Тема работы звучит следующим образом: «Музыка и живопись на уроках литературы, посвящённых творчеству А.А. Блока. Я думаю, что использование аудиовизуальных средств при анализе поэтических произведений крайне важно, а на уроках по творчеству А.А. Блока просто необходимо. Дело в том, что старшеклассники знакомятся с его стихотворениями и поэмой «Двенадцать» на четырёх уроках, причём два из них посвящены лирике. Это очень мало для изучения произведений такого сложного художника слова, каким является А.А. Блок. И важно поэтому провести эти уроки так, чтобы они остались памяти учеников, чтобы потом им снова и снова хотелось взять в руки томик поэта, подумать, мечтать, даже и пофилософствовать. Пусть стихотворения поэта станут для кого-то «отдохновением души», их откровением. А музыка и живопись способны только помочь этому. Если старшеклассник, вот-вот вступающий на порог взрослой жизни, откроет для себя Блока, то возвращаясь к нему потом, годы спустя, он будет слышать музыку, обнажающую струны души поэта, и видеть то, о чём писал А.А. Блок.
Уроков по творчеству Блока очень мало по программе, и поэтому невозможно широкое использование репродукций и музыкальных фрагментов. Но, по мере возможности, следует включить их, органично впитать в ткань урока. Я предлагаю использовать иллюстрации И.Глазунова к произведениям А.А. Блока, Д.А. Шмаринова к произведениям Н.А. Некрасова, репродукции отдельных картин А.А. Смолина и П.А. Смолина «Стачка. 1905 год» (1964) и В.М. Васнецова «Гамаюн, птица вещая» и «Дубовая роща в Абрамцево», а также иллюстрации к поэме «Двенадцать» Б.А. Диодорова и репродукции с полотен Василия Кандинского. Музыкальное оформление может состоять из фрагментов следующих произведений: Л. Бетховен «Аппассионата» и «К Элизе», Э. Григ «Песня Сольвейг», П.И. Чайковский «Весна», К.Ж. Руди де Лиль «Марсельеза».
На первом уроке во вступительном слове, посвящённом биографии поэта, необходимо сказать ученикам, что есть поэты, чьё творчество обладает особой впечатляющей силой. Слышишь их имя – и тут же начинают всплывать в памяти незабываемые образы, звучат знакомые поющие строки. Таково искусство Александра Блока – одного из замечательных художников слова начала XX века. Достоевский сказал, что «поэт сам создает свою жизнь – и при притом такую, какой до него не было… Поэзия начинается тогда, когда поэт выходит в мир. Дело поэта есть не что иное как личная жизнь в истории»1.
Здесь уместно, по-моему, предложить ученикам послушать в исполнении преподавателя одно из самых ранних стихотворений Блока «Пусть светит месяц – ночь темна». Но перед чтением показать школьникам репродукцию с картины В.М. Васнецова «Гамаюн, птица вещая» Ребята увидят птицу с иссиня-черным оперением, с мрачно-прекрасным человеческим лицом на фоне мрачного, серо-свинцового неба (начало ли это дня, конец ли его). Учитель должен рассказать старшеклассникам, что Гамаюн воспет в древнерусских сказаниях, как существо пророчествующая о грядущих судьбах. После этого следует попросить ребят подумать, почему Блока назвали Гамаюном и упомянуть, что к ответу на этот вопрос они вернутся на заключительном уроке, посвященном творчеству Блока. А сейчас после того, как они рассмотрят эту репродукцию, учитель попросит школьников после прослушивания стихотворения попытаться выяснить, какое впечатление у них осталось, какое настроение создалось. Необходимо также перед чтением упомянуть, что стихотворение будет звучать на фоне фрагмента из сонаты Л. Бетховена «Аппассионата», и предложить им подумать: почему именно эту музыку учитель выбрал, соответствует ли она духу стихотворения, а может быть, перекликается с картиной В.М. Васнецова.
Среди старшеклассников немало ребят, музыкально грамотных. Вопросы учителя не вызовут у них серьёзных затруднений, а лишь углубят и обогатят их знания. Для тех же школьников, которые с классической музыкой знакомы мало такое прослушивание может стать первым серьёзным шагом к постижению её красоты, к постижению музыкальных образов в поэзии.
