Особенности самостоятельной познавательной деятельности

Особенности самостоятельной познавательной деятельности

Актуальность статьи несомненна, так как знания, умения, убеждения, духовность невозможно передать от преподавателя к учащемуся, прибегая лишь только к словам. Ведь подобная процедура содержит в себе такие действия, как знакомство педагога с курсантом, восприятие курсантом материала, самостоятельная переработка, а также понимание и принятие этих умений и понятий.

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 26 (71), июнь ‘22

Дата публицакии 25.06.2022

Поделиться

Самостоятельность – главное качество личности.  Она характеризуется умением определять цели, ставить перед собой задачи и добиваться результата собственными силами. 

Особенное значение приобретает ориентация развития учащихся с помощью условий, которые созданы для глубокого анализа явлений, ориентация на самостоятельность и самообучение. Учащиеся, которые занимаются самостоятельной деятельностью, для себя повышают активность, которая помогает в процессе обучения. Немаловажный факт – знаниями овладевает ученик только при самостоятельной работе. По статистике, ученик в памяти способен удержать информацию на 80%, которая базируется на личном опыте. Но если рассматривать самостоятельное обучение, то процент возрастает до 95. 

Самостоятельная работа на занятиях способствует успешному обучению, а также развивает и активизирует мыслительную деятельность учащихся.

Главное условие военного образования для высокой результативности – это самостоятельная работа учащихся по обучению военным специальностям, ее основных идей и методов, ее практического приложения. Данная  работа позволяет сформировать активную жизненную позицию учащихся.

Самостоятельная работа на занятиях по спец.предметам необходима, так как это важный процесс обучения, который позволяет тренировать ум, волю, дисциплину, внимание курсанта, даёт возможность рассуждать, приходить к умозаключениям.

Организация учебно-воспитательного процесса, в котором курсант увлеченно самостоятельно добываю знания – это цель профессиональной деятельности преподавателя. 

Самостоятельная деятельность оставляет отпечаток на личности курсанта, помогает развиваться, благодаря чему образовываются новые интересы, определенные потребности, яркие эмоции. Самое главное, что новые изменения влияют на взаимосвязи, которые способны определить значение самостоятельной деятельности, как одного из значительных компонентов, заключающихся в системе процесса обучения.

Категории «деятельность» уделяется особое внимание в литературе. С философской точки зрения, «деятельность» отражает отношение человека к окружающему миру, которое состоит из целесообразного изменения и преобразования в интересах других людей. «Деятельность» сама по себе включает определенные цели, средства, процесс, и результат. 

Учащийся включается в процесс деятельности, так как она увлекает, захватывает индивида, что приводит к её исполнению. Данная область изучена в психологии А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном, К.К. Платоновым и др. А.Н. Леонтьев, рассматривая деятельность и ее структуру, выделил ее основные составляющие, такие, как: сама деятельность (простая деятельность), действие и операция. Говоря о простой деятельности, подразумевается «…такая деятельность, которая не распадается на действия». При этом мотив, предмет и цель простой деятельности всегда совпадают. Мотивом являются потребности личности, которые побуждают к деятельности. «Деятельности без мотива не бывает». Действие варьируется, оно может меняться, «переходить из одной деятельности в другую», но при этом являясь относительно самостоятельным.

Представляя самостоятельную работу, рассмотрим две ее стороны: одна из них – это учебное задание, а вторая – это деятельность, которая проявляется в мышлении, памяти, творческом воображении. Эта работа раскрывается при выполнении заданий, которые основываются на получении новых знаний, углубленному изучению, а также расширению области действия ранее полученных знаний. 

Делаем вывод, что самостоятельная работа – это средство обучения, которое: 

  1. на любом конкретном этапе усвоения отвечает задачам и дидактическим целям, поставленным в данной ситуации;
  2. формирует у курсанта на каждой стадии его движения «от незнания к знанию» требуемый объем информации. Также образуется степень знаний, умений и мастерства для решения определенного класса познавательных задач и соответственного продвижения от низших к высшим уровням мыслительной деятельности;
  3. вырабатывает у курсантов психологическую установку на самостоятельное регулярное пополнение своих знаний, а также выработку умений разбираться в большом объеме научной и общественной информации при решении новых познавательных вопросов;
  4. является важнейшим инструментом педагогического руководства и управления самостоятельной познавательной работой обучающегося в ходе обучения.

Значимость самостоятельной работы учащихся возрастает в связи с изменением цели обучения, его тенденцией на формирование умений, творческой деятельности, а так же в связи с компьютеризацией обучения. Непосредственно процедура самостоятельной работы представляется в виде триады: мотив – действие – результат.

Самостоятельная работа курсантов, включающаяся в ходе обучения, - это деятельность, которая производится в отсутствии преподавателя в специально отведенное время по его заданию. При такой работе курсанты сознательно стараются достигнуть поставленной цели, применяя усидчивость и выражая результат умственных или физических (или тех и других вместе) действий. 

Любая самостоятельная работа нацелена на активные умственные действия курсантов, которые взаимодействуют с рациональным способом выполнения задач, которые были предложены преподавателем, с анализом результатов работы. 

Нужно знать, что самостоятельная работа не самоцель, так как она выступает в роли глубоких и прочных познаний учащихся, что служит средством формирования таких черт личности, как активность и самостоятельность, развивает их умственные способности. 

Понятно, что занятия должны включать в себя самостоятельную работу, это большая необходимость. Следовательно, преподаватель обязан понимать структуру самостоятельной работы на уроке, уметь правильно применять ее, чтобы задействовать все возможные силы курсантов.

Структура самостоятельной работы: 

  • анализ задания;
  • планирование работы;
  • выполнение задания;
  • проверка и оценка сделанной работы. 

Если рассматривать отдельные виды самостоятельной работы, то они могут содержать в себе как все, так и некоторые элементы из структуры. Стоит заметить, что наибольшее количество указанных элементов даёт наивысший уровень развития самостоятельности учащимся, развитие которых является одной из основных целей организации самостоятельной работы на занятии. 

Конечной целью развития учебной деятельности является результат такой степени развития курсантов, когда они способны, уверены в силах самостоятельно ставить цель деятельности, актуализировать требуемые для решения задачи знания и способы действия; когда они могут планировать свои действия, полученный результат с их целью, то есть самостоятельно осуществлять учебную работу. 

Педагог К.Д. Ушинский писал о формировании самостоятельности. Он проводил исследования условия формирования данного качества в учебной деятельности. 

На сегодняшний день бесспорным является следующее: 

  1. Высокая степень самостоятельности может быть достигнута, благодаря такому построению обучения, в работе которого применяется переход от слов учителя к необходимому использованию знаний, которые направлены на решение задач на самостоятельное отыскание похожих действий и знаний.  
  2. При решении задач, в которых учащиеся самостоятельно переходят от отдельных операций к формированию всего действия – такое формирование учебной деятельности учащихся должно предусматриваться при организации работы.
  3. Уровень самостоятельности возрастёт в разы, если учащиеся будут осуществлять переход от действий в готовом виде к открытию отдельных действий и систем на самостоятельной основе. 
  4. При повышении степени самостоятельности учитывается  переход осознания учащихся от необходимости овладения данным конкретным умением к осознанию важности овладения целостной структурой учебной деятельности.
  5. Формирование самостоятельной деятельности также осуществляется при переходе от задач репродуктивного характера к задачам творческим, которые требуют использования знаний и действий межпредметного характера.

Чтобы использовать самостоятельную работу в качестве получения новых знаний, преподаватель обязан продумать план этой работы, где предусматривается и разъясняется цель работы и путь ее достижения. В соответствии с этим план самостоятельной работы делится на два основных раздела: что курант должен сделать, чтобы получить новое знание; что надо знать (узнать) и уметь рассказать.

Список литературы

  1. Пидкасистый, П.И. Педагогика: Учебное пособие для учащихся пед. вузов и пед. колледжей / П. И. Пидкасистый. – М.: 1995. - 93 с.
  2. Зимняя, И.А. Педагогическая психология. Учебное пособие / И. А. Зимняя. - Ростов – на – Дону: Феникс, 1997. – 480 с.
  3. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. – М.: Смысл; Изд. Центр «Академия», 2005. – 352 с.
  4. Гаврилычева, Г.Д. Воспитание самостоятельности / Г. Д. Гаврилычева. – М.: АРТС М, 2008. – 38 с.
  5. Выготский, Л.С. Психология / Л. С. Выготский. – М.: ЭКСМО - Пресс, 2000. – 108 с.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary