Проблема становления клирономии как науки о сохранении культурного наследия

Проблема становления клирономии как науки о сохранении культурного наследия

Автор выделяет основные проблемы сохранения культурного наследия с научной точки зрения и анализирует основные результаты исследований по созданию целостной науки о сохранении культурного наследия – клирономии, обосновывая ее развитие необходимостью построения особого клирономического мировоззрения.

Авторы публикации

Рубрика

История

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 15 (60), апрель ‘22

Дата публицакии 07.04.2022

Поделиться

Одной из главных проблем современного общества является защита культурного наследия цивилизации. За последние 150 лет велась активная работа по формированию основы реставрации и сохранения предметов искусства, несущих специфический культурный код человечества в целом и каждого народа в отдельности. Несмотря на то, что первые реставрационные работы, известные нам сегодня, были проведены около 1400 г. до н.э., государства и ведущие государственные деятели не придавали должного значения сохранению наследия прошлого на протяжении многих веков.

Первые научные исследования в области реставрации начались в XVI веке лишь с началом реставрационных работ в Сикстинской капелле. Нельзя сказать, что эти исследования были глубокими, но имеются многочисленные документы, свидетельствующие об организации специальных работ по реставрации картин ведущих картинных галерей Европы и появлении специалистов в этой области искусства. Затем, в связи с возросшей потребностью в восстановлении холста с помощью сходных характеристик масел и красок, стали развиваться исследования в области химии и физики. К середине XIX  века общество осознало необходимость систематизировать разрозненные знания специалистов и начать активный обмен опытом. Это было началом эпохи международных конференций, а затем симпозиумов и форумов, которые возвели реставрацию и консервацию в статус отдельной области искусства и культуры [3].

Для ХХ века были сформулированы основные концепции и положения по сохранению материального и нематериального культурного наследия человечества. Многочисленные уставы, закрепленные в документах ЮНЕСКО, послужили основой для формирования научного направления консервации и реставрации и включения новой науки в дисциплинарные циклы многих университетов Европы и Америки, готовящих специалистов в этой области.

Однако в начале XXIвека возникли явные проблемы в понимании сохранения культурного наследия. 

Первая проблема заключается в отсутствии подготовки в области сохранения нематериального культурного наследия, как это было сделано в области материального культурного наследия в последней четверти ХХ века. Поэтому на данный момент научное сообщество не оценило важность фундаментального изучения эволюции нематериальных ценностей в сознании общества и формировании личностного сознания будущих поколений. 

Вторая проблема связана с обособлением классических направлений сохранения материального культурного наследия – сохранения и реставрации – от новых и новейших направлений, т.е. реновации, ревитализации и реконструкции. Мы наблюдаем игнорирование новых направлений, а иногда и отказ от них как возможности сохранения культурного наследия. Однако реновация, ревитализация и даже реконструкция имеют четкую цель: сохранить культурную память цивилизации. Сохранение культурного наследия в его материальной оболочке еще не трансформировалось в единый научно-практический комплекс, который должен служить основой для обучения специалисты в различных областях сохранения материального культурного наследия.

Третья проблема – отсутствие непосредственного понимания важности комплексного подхода к сохранению нематериального культурного наследия – словесного, звукового и информационного. Утрата национальной идентичности в основном происходит на нематериальном уровне, так как материальный уровень страдает в условиях варварского отношения к культурным ценностям. Нематериальный уровень национальной идентичности имеет более сложный код, поэтому растворяется постепенно, на протяжении веков. Однако реставрация нематериального культурного наследия – чрезвычайно сложный процесс, иногда практически невозможный. Поэтому крайне важно не только сохранение нематериального культурного наследия, но и формирование четкого научного подхода и объединение многочисленных статистических данных и методик в единое научное ядро.

Четвертая проблема сохранения культурного наследия проявляется в отсутствии комплексного подхода к материальному и нематериальному культурному наследию. Для материального культурного наследия формируются два основных направления сохранения – консервация и реставрация. Эти направления существуют уже несколько столетий, совершенствуясь практически и методологически. Научный мир не может даже прийти к единому мнению о важности обновления, возрождения и реконструкции в процессе сохранения материального культурного наследия. Это создает отчетливую стагнацию в развитии научной мысли и тормозит формирование целостного профессионального кругозора будущих специалистов. Однако понятия консервации, реставрации, реновации, ревитализации и реконструкции методологически почти не применимы к элементам нематериального культурного наследия. Поэтому мы наблюдаем только зачатки научного мировоззрения в этой области.

Таким образом, объективно существует потребность в единой комплексной науке о сохранении материального и нематериального культурного наследия, включающей все направления теоретического и практического опыта; в определении области для формирования единого профессионального поля деятельности специалистов в данной сфере. После 150 лет активного понимания важности сохранения культурного наследия актуализируется необходимость объединения практического опыта и формирования нового современного профессионального мировоззрения.

Наука клирономия призвана создать такое объединение научной мысли и практики в XXI веке и сформировать новое клирономическое мировоззрение, которое поможет будущим специалистам в области консервации, реставрации, реновации, ревитализации и реконструкции найти полное понимание решения стоящей перед ними проблемы, объединив методологические взгляды на сохранение материального и нематериального культурного наследия [5].

Таким образом, клирономии, как науке, возможно дать следующее определение: клирономия – это наука о сохранении культурного наследия общества; это новое трансграничное научное направление на стыке естественных, гуманитарных, социальных и экономических наук. В этой связи трактовка клирономической науки, её сущность ближе к общественным и гуманитарным наукам.

Её объектом исследования является материальное и нематериальное культурное наследие. Предметом исследования служат процессы сохранения объектов и элементов культурного наследия. Цель состоит в сохранении объектов и элементов культурного наследия. Среди основных задач отметим следующие:

– охарактеризовать состояние объектов и элементов культурного наследия на предмет актуальности и объема реставрационных работ;

– проанализировать состояние объектов и элементов культуры и искусства для включения их в список объектов культурного наследия и категорирования;

– разработать методы сохранения, реставрации, реновации, ревитализации и реконструкции объектов и элементов культурного наследия;

– сформировать научную базу, провести научно-просветительскую деятельность и обеспечить сохранение культурного наследия в обществе.

Основными теоретическими методами данной науки могут быть:

1. Аксиологический метод, позволяющий определить ценность предметов или элементов культуры и отнести их к части культурного наследия общества.

2. Аналитический метод, дающий возможность проанализировать основные этапы создания и существования объекта или элемента культурного наследия с целью реализации грамотного подхода к его сохранению или реставрации.

3. Синтез, позволяющий связать обособленные от различных наук достижения человеческой мысли в единое целое с целью использования их при сохранении объектов и элементов культурного наследия.

4. Сравнительный анализ, служащий основой для определения основных направлений сохранения культурного наследия – реставрации, консервации, реновации и ревитализации – и выделения их в процессе выбора одного из направлений.

5. Системный анализ, дающий возможность разграничить отдельные науки в рамках данного научного направления и выявить пути последовательности и взаимодействия клирономических наук [1, 118–120].

Клирономия как наука о сохранении культурного наследия предусматривает три основных научных направления, в рамках которых используется теория и практика всех пяти практических направлений сохранения культурного наследия, реализуемых сегодня.

Тактильная клирономия – научное направление клирономии материального культурного наследия общества. Мы можем наблюдать за материальным культурным наследием, но также способны прикасаться к нему посредством тактильного восприятия. Зрительно-тактильное ощущение является основным для человека и лучше всего сохраняет информацию. Реставрация объектов культурного наследия осуществляется визуально и тактильно, а также в ходе работы с любыми материальными объектами. Следовательно, термин тактильной клирономии является логичным и естественным для определения сохранения материального культурного наследия: сохранения, реставрации, обновления и возрождения. Объектом исследования в научном направлении является материальное культурное наследие. Предметом исследования – процессы сохранения объектов, признанных культурным наследием общества. Целью служит сохранение объектов культурного наследия. Задачами научного направления являются:

– описание состояния объектов материального культурного наследия и определение объема восстановительных работ;

– анализ состояния объектов культуры и искусства для включения их в перечень объектов материального культурного наследия и их категорирование;

– разработка методов сохранения, восстановления и реконструкции объектов материального культурного наследия;

– формирование научной базы, проведение научно-просветительской деятельности и предупреждение сохранения в обществе объектов материального культурного наследия [1, 122–123].

Тактильная клирономия логически делится на семь наук, дающих полную характеристику консервации, реставрации, реновации, ревитализации и реконструкции объектов материального культурного наследия.

Легкая клирономия – научное направление клирономии нематериального культурного наследия общества. «Нематериальное культурное наследие» означает обычаи, представления, выражения, знания, навыки, а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства, которые сообщества, группы и, в некоторых случаях, отдельные лица, признают частью своего культурного наследия. Термин «легкая клирономия» происходит от латинского слова «facile», переведенного на английский язык как «легкий». Объектом исследования в научном направлении выступает нематериальное культурное наследие. Предметом исследования в научном направлении являются процессы сохранения элементов нематериального наследия, которые признаются культурным наследием общества. Целью – сохранение элементов нематериального культурного наследия. Задачами научного направления служат:

– проведение описания состояния объектов нематериального культурного наследия и определение объема реставрационных работ;

– анализ состояния элементов нематериальной культуры для включения их в список объектов культурного наследия и категоризации;

– разработка методов сохранения, восстановления и реконструкции элементов нематериального культурного наследия;

– формирование научной базы, проведение научно-просветительской деятельности и предупреждение сохранения нематериального культурного наследия в обществе [1, 142–145].