Я считаю, что такое начало уроков по творчеству А.А. Блока вполне обосновано: не столь важно ребятам знать, к какому течению принадлежало творчество поэта сначала и потом, хотя знать это им необходимо, но об этом на уроке можно упомянуть вкратце, чтобы объяснить основные тенденции его творчества, подробнее об этом следует говорить на факультативных занятиях, посвящённых русской поэзии начала ХХ века. Прежде всего важно, чтобы школьники сумели увидеть и понять душу поэта, то, чем он жил. Ради чего он писал. Важно, чтобы слова учителя о том, что поэт – бессмертен, не остались для школьников пустой фразой, а прошли через их сердце.
Итак, на доске прикреплена репродукция картины В.М. Васнецова «Гамаюн, птица вещая», звучит «Аппассионата» Л. Бетховена, учитель читает «Пусть светит месяц – ночь темна» (слайд №2). Это стихотворение стало как бы лейтмотивом творчества поэта: в нём звучит тревога за судьбу свою собственную и судьбу близких душ, предчувствие трагедии вселенской, проблема выбора единственно правильного пути, чувство одиночества, оторванности от этого мира и, вместе с тем, грозное предзнаменование равнодушным, «праздным…», и собственная ответственность за судьбу мира. Но в нём нет чувства обречённости. Гнев и скорбь звучат в каждой строке этого стихотворение:
…И тщетно, страсти затая,
В холодной мгле передрассветной
Среди толпы блуждаю я
С одной лишь думаю заветной:
«Пусть светит месяц – ночь темна».
Гамаюн смотрит пронзительно – проницательным взглядом, суровый судья тех, кто не задумывается над будущим. И сколько горечи в его взгляде! Горечи, вызванной тем, что он знает о тех испытаниях и страданиях, которые выпадут на долю ныне живущих.
Призывая, нежная, печальная мелодия сонаты Бетховена снова и снова возвращает слушателей к взору Гамаюна. Она не оставляет их в покое, постоянно заставляя думать и тревожиться в предчувствии чего-то страшного.
Всё это можно сказать ученикам, обобщая их ответы на поставленные вопросы, а в конце рассказа о Блоке привести слова К.И. Чуковского о поэте: «…Поэзия существуют не для того, чтобы мы изучали или критиковали её, а для того, чтобы мы ей жили… Знаю, что критик должен говорить либо о течениях, направлениях, школах, либо о композиции, стилистике, фонетике, но что же делать, если и в композиции, и в стилистике, и в фонетике Блока – душа!».
И вот душу поэта мы попробуем увидеть, и помочь в этом могут музыка и живопись.
Но использовать аудиовизуальные средства позволяют не все произведения, вошедшие в школьный курс о творчестве Блока. Поэтому я буду говорить только о тех стихотворениях, при изучении которых я считаю возможным применить прослушивание музыкальных фрагментов или показ иллюстраций и репродукций.
При знакомстве со стихотворением «На железной дороге» можно продемонстрировать перед школьниками иллюстрацию И. Глазунова к этому произведению А.А. Блока (слайд №3). При этом целесообразно обратить внимание учащихся на неё после прочтения стихотворения вслух или наизусть. Возможны следующие вопросы:
1) поэт не называет нам конкретно ни время дня, ни время года, когда происходят описываемые события. Как подошёл к этому художник и почему он именно это время избрал для своей иллюстрации?
2) как вы считаете, соответствует ли эта иллюстрация настроению, которое передано в стихотворении? Если нет, почему?
3) поэт дал прекрасный портрет молодой женщины. Почему же художник, так любящий изображать именно лица людей, на этой иллюстрации ограничился тем, что набросал лишь силуэт героини произведения? Что для него важно в этом случае?
Ответы на эти вопросы помогут учащимся глубже понять замысел поэта, почувствовать тяжесть его боли и горя. Ведь не случайно художником выбран тёмный, мрачный, грозный фон. Пробивающиеся сквозь тяжёлые свинцовые тучи лучи месяца как бы проблеск надежды на счастье этой девушки и в то же время отрицание этого счастья: разве может тонкий луч надежды пробиться сквозь тяжёлую завес бед, страданий и неверия?
