ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ, ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ОТРАСЛИ

ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ, ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ОТРАСЛИ

Авторы публикации

Рубрика

ПРОЧЕЕ

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 3 (153), Январь ‘24

Дата публикации 28.01.2024

Поделиться

В данной статье раскрываются формы обучения работников железнодорожной отрасли, отражены проблемы профессионального обучения сотрудников ОАО «РЖД».

Активный вектор развития технологий способствует изменению общественных отношений во всех сферах жизни. Взаимодействие людей в информационном пространстве, накладывает свой отпечаток на работу организаций, оценки всех происходящих в ней процессов с учетом анализа их эффективности, в том числе и с точки зрения экономических вопросов.

Актуальность совершенствования знаний и навыков всего персонала, обуславливается и необходимостью эффективной работы, условиями конкуренции, потребностью обновления теоретических и практических методов решения профессиональных задач, стремительным развитием внешней среды. Отметим, что важным аспектом для реализации указанных предпосылок и роста эффективности организация является система обучения и повышения квалификации персонала.

В системе управления персоналом обучение выступает важным элементом, оно не просто обеспечивает готовность людей к решению стоящих перед ними задач, но способствует достижению целей всей организации, связанных с процессами организационного (иногда и глобального) развития.

Профессиональное развитие работников осуществляется по следующим основным программам профессионального обучения

Профессиональное развитие работников в рамках текущей должности и профессии направлено на обновление и расширение профессиональных навыков, необходимых для выполнения своих обязанностей на занимаемой должности, и предусматривает:

  •  повышение квалификации с использованием основной программы профессионального обучения – это процесс повышения квалификации рабочих (служащих);
  •  обязательное обучение, которое требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации, проводится в рамках программы для профессионального развития;
  • обучение проводится в связи с технологическими нарушениями, выявленными работником в установленном порядке ОАО "РЖД", и предусматривает развитие компетенций, требующих улучшения («западающих» компетенций), в рамках программы обучения для профессионального развития;
  •  обучение проводится с целью овладения новыми профессиональными компетенциями, включая внедрение новой техники и технологий, в рамках программы обучения для профессионального развития;
  • переподготовка рабочих (служащих) – это обучение предназначено для того, чтобы обеспечить соответствие профессиональных компетенций работников требованиям, необходимым для выполнения нового вида профессиональной деятельности, включая обучение для работы на новой должности или по новой профессии. Оно предусматривает переподготовку рабочих (служащих) по основной программе профессионального образования[1].

Особенности обучения в компании ОАО «РЖД».
Профессиональная подготовка (переподготовка) – профессиональное обучение рабочих кадров проводится по профессиям, перечень которых утверждается нормативно-правовыми актами Министерства образования и науки Российской Федерации.

Обучение организуется в учебных заведениях железнодорожного транспорта, имеющих соответствующую лицензию на осуществление образовательной деятельности в сфере профессионального обучения, а также в учебных центрах профессиональных квалификаций.

Все обучение проводится в объеме часов, установленных рабочими учебными планами и программами, согласованными и утвержденными руководством дирекции. Программа состоит из двух блоков: теоретического и производственного обучения.

Теоретическое обучение осуществляется в учебной группе численностью до 25 человек. В случае профессионального обучения профессиям (должностям), подготовку по которым проходят менее 25 человек в год, численность учебной группы может составлять от 10 до 15 человек.

Производственное обучение – проводится на рабочем месте в структурном подразделении (в связи с отсутствием надлежащей учебно-лабораторной базы в учебных заведениях). Во время практического обучения работник возвращается на свое основное рабочее место и приступает выполнению должностных обязанностей с выполнением установленных заданий. По структурному подразделению издается приказ о зачислении обучающегося на производственное обучение и его закреплении за руководителем и инструктором производственного обучения [2].

По окончании обучения проводятся квалификационные экзамены, по результатам которых выдается свидетельство по установленной форме компанией «РЖД».

