В современном мире с каждым годом русский язык становится более популярным и востребованным. Уже сейчас русский — это один из самых распространенных языков в мире. Русский язык является родным для 154 000 000 людей. На нём говорят в 19 странах. Кроме этого, русский язык входит в список официальных языков ООН и ЮНЕСКО [1].
По данным Министерства образования Российской Федерации, количество студентов, приезжающих из-за рубежа, значительно увеличилось в последнее время [2]. Повышенный интерес к российскому образованию проявляют китайские абитуриенты. В популярности русского языка в Китае главную роль сыграл заметный подъём в российской экономике. Развиваются тесные внешние связи между Россией и Китаем, активизируются российско-китайские торгово-экономические, культурные отношения. А знание русского языка – безусловная перспектива в плане трудоустройства [3, С. 20].
Обучение китайских студентов русскому языку — важная часть международных образовательных программ. В настоящее время преподавание русского языка является стратегической задачей современного образования иностранных студентов. Что касается методики преподавания русского языка как иностранного, она постоянно совершенствуется, возникают новые её направления в рамках диджитализации образования.
Актуально и перспективно использование интерактивных образовательных платформ для преподавания русского языка как иностранного и в работе с китайским студентами. В частности, изучение лексики, ее поэтапное закрепление в упражнениях на интерактивной платформе облегчает, фасилитирует образовательный процесс для носителей иного языка. Мультимедийная платформа — это совокупность аппаратных и программных компонентов, предназначенных для воспроизведения, обработки и взаимодействия с различными типами мультимедийного контента [4, С. 248]. На интерактивной платформе LearningApps можно разрабатывать небольшие общедоступные интерактивные модули (упражнения), создавать и смотреть видео, слушать аудио, просматривать изображения и взаимодействовать с ними. На данной платформе упражнения для изучения лексики создаются онлайн, и в дальнейшем они могут быть дифференцированно использованы в образовательном процессе. Для презентации заданий на платформе предлагаются несколько шаблонов (упражнения на классификацию, тесты с множественным выбором и т. д) [5].
Перед тем как приступить к созданию упражнений, преподавателю нужно пройти регистрацию на сайте LearningApps.org. При этом самим обучающимся также необходимо зарегистрироваться на платформе. Чтобы контролировать процесс работы студентов, необходимо сформировать класс в интерактивном пространстве платформы. Создав задание, мультимедийный контент, педагог может сделать его полностью публичным для просмотра и использования, либо сделать упражнение «закрытым», доступным лишь для студентов из виртуального класса, которые получат ссылку. Платформа позволяет отправлять ссылки на задания в формате QR-кодов, автоматически генерируемых к каждому отдельному заданию. Кроме того, можно рассылать обычные ссылки или встраивать их в свой сайт. Работать на данной мультимедийной платформе, выполнять интерактивные упражнения, изучать цифровой образовательный контент можно как с компьютера, так и с мобильного устройства, имеющего доступ к сети интернет. Автоматическая оценка и цифровизация заданий позволяют оптимизировать процесс обучения, делают его прозрачным для обучающихся и удобным для преподавателей и студентов.
На мультимедийной платформе LearningApps нами был разработан и апробирован комплекс упражнений для эффективного запоминания лексики по теме «Еда», который был интегрирован в занятия по русскому языку как иностранному с китайскими студентами первокурсниками. Семантизация лексики в интерактивной форме, объяснение обучающимся иностранцам еще неизвестных им русских слов с использованием рисунков, схем, фильмов, аудиовизуальных средств на основе использования мультимедийной платформы проходят быстрее и эффективнее, повышается мотивация к изучению иного языка. Процесс беспереводного усвоения значений новых слов существенно облегчается за счет использования аудиовизуальных материалов, используемых при составлении упражнений на платформе LearningApps. Для быстрого запоминания новой лексики по теме «Еда» студенты выполняли следующие задания: перевести слова и выбрать подходящие по смыслу из предложенного списка, вставить пропущенные буквы в слова, составить предложения с использованием определённых слов на русском языке, написать слово в разных падежах и родах, классифицировать слова по группам (по частям речи). Изучение лексики было поэтапным, с дальнейшим ее практическим закреплением. Типы упражнений, использованные для составления мультимедийных заданий на интерактивной платформе: подготовительные (пропедевтические), иллюстративные, основные, повторительно-обобщающие, творческие. Донесение до восприятия обучающихся нового теоретического материала, демонстрация примеров использования слов, эффективная работа со словарями, использование фрагментов текстов, аудио и видео материалов способствовало успешному освоению новой части глоссария иностранными студентами.
Внедрение интерактивной образовательной мультимедийной платформы LearningApps в преподавание русского языка как иностранного в китайской аудитории, на наш взгляд, дает дидактические возможности и имеет определенные методические перспективы.
Список литературы
- Список языков по количеству носителей // Википедия. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Список_языков_по_количеству_носителей (дата обращения: 18.12.2023)
- Российские вузы набирают китайских студентов // Ведомости: интернет-газета. – URL: https:// rossiiskie-vuzinabirayut-kitaiskih-studentov (дата обращения: 18.12.2023)
- Петрова С. М., Слепцова А. И. Особенности обучения русскому языку как иностранному в китайской аудитории // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия, 2020. C. 19-24.
- Шеваршинова Е. И. Применение медиатекстов с целью взаимсвязанного обучения иностранному языку и межкультурному общению студентов языковых факультетов // Научно-методический журнал «Наука и школа». – 2015, №1.
- Что такое LearningApps.org? //LearningApps. – URL: https://learningapps.org/impressum.php (дата обращения: 18.12.2023).