И эта одинокая фигурка на перроне, руки протянуты вперёд, к проходящему поезду. Так ли нам важно сейчас, как она выглядит в данную минуту? Эта фигурка как бы сливает всех одиноких, отчаявшихся, потерявших надежду на лучшую жизнь. Но разве поезд несёт ей спасение? Разве похож этот желтоглазый зверь на спасателя? Он вырывается из ниоткуда, как исчадие ада, и уходит в никуда, сметая на своём пути всё, что может мешать ему. Нет, не случайно художник именно так проиллюстрировал это стихотворение. Нет сейчас с ни ком надежды. Но обречены ли все на вечные муки? Спасение будет, и этот светлый луч в тяжёлых тучах пробьёт себе широкую дорогу.
Вот так приблизительно должны ответить школьники. То, что они не сумеют сказать, скажет учитель, и такой вывод возможен для этого стихотворения А. Блока.
Это произведение поэта, в котором главной темой стала тема трагизма положения русской женщины, а также изученное ранее стихотворение «Фабрика» подводит школьников к следующей большой теме, ставшей болью поэта, – тема Родины.
Старшеклассники анализируют стихотворение «Россия», берут отрывок из цикла «На поле Куликовом». При рассмотрении этой темы я предлагаю использовать иллюстрации Н. Рериха «Небесный бой», а также прослушать музыкальный фрагмент из оперы Э. Грига «Пер Гюнт» и «Песня Сольвейг».
Необходимо показать ученикам, что эта тема для поэта глубоко личная, выстраданная. Шёл Блок к ней всю жизнь. Ещё в эпоху песен о «Прекрасной даме», Блок «смутно почувствовал, что есть такая святыня, которая как бы создана из бед и погибелей, которая тем и свята, что в ней никакого благолепия, что вся она «боль и тоска». Святыне это – Родина, Россия.
Старшеклассники учат наизусть отрывок из цикла «На поле Куликовом». И важно обратить их внимание на то, как называет поэт Родину (слайд №4):
О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!
Наш путь - стрелой татарской древней воли
Пронзил нам грудь…
И нет конца! Мелькают версты, кручи...
Останови!
Идут, идут испуганные тучи,
Закат в крови!
Закат в крови! Из сердца кровь струится!
Плачь, сердце, плачь...
Покоя нет! Степная кобылица
Несется вскачь!
Да, именно такая блоковская Россия: бесшабашная, удалая, раздольная, безоглядная, и в то же не просто буйная, но богатырски сильная.
На этом понимании Блоком России следует акцентировать внимание учеников. При чтении же стихотворения «Россия» можно задать вопрос: а не противоречит ли такое наше понимание идеи поэта о Родине первым строфам стихотворения «Россия»? И для правильного, более полного ответа, а также для того, чтобы эмоционально воздействовать на учеников, можно показать им иллюстрацию Д. Шмаринова к стихотворению Н.А. Некрасова «Несжатая полоса».
В этом случае учитель может сам проанализировать данную иллюстрацию. Сделать это можно в форме беседы с учащимися: во второй строфе читаем: «…твои мне песни ветровые…». Такое ощущение дуновения ветра совсем не случайно: русский ветер, Россия и весёлое отчаяние гибели смешались в его стихотворениях неразрывно. Поэт принял эту буйную Русь. Она ещё и убогая, серая, униженная: «Россия, нищая Россия». Сколько боли и горечи звучит в этих строках! Если бы его Родина была бы другой, он не принял бы её, а Блок принял и полюбил Россию сквозь ненависть, самопрезрение и боль. Посмотрим на эту иллюстрацию (слайд №5): серые убогие домишки в дали, тёмные поля без посевов, – тоска и боль. Но только ли это? Пшеница колышется под порывами ветра, а птицы подбирают осыпающиеся зёрна и, может быть, уносят на те тёмные поля.
Но этим не исчерпывается блоковское ощущение Руси. Прежде всего его возлюбленная была или святая, или падшая, или судьба, или смерть, или же и то и другое одновременно. И все эти чувства смешались воедино, когда поэт понял, что имя ей – Россия.
Посмотрим на иллюстрацию И. Глазунова к стихотворению А. Блока «Россия» (слайд №6):
Ну что ж? Одной заботой бо́ле –
Одной слезой река шумней,
А ты всё та же – лес, да поле,
Да плат узорный до бровей…
И невозможное возможно,
Дорога долгая легка́,
Когда блеснёт в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика!...
Лицо почти детское, и в нём вся чистота и любовь Руси.
Такое объяснение учителя и показ иллюстрации поможет лучше понять и полюбить произведения А. Блока. Под «Песню Сольвейг» Э. Грига учитель читает стихотворение. Светлая печаль этой музыки вполне соответствует настроению, переданному в стихотворении.
Наряду с темой Родины в поэзии А. Блока проходит через всё творчество тема Прекрасной Дамы. Вместе с учениками на примере двух программных произведений можно проследить изменение образа любимой в творчестве Блока («Незнакомка» и «О доблести, о подвиге, о славе…»). Учитель рассказывает о том, кому были посвящены первые стихотворения любовной лирики поэта, может прочитать одно из ранних произведений А. Блока (например, «Я, отрок, зажигаю свечи»), рассказывает о традиционном образе возлюбленной в поэзии Блока: загадочная женщина, которую никто не знает и не видит, кроме поэта, потому что только ему она открывает своё настоящее лицо. Перед чтением и анализом стихотворения «Незнакомка» необходимо рассказать ученикам историю создания произведения. Душевную драму личного характера переживает Блок. «Незнакомка» писалась под впечатлением разрыва его с женой, Любовью Дмитриевной. Их непростые отношения, в которых во многом был виноват и сам Александр Александрович, некогда попытавшийся подменить литературно-философской идеей живую действительность, реальные чувства и семейную жизнь, в конце концов зашли в тупик. Любовь Дмитриевна увлеклась другом и собратом мужа по перу – Борисом Бугаевым, писательский псевдоним которого (Андрей Белый) гремел тогда по литературным Москве и Петербургу. Её уход был крайне болезненным, о чём не раз вспоминал сам Блок. «Незнакомка» повествует о состоянии безысходности и отчаяния, неприкаянности, бесприютности, которые охватили поэта. Он бродит по дешёвым кабачкам Петербурга, наведывается в привокзальный ресторанчик Озерков – небольшого дачного посёлка под Северной столицей. Словно потеряв кого-то, Блок часами просиживает за столиками, нехотя цедя вино стакан за стаканом и всматриваясь в окружающую жизнь. А она отталкивающе безобразна и пошла: пьяницы «с глазами кроликов», вульгарные «дамы» с визгом вместо смеха, «испытанные», т. е. заезженные остряки с их глупыми, бессмысленными шутками. И над всем этим миром цинизма, продажности, глупости, разврата равнодушно проплывает луна, символ поэзии, романтизма, творчества. В такой обстановке и живёт поэт, сам уподобляясь обитателям этого страшного мира. И всё же есть нечто, чем от них всех отличается Блок. Незнакомка. Его муза, тайна, мечта, его спасительница, мираж, который, при всей призрачности, всё же не даёт опуститься на дно, пропасть окончательно.
Но прежде, чем читать, нужно показать ребятам портреты незнакомок И. Глазунова (слайд №7):
И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.
И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.
И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.
И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.
Учитель рассказывает историю создания этого стихотворения. Рассказ и демонстрация слайдов помогут ученикам проникнуть мысленно в ту далёкую жизнь, вдохнуть тот дурманящий «тлетворный» весенний дух, почувствовать, как он обволакивает и опьяняет.
После этого учитель может попросить ещё раз поставит портреты «Незнакомок» и будет звучать музыка Л. Бетховена «К Элизе». Томящая, тихая, но страстная мелодия, зовущая и отталкивающая одновременно, нежная, гарцующая, она как будто проникнет за рамки этого портрета, войдёт в этот трактир и станет непреодолимой стеной между этой женщиной и посетителями питейного заведения. Музыка станет символом чистоты и настоящей искренней любви двух людей. Музыка поможет понять, как Незнакомка далека от пьяного сборища кабака, что её красота и чистота не могут быть тронуты этой толпой. Такой метод демонстрации поможет школьникам подлинную красоту, глубину и музыкальность блоковской строки и тонкость его души.
Перед анализом следующего стихотворения, посвящённого той же теме, «О доблести, о подвигах, о славе», учителю также необходимо напомнить автобиографическую основу стихия. В процессе чтения произведения на экране демонстрируются иллюстрации И.Глазунова: портрет женщины и панораму вечернего, почти уже ночного, города на Неве (слайд 8). Предложить ученикам сравнить. Можно дать небольшую письменную работу для сравнения двух женщин с портретов и предложить несколько вопросов на выбор:
1) что, по-вашему, привело поэта к переосмыслению образа любимой (а, может быть, эти два образа – единое целое? Сумейте доказать);
2) только ли в Незнакомке вечная загадка, а в женщине сонного, сумрачного Петербурга её нет? Если есть, то в чём она?
Последние уроки посвящены разбору поэмы «Двенадцать». Эта поэма – «национальная поэма о России». Прежде чем перейти к чтению первых глав поэмы, учитель рассказывает об истории её создания. И чтобы ученики острее почувствовали весь ужас старого мира перед надвигающимся новым, отчаяние, безысходность всего отжившего, можно в качестве примера упаднической буржуазной культуры показать несколько репродукций с полотен Василия Кандинского (слайд №9), не забыв упомянуть при этом, что сам художник называл своё искусство «беспредметным». Он полностью отказывается от изображения предметов, считая, что зритель сам должен всё увидеть, в картине не должно быть ни малейшего намёка на замысел художника. Вместе с учащимися приходим к выводу, что в этом нагромождении разноцветных геометрических фигур вряд ли можно усмотреть какие-либо духовные ценности. Учитель делает вывод: старый мир цеплялся за ускользающие обломки некогда существовавшего миропорядка, но не способен был задержать его разрушение. И оправдание своей беспомощности некоторые «деятели искусства» находили в дебрях «чистого искусства», то есть искусство ради искусства.
Поэма А.Блока – полная противоположность этому искусству, его обличение, доказывающее его несостоятельность и никчёмность. Не потому ли представители «чистого искусства» встречали поэму «Двенадцать» враждебно?
Теперь можно перейти к использованию иллюстраций и музыкальных фрагментов. Учитель сам начинает читать поэму. При чтении 2-ой главы можно показать ребятам иллюстрацию Б.А. Диодорова к ней (слайд №10): тёмный, почти чёрный фон, впереди четыре красногвардейца, лица которых ещё можно описать, остальные теряются во мгле. За этой группой плетётся тощий пес. Видно, что резкие порывы ветра сбивают с ног, мешают идти. Старшеклассникам предлагаются вопросы:
1) почему художник выбрал именно такой способ изображения героев поэмы, почти графический?
2) посмотрите на собаку и попробуйте объяснить, случайный ли это образ в поэме и на иллюстрации или нет?
Иллюстрации Б. А. Диодорова считаются одними из лучших к поэме «Двенадцать». Художник сумел постичь суть духа поэмы, её героев. Угловатые, графические фигуры с нелепыми лицами – символы той грозной новой силы, которая рушит всё старое. Но для Блока эта сила при всём его понимании русской революции во многом ещё… чужда, где-то враждебная. Он не понимает и не принимает ещё созидающей силы её разрушения. Поэтому эти 12 человек для поэта слились в одно целое – в силу революции, он ещё не видит отдельных личностей. Но чувствует, что этому новому придётся ещё долго бороться с разрушенным старым миром. Недаром пёс неотступно плетётся за стражами революции. Ведь пёс тоже символ, олицетворение старого мира.
К такому выводу приходим вместе с учащимися.
Целесообразно познакомить ребят с другой иллюстрацией Диодорова к поэме. Снова видим двенадцать красногвардейцев, снова чёрный фон, но фигуры людей ярко освещены. Здесь уже не силуэты, мы видим каждого. И над головами их, высоко в небе – красные, развеваемые ветром, полотнища (слайд №11). Учитель предлагает ученикам сопоставить эти иллюстрации и объяснить те изменения, которые были отмечены.
Тема революции для А. Блока становится главной. Для него революционный народ всё ещё остаётся массой, но он начинает видеть лица, озарённые светом борьбы за счастье всех людей, они выступают из мрака всё отчётливее. И красное полотнище над красногвардейцами – символ их победы. Блок верит в неё и принимает её, хотя до полного понимания революционной борьбы ещё далеко.
Иллюстрации Б.А. Диодорова помогут ученикам почувствовать и музыку стиха Блока.
Прежде чем перейти к литературоведческому анализу поэмы, можно на уроке прослушать музыку: русскую простонародную песню:
Ох ты, горе-горькое!
Скука скучная,
Смертельная!..
Вылью кровушку за заборушку,
Чернобровушку…
И песню из поэмы:
Крутит, крутит чёрный ус.
Да покручивает,
Да пошучивает…
Катьку-дуру обнимает,
Заговаривает...
Ах ты, Катя, моя Катя,
Толстоморденькая.
И как нельзя лучше демонстрирует эти строки другая зарисовка Б.А. Диодорова: по улице, темной, пустой, завьюженной, мимо трактира с покосившейся вывеской и мутным глазом фонаря. Идет улыбающаяся Катька с обнимающим её «кавалером», по виду приказчиком (слайд №12).
Рисунки Б.А. Диодорова передают и настроение самого поэта, сомневающегося, ищущего истины, понимающего революцию разумом, и не принимающего сердцем, и от этого тяжело сострадающего, – и дух самой поэмы – бунтарский, удалой, ветреный, величественный, способный стать гимном возникающего нового мира (слайд №13). Я считаю, что старшеклассники сумеют это почувствовать и сделают такие выводы. А чтобы ещё больше усилить эмоциональное воздействие блоковских строк, чтение строк о красногвардейцах можно сопровождать музыкой-мелодией «Марсельезы», чтобы почувствовать ещё острее и ярче пафос революционной борьбы, её стремительности, её разрушающую силу ради созидания.
И завершить анализ творчества Блока можно стихотворением «О, весна, без конца и без краю…». Демонстрируется портрет А.Блока, репродукция с картины В.М. Васнецова («Дубовая роща в Абрамцево») и иллюстрация Д. Шмаринова к стихотворению Н.А. Некрасова «Идёт – гудёт Зелёный Шум» (слайд №14).
Повествование о А. Блоке можно завершить следующими словами: духу поэта отвечают солнечные леса и рощи, ясное небо, уходящие в бесконечность русские берёзы, шелестящие под порывами ветра, такие, какие мы видим на этих репродукциях.
Посмотрим ещё раз внимательно на фотографию поэта: ясный открытый лоб, лучистые глаза. Лицо человека – творца. И скорбь Гамаюна (мы возвращаемся к первым урокам) не от безысходности и отчаяния, а от мудрости. Вот как А. Блок пишет в стихотворении «О, я хочу безумно жить»:
О, я хочу безумно жить:
Всё сущее – увековечить,
Безличное – вочеловечить,
Несбывшееся – воплотить!
Пусть душит жизни сон тяжёлый,
Пусть задыхаюсь в этом сне,
Быть может, юноша весёлый
В грядущем скажет обо мне:
Простим угрюмство – разве это
Сокрытый двигатель его?
Он весь – дитя добра и света,
Он весь – свободы торжество!
При всей многоликости и общечеловеческой сущности наследия А.Блока необходимо найти организующее структурное начало в его художественном мире. В методическом плане чрезвычайно важно определить преобладающие линии творческого пути Блока, чтобы достичь целостного идейно-эстетического восприятия и оценки его поэзии учащимися.
Список литературы
- А.А. Блок. Стихотворения. Сост. В.Г. Фринлегнд. Вступительная статья К.И.Чуковского
- Методическое руководство к учебному пособию «Русская литература» для 11 класса. Просвещение, 1978
- В. Орлов. Гамаюн. Жизнь Александра Блока. Советский писатель, 1980
- В. Соловьёв. Поэт и его подвиг. Советский писатель, 1978
- Учебное пособие для поступающих в ВУЗы «Русская литература XIX-XX веков», том II. Издательство Московского университета, 2003
- Т. Хопрова. Музыка в жизни и творчестве А. Блока. Издательство «Музыка», 1974