ОТКРЫТЫЙ КОНКУРС В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ КАК ОДИН ИЗ КОНКУРЕНТНЫХ СПОСОБОВ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОСТАВЩИКА

ОТКРЫТЫЙ КОНКУРС В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ КАК ОДИН ИЗ КОНКУРЕНТНЫХ СПОСОБОВ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОСТАВЩИКА

Авторы публикации

Рубрика

Менеджмент и управление

Просмотры

81

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 35 (37), Октябрь ‘21

Дата публикации 01.11.2021

Поделиться

Одним из эффективных способов обеспечения конкурентного подхода при организации госзакупок является проведение открытого конкурса в электронной форме. Данный механизм регламентирован статьей 54.1 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Рассматриваемая статья вступила в силу с 1 июля 2018 г. и является следствием достаточно серьезного реформирования законодательства о контрактной системе, и прежде всего способов определения поставщика. В настоящей статье рассмотрены правовые основы и особенности проведения открытого конкурса в электронной форме как одного из конкурентных способов определения поставщика.

Система госзакупок – это обязательный элемент управления финансами государства и другими ресурсами, которые входят в общественный сектор страны, она выполняет такие функции, как обеспечение общественных потребностей и функции регулирования экономики страны. При несовершенстве системы государственных закупок возникает вероятность малоэффективного использования бюджетных средств и низких результатов мероприятий в области государственного регулирования [6, с. 125].

Таким образом, государственные закупки играют важную роль в структуре экономики России, на сегодняшний день, они занимают большую долю в затратной части бюджета РФ. В свою очередь, для того, чтобы решить задачу эффективного расходования средств бюджета страны, необходимо налаживание высокорациональной и прозрачной системы государственных закупок.

Сегодня закупки привлекают внимание не только экспертов, но и всего гражданского общества. Развитие конкурентной среды имеет принципиальное значение на каждом этапе закупок. В соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон №44-ФЗ) [3], особое значение придается неценовой конкуренции при закупках товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд.

Анализ научной литературы свидетельствует о том, что неценовая конкуренция - это совокупность методов борьбы, направленных не на завоевание ценового преимущества перед конкурентами, а на обеспечение потребителя продукцией с улучшенными потребительскими свойствами [7].

Статья 8 Закона №44-ФЗ определяет, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий конкуренции между участниками закупок. Также отмечается, что любое заинтересованное лицо имеет возможность стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок.

В соответствии с настоящим Законом конкуренция при осуществлении закупок должна основываться на соблюдении принципа справедливой ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок с целью выявления наилучших условий поставки товаров, выполнения работ и оказания услуг [9].

Закон запрещает заказчикам, специализированным организациям, их должностным лицам, комитетам по закупкам, членам таких комитетов, участникам закупок совершать любые действия, противоречащие требованиям Закона №44-ФЗ и ведущие к ограничению конкуренции. Кроме того, Статья 20 Закона №44-ФЗ содержит пункт об обязательном обсуждении государственных закупок, который будет выражаться в форме фактического прямого общественного контроля за государственными закупками. Согласно закону, публичное обсуждение должно начинаться со дня опубликования планов закупок в единой информационной системе, содержащей сведения о закупках, подлежащих обязательному публичному обсуждению, и заканчиваться не позднее срока, в течение которого идентификация поставщика может быть отменена заказчиком.

В Российской Федерации поддержка конкуренции закреплена в Основном законе государства [1], а именно в ст. 8 «…гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности». Так же «Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию».

В федеральном законе «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 г. № 135Ф3, конкуренция определяется как «соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке» [2].

В Законе №44-ФЗ так же уделяется пристальное внимание вопросам поддержания конкуренции на рынке государственного заказа. Так Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» говорит, что «конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг» [3].

Система государственных закупок – это система, осуществляющая государственную программу по закупке товаров, услуг, работ для нужд заказчиков на государственном и муниципальном уровне. При отсутствии данной системы нельзя было бы купить или осуществить разные услуги для бюджетных организаций. Помимо этого, данная система помогает уменьшить затраты при осуществлении работ и поставке товаров, поскольку торги, которые проходят в ней, направлены на уменьшение стоимости закупаемых товаров или услуг.

Целью системы государственных закупок является оптимизация расходов государственного бюджета, истребление коррупции при госзакупках, а также повышение управляемости процедурами госзакупок [6].

Одним из эффективных способов обеспечения конкурентного подхода при организации госзакупок является проведение открытого конкурса в электронной форме.

Открытый конкурс в электронной форме регламентирован статьей 54.1 Закона № 44-ФЗ (ред. от 30.04.2021) [3].

Данная статья вступила в силу с 1 июля 2018 г. и является следствием достаточно серьезного реформирования законодательства о контрактной системе, и прежде всего способов определения поставщика.

«Электронный конкурс» до включения его в Закон о контрактной системе достаточно широко использовался в закупках, осуществляемых отдельными видами юридических лиц в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» [4].

При проведении открытого конкурса в электронной форме заказчику обычно необходимо:

1.       Разработать и разместить в ЕИС следующие документы (ч. 1, 2 ст. 54.1, ч. 3 ст. 54.3 Закона № 44-ФЗ):

извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме;

конкурсную документацию;

проект контракта.

Конкурсную документацию, извещение и проект контракта нужно разместить в ЕИС не менее чем за 15 рабочих дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в нем (ч. 1 ст. 54.2, ч. 5 ст. 54.3 Закона № 44-ФЗ).

Для разработки конкурсной документации заказчик может привлечь специализированную организацию. При этом ее участие в данном конкурсе недопустимо (ч. 3 ст. 54.1, ч. 1, 5 ст. 40 Закона № 44-ФЗ).

2.       Составить протоколы рассмотрения и оценки первых частей заявок, вторых частей заявок и протокол подведения итогов открытого конкурса и (или) протокол рассмотрения единственной заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме (п. 3 ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 55.1, ч. 6 ст. 54.5, ч. 7, 11 ст. 54.7 Закона № 44-ФЗ).

3.       Заключить контракт с победителем (ч. 1 ст. 83.2 Закона № 44-ФЗ).

Принятие решения о внесении изменений в конкурсную документацию и извещение возможно не позднее чем за пять дней до окончания срока подачи заявок. Для этого внесите корректировки в извещение при помощи интерфейса ЕИС, загрузите файл с новой редакцией конкурсной документации, подпишите изменения в ЕИС электронной подписью. Сделайте это в течение одного дня с даты принятия решения о внесении изменений.

При этом, нельзя таким образом изменить объект закупки и увеличить размер обеспечения заявок на участие в открытом конкурсе.

Необходимо учитывать, что при изменении условий открытого конкурса в электронной форме необходимо увеличить срок подачи заявок так, чтобы он составлял не менее 10 рабочих дней с даты размещения изменений в ЕИС (ч. 4 ст. 54.2, ч. 6 ст. 54.3 Закона № 44-ФЗ).

Организатор конкурса вправе принять решение об отмене открытого конкурса в электронной форме не менее чем за пять дней до окончания срока подачи заявок, а если возникли обстоятельства непреодолимой силы - в любое время до заключения контракта (ч. 1, 2 ст. 36 Закона № 44-ФЗ).

Для этого необходимо составить извещение об отмене электронного аукциона и в тот же день разместите его в ЕИС. С момента публикации извещения открытый конкурс считается отмененным (ч. 3 ст. 36 Закона № 44-ФЗ).

Заявки участникам отмененного конкурса вернет оператор электронной площадки. Не позднее следующего рабочего дня после отмены закупки при необходимости нужно внести изменения в план-график (ч. 1 ст. 36 Закона № 44-ФЗ).

Таким образом, рассматриваемый механизм является одним из конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) [8]. Информация о его проведении размещается в ЕИС и доступна неограниченному кругу лиц. Победителем такого конкурса признается участник, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявке которого присвоен первый номер. Оценка условий происходит на основании критериев, указанных в конкурсной документации (ч. 2, 2.1, 3 ст. 24, ч. 1 ст. 54.1, ч. 14 ст. 54.7 Закона № 44-ФЗ).

При выборе в качестве способа проведения закупки открытого конкурса в электронной форме необходимо учитывать как его преимущества, так и недостатки.

