;

- ученики обучаются в классах, где поддерживается процент инвалидов, пропорциональный существующему соотношению инвалидности среди населения (примерно 10% -12%);

- ученики получают образование со сверстниками в примерно тех же возрастных группах;

- ученики с различными характеристиками и способностями максимально разделяют общий образовательный опыт со сверстниками, получая индивидуальную поддержку, соответствующую готовности и достигаемым результатам;

- общий образовательный процесс отстраивается с опорой на стандарты обучения детей без инвалидности;

- ученики должны получать преимущественную поддержку от классных учителей, одноклассников и пара педагогов, а от носителей «специализированных» компетенций (коррекционные педагоги, дефектологи и врачи) только по мере необходимости [2, с. 43].

Важную роль в системе инклюзивного образования выделяется тьютору. Тьютор - индивидуальный помощник ученика, использующий в работе методы АВА, сопровождающий ребенка во время занятий в регулярном классе, помогающий ему поддерживать коммуникацию со сверстниками и наставник, отрабатывающий индивидуальные навыки по личной программе ребенка в ресурсной комнате.

В обязанности тьютора входит: знание общей информации обо всех учениках ресурсной комнаты, знание информации о поведенческих протоколах всех учеников класса, умение заменить другого тьютора по мере необходимости, применение методов АВА в работе, постоянный поиск мотивационных стимулов и поощрений, ведение нужной стратегии обучения (например, безошибочной), систематическое применение подсказок, употребление в разговорах с учеником только позитивных конструкций, употребление в разговорах с учеников простых фраз, сбор данных по нежелательному поведения, заполнение чек - листов и подсчет процентов в конце дня, ведение листов дневного мониторинга, отслеживание необходимости начала генерализации отработанного навыка, помощь учителю в изготовлении материалов, обязательное участие в обучающих семинарах [1, с. 61].

Таким образом, на основе изученной литературы и практики инклюзивного образования, стоит сделать вывод, что развитие инклюзивного образования для обучения детей с РАС в настоящее время набирает обороты. Тьюторами активно используется прикладной поведенческий анализ, который направлен на развитие коммуникативных навыков, социализацию, адаптацию в обществе личности ребенка с РАС.

Список литературы

  1. Баринова, Е. Б.  Тьюторское сопровождение обучающихся в системе инклюзивного образования : учебное пособие для вузов / Е. Б. Баринова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 116 с.
  2. Фуряева, Т. В.  Модели инклюзивного образования : учебное пособие для вузов / Т. В. Фуряева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 176 с.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary