Как известно, развитие российской экономики невозможно без налаживания эффективных транспортных связей между регионами. Важное место в этом вопросе занимает авиационное сообщение. Однако сегодняшнее состояние аэропортовой инфраструктуры страны не отвечает современным требованиям и нуждается в серьезной модернизации.
В настоящее время уже для 48 объектов запланирована модернизация аэродромного комплекса. В данном случае речь идет, прежде всего, о реконструкции (строительстве) взлетно-посадочных полос. Для 20 объектов намечена реконструкция вспомогательной аэропортовой инфраструктуры (рулежные дорожки, перроны, аварийно-спасательные станции, ограждения, патрульные дороги, ангары и т. д.
В 2012 году завершена реконструкция взлетно-посадочной полосы (ВПП), построены перрон и служебно-пассажирское здание, совмещенное с КДП в аэропорту Южно-Курильск (Менделеево). Полностью реализованы мероприятия по реконструкции инфраструктуры в аэропортах Игарка, Чумикан и Богородское.
В 2014 году введен в эксплуатацию новый аэропортовый комплекс на острове Итуруп. В 2016 году построены ВПП и перрон в аэропорту Палана. В 2017 году завершена реконструкция аэродромного комплекса аэропорта Чокурдах, ВПП в аэропорту Кызыл.
Серьезным стимулом для обновления инфраструктуры аэропортов послужил Чемпионат мира по футболу 2018 года. В рамках подготовки к его проведению построен новый аэропорт в Ростове-на-Дону, мероприятия по реконструкции выполнены в аэропортах Волгограда (Гумрак), Екатеринбурга (Кольцово), Калининграда (Храброво), Нижнего Новгорода (Стригино), Сама- ры (Курумоч), Саранска. Причем в последнем случае аэропорт фактически был построен заново. Кроме того, параллельно завершена реконструкция аэродромных комплексов в аэропортах Баратаевка (Ульяновск), Саккырыр.
В настоящее время флот большинства авиакомпаний России и других стран составляют среднемагистральные и дальнемагистральные самолеты, Boeing и Airbus, и некоторые аэропорты такие самолеты априори принять не могут из-за технических трудностей связанных с аэровокзальными комплексами, что ограничивает возможности по расширению списка разнообразных направлений.
Авиация зачастую является безальтернативным видом транспорта для целых регионов. Так, в Республике Саха (Якутия) и Магаданской области плотность населения составляет менее 0,3 человека на квадратный километр. При этом огромные расстояния, разделяющие города и поселения, накладывают на авиацию не только транспортную, но и большую социальную нагрузку. Но в некоторых аэропортах реконструкция не проводилась с момента их строительства, а в эксплуатации до сих пор находятся деревянные здания 1960 года постройки. Кроме того, в большинстве аэропортов эксплуатируются грунтовые полосы, подверженные размоканию в периоды распутицы. Например, по причине размокания взлетно-посадочной полосы в аэропорту Олекминск районный центр ежегодно теряет авиационную доступность на 45 дней.
Для проекта по реконструкции старого аэровокзального комплекса, был выбран заброшенный аэропорт в г. Бийск, Алтайского края. Задача проекта состоит в реконструкции и расширении существующего здания аэровокзального комплекса и ВПП. Предполагается, что им будут пользоваться жители города Бийска и соседних городских поселений, а также гости для деловых и туристических поездок и грузоперевозок. Он станет центром развития малой и средней авиации в регионе. Аэропорт будет носить имя известно писателя и актера Василия Шукшина, который родился и жил в селе Сростки в Бийском районе.
Рассматриваемая территория находится в 10 километров от г. Бийск. Он расположен рядом с федеральной дорогой P256 (Чуйский тракт) и имеет подъезд к нему. Территорию окружают сельскохозяйственные поля и садовые товарищества, а так же в 500 метрах от крайней точки участка протекает река Катунь. Данный участок был выбран не случайно: тут уже присутствовал старый аэропорт местного значения и небольшая взлётно-посадочная полоса. Также он расположен очень близко к центральной части города Бийск. Сам город расположен в юго-восточной части Алтайского края на реке Бие, недалеко от её слияния с рекой Катунью. Город является начальным пунктом Чуйского автомобильного тракта, идущего через Алтай к границе с Монголией. Расстояние до города Барнаула 163 км, до казахстанского Усть-Каменогорска 339 км, до Новосибирска 356 км, до Москвы 3700 км. До границы с Казахстаном 210 км, до границы с Монголией 617 км.
Рисунок 1-4. Фото фиксация существующей застройки
Участок имеет 2 существующих въезда с федеральной дороги P256 (Чуйский тракт). Для удобности будет организовано круговое движение автотранспорта. Один въезд для технического транспорта, включая автомобили обслуживающие грузовой терминал. Второй въезд непосредственно для пассажирского терминала. Перед ним организована круговая дорога с парковой зоной и парковкой на 1000 машино-мест, а также места для высадки и посадки пассажиров с автобусов и такси. Есть возможность попасть на прилегающею территорию отеля, который будет располагаться в 700 м от аэровокзального комплекса.