К преимуществам, в частности, можно отнести:

победитель определяется с учетом не только предложенной участниками цены, но и иных критериев (например, качественные характеристики товара);

отсутствие ограничений на проведение закупки в отличие от других процедур.

Среди недостатков открытого конкурса в электронной форме можно выделить, например, такие:

высокая вероятность проверки правильности выбора способа закупки. Так, товары (работы, услуги) из Перечня, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р [5], надо закупать путем электронного аукциона. Его следует проводить и в случае, если в предмет закупки включены товары (работы, услуги) из этого Перечня и те, которых в нем нет;

более сложная процедура определения победителя, связанная с необходимостью оценки заявок по критериям;

длительность проведения закупки таким способом по сравнению с запросом котировок в электронной форме, запросом предложений в электронной форме, закупкой у единственного поставщика.

Перед проведением конкурса нужно включить информацию о такой закупке в план-график, поскольку она проводится на основании этого документа (ч. 1 ст. 16 Закона № 44-ФЗ).

Кроме того, до начала закупки заказчику надо принять решение о создании закупочной комиссии, определить ее состав и порядок работы (ч. 2 ст. 39 Закона № 44-ФЗ).

Итак, подводя итог, представляется возможным сделать следующий вывод.

Развитие конкурентной среды в сфере закупок в соответствии с контрактной системой предусматривает ценовую и неценовую конкуренцию. Неценовая конкуренция - достаточно сложное явление, требующее от заказчиков глубоких профессиональных компетенций, позволяющих контролировать процесс закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд с позиций современного стратегического анализа, контроля качества и т.д.

Одной из эффективных процедур, позволяющих поддерживать неценовую конкуренцию в системе государственных и муниципальных закупок, является

открытый конкурс в электронной форме.

Эффективные государственные закупки являются важным критерием для обеспечения должного функционирования государственных и муниципальных органов и частных предприятий и производств. Повышение эффективности ведет к улучшению социальной и экономической обстановке в стране, что достигается за счет определения стоимости и качества объектов закупок на краткосрочный период, а также готовности поставщиков инвестировать в научные разработки на долгосрочный период.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 // Собрание законодательства РФ.-2020.- № 11.- ст. 1416.
  2. О защите конкуренции: Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 02.07.2021) // Собрание законодательства РФ.- 2006.- № 31 (1 ч.).- ст. 3434.
  3. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 02.07.2021) // Собрание законодательства РФ.- 2013.- № 14.- ст. 1652.
  4. О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц: Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ (ред. от 01.07.2021) // Собрание законодательства РФ.- 2011.- № 30 (ч. 1).- ст. 4571.
  5. О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион): Распоряжение Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р (ред. от 18.06.2021) // Собрание законодательства РФ.- 2016.- № 13.- ст. 1880.
  6. Грицунова, С.В. Система государственных закупок в РФ: актуальные аспекты [Электронный ресурс] / С.В. Грицунова, Ю.И. Каргина, А.Д. Куракова // Проблемы конкурентоспособности потребительских товаров и продуктов питания: сборник научных статей2-й Международной научно-практической конференции. - Курск, 2020.- С. 125-128.- Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42764167 (дата обращения: 10.09.2021).
  7. Должикова, А.С. Неценовая конкуренция: теория, практика [Электронный ресурс] / А.С. Должикова // Экономика и управление народным хозяйством: генезис, современное состояние и перспективы развития: Материалы II Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. 2018. - Воронеж, 2018.- С. 264-268.- Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37148838 (дата обращения: 10.09.2021).
  8. Митрофанова, О.Н. О важности неценовой конкуренции в системе государственных и муниципальных закупок [Электронный ресурс] / О.Н. Митрофанова // Вектор экономики.- 2021.- № 2.- С. 20-22.- Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44831543 (дата обращения: 10.09.2021).
  9. Тимченко, Я.С. Проблемы и особенности неценовой конкуренции в сфере государственных и муниципальных закупок [Электронный ресурс] / Я.С. Тимченко // Инновации. Наука. Образование. - 2021.- №26.- С. 943-948.- Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44749145 (дата обращения: 10.09.2021).
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее