В европейских странах земельные отношения признаны как один из наиболее развитых институтов. В то же время, они отличаются стабильностью и надежностью. Государственное регулирование земельных отношений – это комплекс мероприятий, направленных на защиту земель и их рациональное использование.
В статье рассматриваются вопросы государственного земельного регулирования и учета, а также взимания платы за земельные участки.
Исходя из этого, можно говорить о переходе от частнособственнических отношений к публичным.
На наш взгляд, необходимо провести сравнительный анализ нормативно-правовых инструментов для обеспечения надлежащего использования земель сельскохозяйственного назначения.
Несмотря на то, что Германия является страной с развитым земельным законодательством, необходимо выработать четкую и последовательную политику по землепользованию. Приоритетным видом сельскохозяйственного производства является крестьянское хозяйство. В первую очередь, это соблюдение экологического законодательства. Фермерство – это форма ведения хозяйства, основанная на бережном отношении к земле и соблюдению экологического баланса.
В отличии от Германии, в России не было определено приоритетное использование земель сельхозназначения. Мы считаем, что решение этого вопроса возможно только после того, как будут определены приоритетные формы ведения сельскохозяйственного производства.
В Германии существует федеральное земельное законодательство, которое регулирует переход сельскохозяйственных земель на другие виды использования. Это связано с тем, что в стране на законодательном уровне регулируется аренда земель сельхозназначения.
В Германии, как и во Франции, существуют многоуровневые земельные законы, которые позволяют сохранить целевое использование земельных участков. Планирование земель осуществляется путем определения границ земельных участков, в которых запрещено заниматься сельскохозяйственной деятельностью. В стране необходимо получить разрешение на продажу сельскохозяйственных земель, чтобы обеспечить их целевое использование. Для того чтобы создать фермерское хозяйство, необходимо иметь соответствующий опыт и квалификацию. Согласно действующему российскому законодательству, сельхозтоваропроизводитель не является сельскохозяйственным товаром. Мы считаем, что введение новых квалификаций для сельскохозяйственных земель нецелесообразно.
Нерациональные земельные участки могут быть изъяты у собственника с выплаченной компенсацией.
В Италии не были созданы государственные институты землепользования, что было обусловлено различиями климатических условий севера и юга страны. При этом необходимо учитывать территориальные особенности, чтобы обеспечить надлежащее использование земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно Гражданскому кодексу, в Италии запрещено дробить земельные участки. Сельскохозяйственные земли, которые используются не по целевому назначению, могут быть конфискованы и переданы более эффективным владельцам.
Датское законодательство нацелено на развитие семейных ферм в стране. Датские специалисты отмечают, что в стране достаточно развито государственное землепользование и оборот земель сельхозназначения. В отличие от России, государство не вмешивается в хозяйственную деятельность собственников земель сельскохозяйственного назначения. В соответствии с датским законодательством, собственниками сельскохозяйственных земель могут быть только физические лица.
Мы уже не раз говорили о том, что необходимо вводить дополнительные требования к фермерским хозяйствам. В то же время, когда речь идет о устойчивом землепользовании на сельскохозяйственных землях, можно использовать различные правовые механизмы для определения намерений и возможностей фермеров.
В Соединенных Штатах проводится комплексная государственная политика, направленная на обеспечение надлежащей эксплуатации сельскохозяйственных земель. Федеральное законодательство регулирует целевое использование земель в сельскохозяйственных зонах. Сельскохозяйственная политика США направлена на сохранение и развитие сельских общин. Кроме того, в штатах действуют программы по добровольному стимулированию и субсидированию сельхозпроизводителей. Многие штаты запрещают фермерам использовать земельные участки, предназначенные для ведения сельского хозяйства. В США законодательно закреплено, что сельскохозяйственные земли должны использоваться в соответствии с их целевым назначением и экологическими нормами. Государство уделяет большое внимание вопросам рационального использования земель и контроля за их использованием. Государство выделяет беспрецедентные средства на восстановление и воспроизводство почв.
Япония придерживается жесткой политики по охране сельскохозяйственных земель. Налоги на земельный рынок были отменены после того, как в стране было создано национальное планомерное землепользование. Законы о землепользовании, принятые в 1919 году, предусматривают разделение земель на сельскохозяйственное и сельское хозяйство. Если сельскохозяйственные земли используются в сельском хозяйстве, то они могут быть использованы и для других целей. Запрет на перевод земель из одной категории в другую не всегда оправдан, особенно если речь идет об особо ценных сельскохозяйственных землях. В Японии организация, занимающаяся сельскохозяйственным производством, имеет право на владение земельным участком только в том случае, если ее основной вид деятельности – сельское хозяйство. Несмотря на то, что российское законодательство не содержит такого ограничения, он является актуальным.
При изучении зарубежного опыта, в первую очередь следует обратить внимание на существующую практику создания консультативных систем для сельскохозяйственных предприятий.
В каждой стране есть организации, которые занимаются консультированием фермеров. Это могут быть государственные или частные организации, которые занимаются консультативным обслуживанием сельскохозяйственных предприятий. В связи с тем, что малые формы хозяйствования нуждаются в информационно-коммуникационной поддержке, эта форма поддержки оказалась очень востребованной и эффективной.
На сегодняшний день в России не существует специализированных организаций, оказывающих сельскохозяйственную консультативную помощь. Положительным моментом является то, что развитие системы информационного обслуживания сельхозтоваропроизводителей в нашей стране стоит на повестке дня. Исторически сложилось так, что практический опыт использования земли в сельском хозяйстве был утрачен после того, как колхозы и совхозы были преобразованы в крупные сельскохозяйственные предприятия. Потребность российских фермеров заключается в знании основ сельскохозяйственной деятельности, а также о том, как правильно и эффективно использовать земельные ресурсы. Профессиональное консультирование по вопросам использования земель сельхозназначения может стать одним из наиболее эффективных и действенных способов поддержки сельскохозяйственного производства.
Все это говорит о том, что во многих странах в последнее время особое внимание уделяется проблеме использования земель сельхозназначения. Выделяют три основных проблемы, с которыми сталкиваются землевладельцы при рациональном использовании земельных ресурсов. Сельскохозяйственные угодья, используемые в сельском хозяйстве, могут быть использованы для сельскохозяйственного производства. В то же время, не стоит забывать и о том, что этот опыт может быть использован российскими властями только для того, чтобы обеспечить надлежащее использование земель сельхозназначения. В то же время необходимо учитывать социально-экономические и экономические условия, которые сложились в сельском хозяйстве.
Отечественное законодательство уже опирается на опыт зарубежных стран в регулировании оборота земель сельскохозяйственного назначения. В то же время, некоторые особенности российского законодательства могут быть использованы и в других странах.
Список литературы
- Никонова А. А. Отчет о научно-исследовательской работе // Государственное научное учреждение Всероссийский институт аграрных проблем и информатики им. Москва. 2012. [Электронный ресурс]. URL: http://www.viapi.ru/download/fi les/rep2012-viapi.pdf.
- Land Use Change Statistics (LUCS) Guidance // ODPM Publications. – Wetherby, West Yorkshire. – 2004. [Электронный ресурс]. URL: http://www.communities.gov.uk/documents/planningandbuilding/pdf/150313.pdf.