Перечень профессий и должностей для совмещения в филиалах для обучения устанавливается в соответствии с «Порядком совмещения профессий (должностей) в филиалах ОАО «РЖД»», утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 13.09.2016 № 1882р [3]. 

Основной перечень профессий и должностей для совмещения профессий представлен в таблице 1.

Таблица 1– Основной перечень профессий и должностей

Основная профессия (должность)

Совмещающая профессия

Приемосдатчик груза и багажа

Дежурный стрелочного поста, сигналист (на железнодорожных станциях)

Дежурный стрелочного поста

Дежурный по переезду, сигналист (на железнодорожных станциях)

Дежурный по переезду

Дежурный стрелочного поста, сигналист (на железнодорожных станциях)

Приемщик поездов

Осмотрщик поездов (опробование тормозов), приемосдатчик груза и багажа, оператор станционного поста

Начальник железнодорожной станции (IVи Vкласса)

Дежурный по железнодорожной станции, приемосдатчик груза и багажа,

Сигналист (на железнодорожных станциях)

Дежурный по переезду, дежурный стрелочного поста

 

По окончании обучения проводятся экзамены, по результатам которых выдается удостоверение о повышении квалификации установленного образца.

Обучение и профессиональное развитие рабочих и служащих в структурных подразделениях филиалов ОАО «РЖД» проводится непрерывно в течение всей трудовой деятельности, в том числе в форме семинаров, конференций, школ передовых приемов и методов труда, мастер-классов, тренингов, стажировок и других внутрикорпоративных мероприятий.

С целью определения существующих проблем профессионального обучения проведен опрос работников Казанского центра организации работы железнодорожных станций.

Большинство опрощённых ответили, что последнее обучение проходили четыре – одиннадцать месяцев назад. А программа обучения была либо повышение квалификации с периодом от двух до пяти дней, либо подготовка/ переподготовка с совмещением практики на железнодорожной станции более шести месяцев. Большинство опрощённых отметили в оценке программы обучения по минимальным оценкам оснащение учебных аудиторий и условий проживаний в общежитии.

Важной проблемой, выявленной на основании проведенного социологического исследования, стало отсутствие обратной связи, то есть данные по оценке удовлетворенности курсами не собираются и не анализируются вообще. Исходя из этого, по выявленной проблеме, необходимо разработать мероприятия по налаживанию обратной связи между работником, повысившим свою квалификацию, и отделом управления персоналом центра.

Более 40%  респондентов отметили, тот аспект, который на наш взгляд является одним из основных показателей, по итогу низкую эффективность курсов повышения квалификации. Так, опрошенные оценили результаты своей деятельности после прохождения обучения, как неизменившиеся.

Мы полагаем, что подобная оценка явно свидетельствует о необходимости внесения изменений в сложившуюся практику обучения сотрудников в центре. Считаем важным разрабатывать такие инструменты, которые бы эффективно способствовали совершенствованию и развитию всей системы повышения квалификации. Вполне очевидно, что совершенствовать всю систему повышения квалификации, на всех ее уровнях невозможно без создания особых условий. Представляется, что в рамках этого создания важно разработать соответствующие механизмы, которые бы позволяли обучаемому получать информацию не только в процессе самого курса обучения, но и по его окончанию. Одним из таких действенных механизмов, на наш взгляд является дистанционное обучение, которое позволит достигнуть поставленные цели и задачи, без отрыва от производства.

Список литературы

  1. Обучение персонала. [Электронный курс]. – URL: http://www.grandars.ru/college/biznes/obuchenie-personala/html (дата обращения: 26.01.2024).
  2. Современные методы обучения персонала. [Электронный курс]. – URL: http://www.ngpc.ru/forum2010/Articles/Learnining%20methods.pdf (дата обращения: 26.01.2024).
  3. Официальный сайт ОАО «РЖД». [Электронный курс]. – URL: http://www.rzd.ru(дата обращения: 26.01.2024).
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary