Развитие аэропорта Махачкала

Развитие аэропорта Махачкала

Авторы публикации

Рубрика

Космос и Авиация

Просмотры

13

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 6 (8), март ‘21

Дата публикации 02.04.2021

Поделиться

В статье говориться о развитии аэропорта Махачкала, о приобретении современной техники, строительстве нового международного термина, расширении географии полетов. Приводится информация о потребностях в реализации II этапа реконструкции аэродрома Махачкала (Уйташ).

Аэропорт города Махачкала — единственный аэропорт в Республике Дагестан и самый южный в России.  Аэродром Махачкала (Уйташ) является аэродромом совместного базирования с подразделениями Минобороны России, ФСБ, Росгвардии и МЧС. 

В Северо-Кавказском федеральном округе аэропорт Махачкала находится на втором месте по пассажиропотоку после аэропорта Минеральных Вод, который ежегодно обслуживает более двух с половиной миллионов пассажиров. Если смотреть в целом по России, то в 2014 году наш аэропорт был на 44 месте (по пассажиропотоку). В настоящее время – уже на 25-й позиции. Это, на наш взгляд, большой прорыв.

Сегодня услугами аэропорта на регулярных рейсах пользуются 12 авиакомпаний, свою заинтересованность в работе на площадке махачкалинского аэропорта высказывают еще ряд компаний. Также, необходимо отметить, что аэропорт Махачкала занимает лидирующие позиции при выполнении рейсов ежегодного паломничества «Хадж» и обслуживает около половины всех пассажиров, выполняющих паломничество из Российской Федерации.

АО «Аэропорт Махачкала» обслуживает внутренние и международные авиаперевозки. Имеется зал для VIP-пассажиров и Зал официальных лиц и делегаций. Общая пропускная способность аэровокзала 200 чел./час.

В аэропорту функционируют современные системы обеспечения безопасности. Внедрена многоуровневая система автоматического стопроцентного досмотра багажа и система видеонаблюдения, которая выделяет потенциально опасные предметы по заданным параметрам. Все оборудование сертифицировано, соответствует международным требованиям и абсолютно безопасно для здоровья пассажиров и обслуживающего персонала.

В июле 2014 года начат первый этап реконструкции Махачкалинского аэропорта, включающий в себя реконструкцию взлетно-посадочной полосы, рулежных дорожек, перрона, инженерных сетей, строительство участка патрульной автодороги, нового контрольно-пропускного пункта, очистных сооружений, трансформаторных подстанций, установку нового светосигнального оборудования.

Для удобства пассажиров приобретены современные перронные автобусы, трапы и другая специальная техника. Установлены автоматизированные системы регистрации пассажиров и электронные табло. Проведен ремонт здания аэровокзала.

После проведенной в 2014 году реконструкции у аэропорта Махачкала появилась техническая возможность принимать такие самолеты, как Airbus A/319/320/321, Boeing 737, Boeing 757 и другие. С мая 2017 года аэропорт получил допуск к приёму и выпуску широкофюзеляжных самолетов Boeing-767-200, Boeing-767-200ER, Boeing-767-300 и Boeing-767-300ER, а также Airbus A-330-200 и их модификаций. Аэропорт стал интересен большему числу российских и зарубежных авиакомпаний. Благодаря подписанным с ними контрактам, существенно расширилось количество направлений как внутренних, так и международных.

Выполняются регулярные рейсы в Москву, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Краснодар, Минеральные Воды, Казань, Сургут, Ставрополь, Сочи, Новосибирск, Новый Уренгой, Уфу, Нижневартовск. По международным направлениям выполняются рейсы в Дубай (ОАЭ), Джидда (КСА) Стамбул, Анталья (Турция), Актау (Казахстан).  Это обеспечивает стабильные темпы роста пассажиропотока. С 2015 г. обслуживание авиапассажиров ежегодно увеличивалось в среднем на 20%. Миллионного пассажира аэропорт обслужил еще в 2017 г., а в 2019 г. были обслужены рекордные 1 500 000 пассажиров. К 2024-2025 гг., согласно новой стратегии, аэропорт должен выйти на стабильные два миллиона пассажиров в год. Рост пассажиропотока привёл и к росту выручки компании, этот показатель увеличивался, в среднем, на 30-40 процентов в год.

 

Новые направления полетов и авиаперевозчики

C июня 2020 года Авиакомпания Ютейр приняла решение выполнения регулярные рейсы на самолете ATR-72 по направлению Сочи – Махачкала – Сочи, стоимость билета от 2-х тысяч рублей. Продолжительность полета около полутора часов. Рейсы в Сочи, являются очень востребованными у жителей Республики Дагестан.

С июня 2019 года авиакомпании «Азур Эйр» и «Северный Ветер» начали выполнять программу чартерных рейсов в Анталью (Турция), данное туристическое направление крайне востребовано у жителей Республики Дагестан и имеет хорошую коммерческую загрузку. У жителей Республики появилась возможность вылетать на отдых в Анталию напрямую из аэропорта Махачкалы.

Также, с конца 2019 года начались выполняться регулярные рейсы в Джидду на широкофюзеляжных самолетах Boeing 767-200 принадлежащих авиакомпании ЮТэйр. Выполнение данных рейсов стало возможным благодаря тесному взаимодействию турфирмы «Марва – Тур», авиакомпании ЮТэйр и аэропорта Махачкала.