Рисунок 5. Генеральный план
По концепции комплекс должен быть интегрирован в сложившуюся городскую структуру. Существующая ситуация имеет несколько главных направлений. Было принято решение использовать направление параллельное дороги для ориентации аэровокзального комплекса, а так же направление существующей̆ ВПП. Аэровокзальный комплекс будет состоять из 2 объёмов, образующих 1 общий. Один из них является существующим терминалом, имея простую форму прямоугольной призмы, второй представляет собой дугообразный̆ объём, который окружает существующее здание и соединяется с ним воедино.
Комплекс предполагает 3 этажа (1 технический подземный и 2 надземных этажа, разделённых на прилет/отлет). Общая площадь здания 45000м2. Пассажиры попадают в терминал через существующее небольшое здание, где расположены первичные пункты досмотра и зона регистрации пассажиров на рейс, также помещения медицинских служб, транспортной безопасности, полиции, стойки информации и кафе с магазинами. После регистрации пассажиры направляются на 2 этаж, где находится таможенный контроль, и проходят повторный досмотр. После чего пассажиры попадают в стерильную зону аэровокзального комплекса, которая имеет дугообразную форму в плане, где есть непосредственно зона дьюти-фри, кафе и рестораны, зоны повышенной комфортности.
Рисунок 6. План этажа стерильной зоны (вылет)
Предполагается разместить 10 выходов на посадку. С помощью телескопических трапов пассажиры смогут попадать в самолеты. Были предусмотрены запасные лестничные узлы, для пассажиров следующих на посадку в самолет через автобусы. Пребывающие пассажиры из самолета попадают в терминал также через телескопические трапы или через предусмотренные входы для подъезда автобусов. Пассажиры проходят через дугообразную стерильную зону 1 этажа к центру аэровокзального комплекса, где располагается таможенный контроль и зона выдачи багажа. Сама зона обработки багажа организованна на техническом подземном этаже. Багаж попадает по транспортным лентам на -1 этаж после регистрации и проверки. После чего загружается на вагонетки и отправляется к самолетам. По такому же принципу багаж попадает к только что прилетевшим в Бийск пассажирам. На этом же этаже предусмотрены небольшие рампы для заезда и выезда технических машин для перевозки багажа. Также есть пункт ремонта багажных вагонеток и их зона хранения, помещения персонала, склад для хранения грузов, венткамеры, технические зоны.
Несущий остов существующего здания – каркасный остов связевой системы. Несущий остов пристраиваемой части – каркас с ядрами жесткости. Конструктивная система: каркасная с регулярным шагом колонн 15м, расположенных по 2 осевым радиусам с R=150м и 165м. и с углом поворота между осями колонн 5 градусов (от 0 точки начала радиусов). Конструкция покрытия аэровокзального комплекса состоит из клеёных деревянных балок, поддерживаемые бетонными колоннами с капителями. Узлы сопряжения колонн, капителей и балок являются жесткими. Нависающая часть крыши имеет волнообразную геометрию, которая подчеркивает изгибы реки Катунь. Фасад с панорамным остеклением, с которого открываются виды на взлетную полосу и на саму реку Катунь. Остекление витражное, с утепленным профилем с термомостами и многокамерными энергосберегающими стеклопакетами.
Рисунок 7. Фасад аэровокзального комплекса
Сегодня авиация является стратегически важной частью глобальной транспортной системы. Развитие такой системы имеет огромное значение для создания новых рабочих мест, стимулирует экономический рост, обеспечивая эффективную и безопасную перевозку пассажиров и грузов, а также упрощает связь удаленных районов с деловыми центрами.
Подведя итог, хотелось бы отметить, что развитие региональных аэропортов с каждым годом усиливается как с точки зрения экономики, так и с точки зрения потребности населения. На сегодняшний день эта тема актуальна как в мировой практике, так и в нашей стране. Однако в России существует наибольшее количество аэропортов, построенных в советское время, которые не соответствуют современным нормам эксплуатации. Но постепенно забытые аэропорты начинают восстанавливать.
Список литературы
- Дени Боке, Дэвид Кон, Мартовская А. и другие. Speech: конструкция. – Москва: Архитектурное бюро СПИЧ., 2013
- Крылова М., Яковлева У., ТATLIN. Аэропорт “Симферополь” Samoo architects & engineers. – Москва: “Издательство ТАТЛИН”, 2019
- Елизарьева А., Яковлева У., ТATLIN. Аэропорт “Платов” Twelve architects & masterplanners. – Москва: “Издательство ТАТЛИН”, 2019
- Файбишенко В.К. Металлические конструкции. - Москва: Стройиздат, 1984.
- Hugh Pearman. Contemporary world architecture. – London: Phaidon Press limited., 2005