Поверхностная клирономия логически делится на пять наук, дающих полную характеристику консервации, реставрации, реновации, ревитализации и реконструкции элементов нематериального культурного наследия.

Теоретическая клирономия является особым научным направлением клирономии объектов культурного наследия. В отличие от тактильной и поверхностной клирономии, объединяющих прикладные науки клирономии, т. е. совокупности знаний, в которой исследования и открытия имеют непосредственную, непосредственную направленность на практику и поддерживают разработку новых технологий, – алгоритмы шагов для получения желаемый продукт. Теоретическая клирономия анализирует вопросы основы всей науки – истории, методологии, систематики и статистики в области сохранения объектов, предметов и элементов культурного наследия – материального и нематериального. Объектом исследования в научном направлении являются объекты и элементы материального и нематериального культурного наследия. Предметом исследования выступает история, методология, статистика и систематика сохранения материального и нематериального и культурного наследия. Целью научного направления служит разработка теоретических основ клирономии как науки о сохранении материального и нематериального культурного наследия. Задачами научного направления являются:

– провести исторический анализ деятельности человека и общества в области сохранения культурного наследия;

– разработать методику формирования научных направлений тактильной и поверхностной клирономии;

– проводить статистические исследования в области тактильного и поверхностного клирономического направлений, т. е. объектов, предметов и элементов культурного наследия, а также методов и приемов их сохранения, реставрации, реновации и ревитализации;

– систематизировать полученные статистические данные в области сохранения культурного наследия [1, 159–162].

Теоретическая клирономия логически делится на шесть наук, которые создают комплексную теоретическую базу сохранения, реставрации, реновации, ревитализации и реконструкции объектов материального культурного наследия и элементов нематериального культурного наследия.

Следовательно, в комплексе этой науки формируется новое единое профессиональное мировоззрение. Клирономическая наука направлена ​​на этически и практически правильное понимание важности и полноты процессов сохранения культурного наследия. В этой связи клирономическое мировоззрение – это система взглядов, оценок и визуальных образов культурного наследия и осознание роли человека по отношению к себе, своего общего отношения к окружающим предметам, предметам и элементам культурного наследия и обусловленное этими взглядами жизненное мировоззрение, убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации [2].

Философское осмысление сохранения культурного наследия играет ведущую роль в формировании клирономического мировоззрения, т.е. осознания важности материального и нематериального прошлого, которое создается обществом на протяжении всего его существования. Следствием формирования качественно нового состояния культуры является освоение культурного контекста общего мирового пространства, осознание целостности и неделимости самого мира. Постепенно определяется формат мирового сообщества, что ведет к расширению взаимоотношений между разными народами и их культурами [5].

В заключение следует отметить, что развитие новой фундаментальной науки о сохранении культурного наследия – клирономии  – создаст определенный фундамент для формирования новых учебных дисциплин и профессий для специалистов в области консервации, реставрации, реновации, ревитализации и реконструкция объектов материального культурного наследия и элементов нематериального культурного наследия.

Список литературы

  1. Буйчик, А. Г.  Клирономия как наука о сохранении историко-культурного наследия / А. Г. Буйчик. – Текст непосредственный // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия : Познание. – 2019. – №3. – С. 90–93.
  2. Буйчик, А. Г. Формирование понятий культурологии, искусствоведения и клирономического мировоззрения как основы воспитания деятеля культуры и искусства / А. Г. Буйчик. – Текст непосредственный // Материалы 7-й Международной научно-практической конференции «Образование. Наука. Культура», 23 ноября 2019 г.: В 5 ч. – 2019. – Ч. 2. – С. 91–92.
  3. Добрынин, Д. С. Понятие «культурное наследие» в гуманитарной науке / Д. С. Добрынин. – Текст непосредственный // Вестник Бурятского государственного университета. – 2012. – №6А.– С.236–239.
  4. Гаврилова, А. О. Феномен русой народной культуры в контексте социальнокультурной модернизации образования / А. О. Гаврилова, И. В. Власюк. – Текст непосредственный // Известия Волгоградского государственного социально-педагогического университета. – 2015. – №2(97). – С.27–32.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary