В настоящий момент времени мировая экономическая система проходит этап активно цифровизации. Данная тенденция охватывает все без исключения аспекты хозяйственной деятельности, позволяя оптимизировать бизнес-процессы, снижать издержки, увеличивать производительность труда, повышать качество коммуникации между сотрудниками. Активное использование цифровых технологий отмечается и в сфере управления персоналом как зарубежных, так и отечественных компаний.
Современные информационные технологии, активно используются в процессе повышения квалификации сотрудников. В компании ПАО «Сбербанк» функционирует интерактивный портал, с помощью которого компания осуществляет непрерывное обучение своих сотрудников. ПАО «Сибур» также активно используют ресурсы интерактивного портала, для проведения обучающих вебинаров. Необходимо отметить, что оценка эффективности проведенного обучения, также оценивается с помощью дистанционных цифровых инструментов. В компании ООО «Газпром бурение» внедрен в работу интерактивные тренажер, который позволяет моделировать процесс управления пультом буровой установки. С помощью данной технологии повышается эффективность подготовки буровых мастеров и помощников бурильщика. Тренажер позволят максимально точно моделировать проблемы возникающие в процессе бурения скважин, что позволяет снизить количество аварий в производственном процессе.
Положительный опты использования современных цифровых технологий, отмечается в привлечении персонала. Главная цель цифровизации процессов в рекрутинге в части цифровой трансформации организации состоит в повышении качества подбора персонала при минимизации человеческих ресурсов и сокращении финансовых, материальных и временных затрат. Оперативность и эффективность подбора персонала прямым образом влияют на развитие кадрового потенциала организации и, как следствие, на ее продуктивность и конкурентоспособность, поэтому инновационные технологии в рекрутинге становятся всё более востребованными и актуальными. Результаты исследования, проведенного в 2017 году крупнейшей отечественной компанией интернет-рекрутинга HeadHunter показали, что 64 % организаций в России уже применяли цифровые инструменты для рекрутинга, такие как автоматизированные системы подбора персонала, интернет-ресурсы и интернет-платформы, социальные сети. Кроме того, в 9 % организаций используются чат-боты и приложения, а в 7 % организаций внедрен искусственный интеллект и машинное обучение [4].
Ключевые направления использования современных цифровых технологий в привлечении персонала, представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 – Направления использования современных цифровых технологий в привлечении персонала
Боты и приложения интерактивной коммуникации. Для крупных компаний осуществляющих массовый рекрутинг персонала, актуальной является задача рассмотрение множества кандидатов на замещение должностей с схожим рабочим функционалом. При этом данные должности не требуют высокого уровня квалификации кандидатов. Боты и приложения интерактивной коммуникации являются особенно актуальными, когда необходимо в короткие сроки организовать привлечения более 10 кандидатов. Процесс значительно оптимизируется, освобождая рекрутерам время, для решения более важных задач. Ярким примером является массовый подбор персонала для крупных торговых сетей. Компании «Магнит», «Пятерочка», «Лента» активно используются чат-боты для массового подбора персонала [2]. В отечественной практике, в настоящий момент времени, активно используются чат-боты, которые позволяют выстраивать процесс интерактивной коммуникации между работодателем и кандидатом на работу. Чат-боты позволяют собирать первичную информацию о кандидате, с помощью специализированных интерактивных форм. Также данная технология позволяет совершать звонки кандидатам по разработанному скрипту, с целью информирования относительно дальнейших этапов трудоустройства. Более того востребованность технологии чат-ботов способствует активном развитию данного рынка.
Современные цифровые технологии позволяют в значительной степени повысить эффективность привлечения персонала и оптимизировать данный процесс. Крупные компании готовы вкладывать значительные финансовые ресурсы в решение вопроса массового рекрутмента персонала. Обозначенная тенденция способствовала развитию полноценного рынка, на котором компании предлагают своих услуги в сфере автоматизации привлечения персонала.
Список литературы
- Архипова Н. И., Седова О. Л. Применение digital-инструментов в подборе и отборе персонала в организации // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право», 2018. № 2 (12). С. 9–22
- Виниченко М.В., Строкова С.А. Некоторые подходы к оценке источников подбора персонала // Материалы Афанасьевских чтений. 2020. №2 (15). С. 90-93
- Волкова М.В., Ладыгина Е.С. Наем и отбор сотрудников в организацию: особенности работы отдела по персоналу // Общество: политика, экономика, право. 2019. №3. С. 73-75
- Глызина М. П., Иванова Е. А. Рекрутинг персонала в условиях цифровой трансформации современных организаций // Вестник Алтайской академии экономики и права, 2021. № 6–1. С. 36–41
- Ломоносова Н. В., Якимова Е. А. Состояние и перспективы использования цифровых HR-инструментов российскими компаниями // Open education, 2020. № 4. С. 47–55