Творчество Некрасова Николая Алексеевича в поэзии посвященной детям —новый этап в ее развитии. Произведениям Николая Алексеевича, адресованные детям, присуще те же мотивы, образы и идеи, что и всей его поэзии. Поэт был по настоящему русским человеком, любящий всем сердцем и душой Россию, ценил и знал её, как родную мать.
Главное отличительное свойство поэзии Некрасова — демократизм. Он выразил предрасположенность к новым героям — крестьянским детям.
У автора имеется большое количество произведений о детях, и для детей. В разный период, были написаны такие произведения, как «Школьник», «Крестьянские дети», «Дедушка», в них нам представлены образы детей. Наверное, никто из поэтов не писал такое количество стихотворений о детях, как написал Некрасов Николай Алексеевич. Он единственный из всех русских писателей того времени, в чьем «детская» тема заняла первое место. В произведениях автора, темы «Родина и народ» и «Детство» неразделимы. В лирике Некрасова Н.А. достаточно много пейзажных зарисовок, которые говорят о сильной и в тоже время нежной любви поэта к родной земле. Но природа не существует отдельно от человека, она постоянно взаимосвязана с его переживаниями и чувствами, то есть всегда параллельна человеку.
В основу детских стихотворений поэт внес собственные наблюдения над жизнью, речью и обычаями народа, с которым он постоянно был в контакте во время своих охотничьих скитаний.
Произведения, вошедшие в цикл «Стихотворения, посвященные русским детям», написаны специально для детского чтения, поскольку Некрасова Н.А. волновала тема низкого уровня современной литературы для детей, и постарался внести свой вклад в развитие данного направления. В период работы над циклом, поэт использовал произведения устного народного творчества: сказки, прибаутки, притчи, забавные крестьянские анекдоты.
Стихотворения, посвящённые русским детям, зарождались в минуты душевного спокойствия, в которое погружался поэт, оказавшись наедине с природой матушкой. Цикл стихотворений, для детского чтения состоит из двух частей, первая часть которого («Дядюшка Яков», «Пчелы», «Генерал Топтыгин») 1867 года, а вторая («Дедушка Мазай и зайцы» и «Соловьи») 1870 года.
Автором был замышлен не просто цикл, а целая отельная книга для детского чтения, в которую должны были войти прозаические произведения, и кроме того, произведения других авторов. Но замысел не был исполнен.
Некрасову Н.А. хотелось не только рассказать юным читателям забавных историй, но и проявить желание к бережному отношению ко всему живому, увидеть и понять, как прекрасен окружающий их мир, и осмыслить свое место в нем.
В этих стихотворениях поэт широко использует фольклор, как источник народной мудрости. Стоит отметить, что он выбирает из него самое острое, точное, поэтическое. Также используется и народная лексика, с ее меткими и образными выражениями, богатыми и обширными лексическими оттенками речи.
Стиль детских стихотворений очень тесно соединен с их содержанием и должен рассматриваться в органическом единстве с ним.
Популярным и любимым детьми стихотворением является «Дедушка Мазай и зайцы». В нем речь идет о разнообразие жизни окружающей среды, об активной вовлеченности в нее человека. У читателя это произведение вызывает обилие ярких ассоциаций, рождает мысли о правильном отношении ко всему живому миру, к природе, об отношении человека за происходящее рядом, о душевности и мягкости.
Выстроено стихотворение в духе охотничьих рассказов: сначала автор представляет читателю главного персонажа — спутника Мазая, далее идет сам рассказ старого охотника. Ещё большими чувствами проникает читатель к Дедушке Мазаю, в момент, когда узнаёт его историю о спасении бедных зайцев в половодье. Спасая из воды, он подбирает их с островков, кочек, пеньков, цепляет багром бревно с десятком «косых». Самых больных и слабых он даже забирает домой, где они с помощью Мазая высохли, выспались, плотно наелись. Добрый старик разговаривает со спасенными зверьками, местами подбадривая их: «Не спорьте со мною! Слушайтесь, зайчики, деда Мазая!». Речь его то веселая, то грубовато-ласковая, но в момент прощания он благодарит уходящих зайчишек.
Поэт хорошо понимал, о важности в стихотворениях для детей избегать стилистической монотонности. У автора, юмор переплетается с сатирой, идиллическое меняется с драматическим. Учитывая психологию детей, которые любят шутку и смех, Некрасов Н.А. использует разные приемы комического - от всевозможных оттенков юмора и добродушной насмешки до осуждающего смеха.
Некрасов Н.А. стал во главе нового этапа развития русской поэзии. Неразрывно выполнил он завет Пушкина А.С. — «глаголом жечь сердца людей». Автор отдал свой талант, горение сердца своего на служение народу, в борьбе за его счастье. Потому, стихотворения поэта нашли отклик в миллионах сердец. Отличительной чертой стихотворений о русских детях является то, что в них Некрасов Н.А. обращается к детскому образу для того, чтобы показать красоту природы и несовершенство окружающего нас мира, допускающего страдания детей, пренебрежительность представителей правящих сословий.
Поэт дает чувство уверенности в том, что эти чистые создания могут изменить недалёкое будущее. Они очень талантливые и обязательно изменят привычный порядок вещей.
В цикле стихотворений, посвященных детям для детского чтения, можно проследить обращение к детям. Эти произведения просты по содержанию, большая часть имеет увлекательный сюжет, что делает эти стихотворения более легкими для восприятия детей.
Интересны эти стихотворения для детей и тем, что в них рассказываются простые житейские истории. Произведения, написанные Некрасовым Н.А. о детях и для них, выдержали проверку временем. Еще в дореволюционную эпоху, даже несмотря на противодействие царской цензуры, некоторые стихотворения поэта включались в школьные хрестоматии. Но уже в советскую эпоху творчество Некрасова Н.А. служило и будет служить в благородных целях для воспитания подрастающего поколения.
Список литературы
- Детская литература: Хрестоматия/учеб. Пособие для пед. ин-тов по спец. №2101 «Русский язык и лит.». сост Я.А. Черняковская, Т.В. Регушевская. - 2-е изд. дораб. - М.: Просвещение, 1987. - 446 с.
- Чуковский К.И. Несобранные статьи о Н.А. Некрасове. Калининград, 1974. - 102 с.
- Некрасов в школе. Сборник статей. Под ред. проф. Ф.М. Головенченко [и др.]. М., Издательство Академия пед. Наук РСФСР, 1960. - 567 с.
- Некрасов Н.А. /сборник статей и материалов. Под ред. В.Е. Евгеньева-максимова. М., Гослитиздат. 1938,- 452 с