Понятие «двойной учет» земель лесного фонда в России впервые появилось с началом массовой постановки в координатных границах таких земель на кадастровый учет организацией Рослесинфорг, созданной весной 2015 года. На тот момент законодательная база, а именно Земельный и Лесной кодексы РФ, не предусматривала ясных методов урегулирования споров собственников, обратившихся в Росреестр с заявлением на уточнение границ земельных участков и Рослесхоза, к функционалу которого отнесены государственная инвентаризация и учет земель лесного фонда. Для решения подобных конфликтов требовалось обращаться в арбитраж.
В августе 2017 года был принят федеральный закон № 280-ФЗ, известный как «лесная амнистия», который установил приоритет данных Единого государственного реестра недвижимости перед сведениями лесного реестра и способствовал решению проблем частных владельцев в заявительном порядке, предусмотренном для устранения реестровых ошибок [2]. Проведенный анализ научных исследований показал, что в настоящее время ведется активная работа в части легализации прав собственников земельных участков, выявлено значительное количество наложений границ, требующих корректировки, в связи с чем действие «лесной амнистии» продлено до 1 января 2026 года. При этом участники градостроительной деятельности на спорных участках сталкиваются с ведомственной разобщенностью, несовершенством нормативно-правовой базы.
В 2021 году, при согласовании проекта планировки территории под реконструкцию участка дороги «Юкки-Кузьмолово», был выявлен двойной учет земель лесного фонда. В материалах обоснования проекта планировки территории, показанных на Рисунке 1, отмечено уширение дороги за счет земельных участков, преимущественно находящихся в частной собственности.
Рисунок 1. Схема использования территории в период подготовки проекта планировки территории. М 1:1000. Реконструкция участка дороги «Юкки-Кузьмолово»
На момент подготовки проекта реконструкция дороги входила в состав Схемы территориального планирования Ленинградской области с целью приведения дороги в нормативное состояние, устранения участков, работающих в режиме перегрузки. Проект был приостановлен на этапе согласования в Комитетом по природным ресурсам Ленинградской области, и его реализация до сих пор остается замороженной.
Участок автомобильной дороги, подлежащей реконструкции, расположен в пределах деревни Энколово Бугровского сельского поселения Всеволожского района. По распоряжению Правительства Ленинградской области в 2009 году в границы населенного пункта деревни Энколово были включены земли сельскохозяйственного назначения с изменением вида разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства. Это подтверждается кадастровым паспортом и свидетельством о регистрации права на земельный участок 47:07:0000000:209. Таким образом, согласно указанным документам, на этой территории на момент 2009 года не числились земли лесного фонда. По данным лесного реестра, представленном на Рисунке 2, объект реконструкции и сама деревня входят в части кварталов 39 и 40 Всеволожского лесничества.
Рисунок 2. Материалы лесоустройства по участку реконструкции.
Всеволожское лесничество
Рослесхоз отказал в согласовании проектной документации, ссылаясь на отсутствие факта согласования генерального плана поселения с Рослесхозом. В полномочия Рослесхоза входит «рассмотрение генеральных планов поселений» [1, п.5.4.3]. Также, «проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом» [3, ст. 25].
Комитет по природным ресурсам Ленинградской области в 2020 году открыто заявил об отсутствии корректных данных учета земель лесного фонда во Всеволожском районе. Неоднократные обращения Заказчика работ, главы администрации муниципального образования «Бугровское сельское поселение» остаются без ответа на протяжении нескольких лет. Выполненная проектным институтом работа в проектно-изыскательной части потеряла свою актуальность по прошествии лет. Государственные службы находятся в сложной ситуации, так как проблема не решена на законодательном уровне.
Помимо этого, большая часть владельцев земельных участков не знает своих прав, что подчеркивает необходимость повышения правовой грамотности среди граждан и доступности информации о процедурах, связанных с «лесной амнистией». Для полноценного решения проблем необходимо активное сотрудничество между государственными органами и владельцами земли, а также повышение правовой грамотности населения. Аналогичный задвоенный учет может касаться не только лесных земель, но и других категорий. На сегодняшний день отсутствует единый непротиворечивый источник сведений о земле и недвижимости. На Рисунке 3 указаны органы государственной исполнительной власти, каждый из которого ведет свой самостоятельный учет.
Рисунок 3. Перечень исполнительных органов в РФ, ведущих свой собственный учет объектов недвижимости
Необходимо: настроить интеграцию систем учета объектов недвижимости с установлением инициирующего приоритетного органа в лице Росреестра; количественно и качественно пополнить кадровый состав государственных структур; выстроить взаимовыгодное сотрудничество органов исполнительной власти РФ и собственников земельных участков путем вовлечения последних в получение дохода от комплекса работ по развитию территории, которая изымается под государственные нужны.
Список литературы
- «Положение о Федеральном агентстве лесного хозяйства; изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации»: утв. Постановлением Правительства Рос. Федерации от 23 сентября 2010 г. №736 // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2010. – №40, ст. 5068. – С. 8
- Глушков И.Н., Герасимено И.В., Безрукова Т.А., Бунделева А.А., Петрова М.В. Кадастровая деятельность на землях лесного фонда и пути решения // Геология, география и глобальная энергия. 2021. №1 (80). С. 124-130
- Градостроительный кодекс Российской Федерации (с изменениями на 8 августа 2024 года) (редакция, действующая с 1 сентября 2024 года): федер. закон Рос. Федерации от 29 декабря 2004 г. №190-ФЗ: принят Гос. Думой 22 декабря 2004 г.: одобр. Советом Федерации 24 декабря 2004 г. // Рос. газ. – 2004. – 30 декабря
- О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель (с изменениями на 13 июня 2023 года): федер. закон Рос. Федерации от 29 июля 2017 г. №280-ФЗ: принят Гос. Думой 29 июля 2017 г.: одобр. Советом Федерации 25 июля 2017 г. // Рос. газ. – 2017. – 04 августа