 

В настоящее время, прорабатывается вопрос открытия прямого авиасообщения в такие города как Челябинск, Волгоград, Самара, Симферополь. Но основное решение о выполнении указанных рейсов будет зависеть от перевозчиков, имеющих в своем парке воздушных судов наиболее подходящие для региональных маршрутов самолеты - это ATR72 и RRJ95. На международном направлении – это Исламская Республика Иран, г. Тегеран, Азербайджан, г. Баку.

С июля 2020 года авиакомпания S7 начала выполнять регулярные рейсы по направлению Москва (Домодедово) – Махачкала – Москва (Домодедово).

Новая спецтехника и транспорт.

В 2019 году АО «Аэропорт Махачкала» приобрело новый перронный автобус. Это низкопольный автобус нового поколения с немецким двигателем соответствующий экологическим нормам Евро-5, предназначенный для комфортной перевозки пассажиров между аэровокзалом и воздушными судами. Оборудован камерой заднего обзора и 2-мя кондиционерами. Также парк спецтехники аэропорта пополнился новым современным безводильным тягачом компании МОТОТОК, предназначенным для буксировки воздушных судов, новой УВЗ – установкой воздушного запуска для самолетов, 3-мя комплектами АПТП – аварийных пневмотканевых подъемников, предназначенных для подъёма и эвакуации воздушных судов с летного поля аэродрома в аварийных ситуациях, а также новым деайсером для противообледенительной обработки воздушных судов.

 

 

Влияние пандемии COVID-19 на деятельность предприятия  

В связи с распространением новой короновирусной инфекции COVID-19, с апреля 2020 года авиакомпании полностью прекратили выполнение международных рейсов и значительно сокращают внутренние авиаперелёты.

Подразделения Управления Роспотребнадзора проводят дополнительные контрольные мероприятия для выявления пассажиров с повышенной температурой, прибывающих в аэропорт Махачкала.  Контрольные мероприятия проводятся на всех рейсах, прибывающих из Московского авиационного узла. Первыми на борт поднимаются представители Управления Роспотребнадзора, осуществляющие термометрию и анкетирование пассажиров.  Специалисты санитарно-карантинного пункта осуществляют дистанционную термометрию пассажиров, прибывающих из Москвы, при помощи переносных тепловизоров. В случае выявления пассажира с повышенной температурой тела, пассажир доставляется в инфекционное отделение Каспийской городской больницы.

 

Новый международный терминал

Высокая авиационная подвижность населения и уникальное геостратегическое расположение Республики способствуют развитию авиационного сообщения, что благоприятно влияет на растущие социально-экономические показатели. Значительную поддержку в развитии аэропортовой деятельности в Республике оказывают частные инвестиции, за счет которых успешно реализуется строительство нового международного терминала Махачкалинского аэропорта и сопутствующей инфраструктуры.

Ввод в эксплуатацию нового международного терминала позволит снять имеющиеся ограничения в обслуживании международных рейсов и разгрузить действующее здание аэровокзала.  Строящийся международный терминал будет иметь площадь более 8 тысяч кв.м. и пропускную способность 190 чел./час. В настоящий момент пропускная способность воздушного пункта пропуска аэропорта Махачкалы составляет 60 чел./час. Введение в эксплуатацию нового терминала позволит аэропорту избавиться от реверсивной схемы обслуживания пассажиров международных направлений, то есть будут одновременно обслуживаться пассажиры как на вылет, так и на прилет.

В настоящее время проводятся работы по модернизации, реконструкции и техническому перевооружению основных производственных фондов наземной инфраструктуры аэропорта, что позволит обеспечить высокий уровень безопасности полетов и качества обслуживания пассажиров в соответствии с требованиями и стандартами ИКАО.

 

Перспективы развития компании

Программа перспективного развития компании нацелена на превращение аэропортового комплекса международного аэропорта Махачкала в конкурентоспособный авиатранспортный центр международного значения с максимально комфортной системой обслуживания пассажиров и воздушных судов.

Среднесрочная программа развития компании предусматривает:

1.       Развитие аэродромного комплекса (реализация второго этапа реконструкции объектов федеральной собственности), включая удлинение и расширение ВПП, реконструкцию существующих и строительство новых рулежных дорожек, расширение перрона, строительство вертодрома и АСС, стоянки ПОЖ, оснащение комплекса оборудованием, отвечающим стандартам ICAO;

2.       Строительство нового пассажирского терминала для рейсов;

3.       Увеличение количества обслуживаемых пассажиров до 2 000 000 в год.

4.       Увеличение количества самолетовылетов до 16 000 в год.

 

Краткосрочная программа развития аэропорта предусматривает:

1.       Завершение монтажных работ и ввод в эксплуатацию международного терминала

2.       Продолжение работ по включению в Федеральную целевую программу «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» финансирования второго этапа реконструкции аэропорта (РД-3, дополнительные МС, стоянка ПОЖ, АСС, вертодром);

3.       Обеспечение в 2021-2023 году финансирования строительства двух линий электропередачи (основная и резервная) от подстанции ПС-330 «Махачкала» до центрального распределительного пункта (ЦРП) аэропорта Махачкала за счет средств Республики Дагестан;  

4.       Расширение зеленых зон, зон отдыха для пассажиров, торговых и деловых зон.

Список литературы

Внутренние документы АО «Аэропорт Махачкала», информация получена от руководителей структурных подразделений.

Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее