ИННОВАЦИИ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

ИННОВАЦИИ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Авторы публикации

Рубрика

Физическая культура и спорт

Просмотры

1075

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 41 (43), декабрь ‘21

Дата публикации 10.12.2021

Поделиться

В статье анализируются инновации в сфере физической культуры и спорта. Рассматриваются понятие, сущность и роль инноваций в сфере физической культуры и спорта и их специфика в зависимости от группы, подвергающейся воздействию спортивной аудиторий, выявляется значимость инновационного подхода в физическом воспитании. Приводятся инновационные технологии в физическом воспитании, принципы их разработки и направления физкультурного воспитания, по которым они должны внедряться.

Введение

Физическая активность является важным аспектом высокого качества жизни населения, поскольку способствует повышению функциональных возможностей систем организма и замедлению развития хронических заболеваний [1]. Физическое воспитание направлено на развитие навыков, необходимых для ведения здорового и активного образа жизни, помогает в достижении здоровой физической формы и поддерживает личное и общественное благополучие. На современном этапе развития общества неотъемлемым элементом повышения эффективности физического воспитания является инновационная деятельность в сфере физической культуры и спорта (ФКиС), позволяющая получить прогрессивный социально-экономический эффект и увеличить уровень жизни населения [2]. Высокая значимость инноваций в сфере ФКиС делает актуальным изучение их особенностей.

Целью работы является изучение инноваций в сфере физической культуры и спорта. Для её достижения были использованы методы анализа и синтеза научных публикаций и литературных источников по рассматриваемой теме.

 

 

Роль инноваций в сфере физической культуры и спорта

Инновации представляют собой внедряемые либо уже внедрённые новшества, обеспечивающие увеличение продуктивности и результативности процессов, улучшение качества деятельности либо её результатов за счёт использования новых относительно имеющегося базиса методов, идей, приёмов и способов [3]. Инновации являются продуктами конкретной формы инновационной деятельности. В процессе их применения изменяется деятельность управления, что приводит к модификации продукта и технологии. Эффективнее всего управление инновациями осуществляется при мотивировании внешними экономическими факторами.

Инновационная деятельность в сфере ФКиС занимает одну из лидирующих позиций, поскольку является важным элементом национальной экономики, ориентированной на реформацию спортивных организаций под воздействием инновационных процессов в целях удовлетворения общественных потребностей [4]. Инновационный менеджмент в сфере ФКиС не только способствует увеличению экономического ресурса государства, но и позволяет улучшить здоровье и благосостояние граждан.

Инновационный подход в значительной степени способствует развитию образованности и мотивации в современном обществе и позволяет нейтрализовать причины, по которым граждане редко занимаются спортом либо полностью игнорируют эти занятия. В числе этих причин можно выделить [5]:

  • отсутствие секций и физкультурно-спортивных организаций в районе непосредственного проживания;
  • нехватка времени для тренировочного процесса;
  • отсутствие мотивации и желания;
  • проблемы со здоровьем;
  • высокая стоимость посещения физкультурно-спортивных организаций, индивидуальных тренировок и качественной спортивной экипировки;
  • чувство стыда за отсутствие спортивных навыков и неудовлетворительную спортивную форму.

Специфика применения инноваций находится в прямой зависимости от группы спортивной аудиторий, на которую оказывается воздействие [6]:

  1. Профессиональные спортсмены. Большая часть современных инноваций в спортивной сфере нацелена на улучшение подготовки большого количества спортсменов и достижение ими высоких результатов. Эта категория заинтересована в создании больших центров подготовки, оснащённых своевременно обновляющимися технологиями, которые удовлетворяли бы постоянно возрастающим требованиям к тренировкам.
  2. Люди, желающие повысить собственную привлекательность за счёт спорта. Данная группа заинтересована в спортивном питании, разноплановых тренажёрах и эффективных способах тренировок.
  3. Люди, использующие спорт для укрепления здоровья. Для этой группы приоритетным является приобретение инновационных товаров, оказывающих благотворное влияние на физическое состояние, работоспособность и продолжительность жизни.
  4. Обучающиеся, посещающие занятия по ФКиС. Для данной группы первоочерёдную роль играют здоровьесберегающие технологии и личностно ориентированный поход, позволяющий развивать индивидуальные способности личности обучающихся и помогающий в осознании значимости физической активности.

Последняя группа представляет наибольший интерес в контексте существующих в России нормативно-правовых актов, касающихся развития цифровизации в области образования и ФКиС [7]. Цифровизация предполагает формирование новой индустрии знаний в области ФКиС, расширение средств коммуникации и информатизации, создание программных платформ и новых форм активизации физической активности обучающихся, внедрение средств оперативного контроля физического состояния и переосмысление вида и подачи информации [8].

 

Инновационные технологии в физическом воспитании

Введение инновационных технологий в преподавание ФКиС является одним из приоритетных направлений модернизации образования, поскольку, при условии сохранения комплексного подхода, является эффективным средством не только физического, но и нравственного, интеллектуального и эстетического развития обучающихся [9]. Инновации должны внедряться по следующим направлениям физкультурного воспитания:

  1. Социально-психологическое. Сводится к формированию жизненной философии и деятельностного отношения учащихся к освоению ценностей ФКиС.
  2. Интеллектуальное. Предполагает формирование у обучающихся комплекса теоретических знаний, которые охватывают психолого-педагогические, социокультурные, медико-биологические и иные тесно связанные с физкультурным знанием аспекты.
  3. Двигательное (физическое). Заключается в формировании физических качеств, навыков и умений управления движениями.

При разработке инновационных технологий и методов важна комплексность, заключающаяся в охвате всех компонентов учебно-воспитательного процесса [10]. Также большую роль играет ориентированность на как можно большее количество предметов исследования, в число которых входят уровень физкультурно-валеологических знаний, физическое развитие, психическое и физическое здоровье, работоспособность, подготовленность, содержание физкультурных мотивов, потребностей и интересов и образ жизни в целом.

В современной практической деятельности в сфере ФКиС наибольшее внимание оказывается следующим инновационным технологиям:

    1. Спортивно-видовой подход. Основан на занятиях одним либо несколькими видами спорта с применением включённых в учебный процесс научно-методических наработок и технологий спортивной подготовки, способствующих реализации индивидуальных двигательных потребностей и формированию спортивной культуры.
    2. Рейтинговый подход. Его система способствует ускоренной адаптации обучающихся, стимулирует их к получению высоких баллов при выполнении контрольных упражнений, улучшению отстающих физических качеств и способствует регулярному посещению занятий по ФКиС и активному участию в соревнованиях и спортивно-массовой работе.
    3. Интеллектуализация физического воспитания. Заключается во включении в занятия по ФКиС упражнений, требующих актуализации интеллектуальных функций.
    4. Здоровьесберегающие технологии. Ориентированы на обеспечение возможности сохранения здоровья в период обучения, формирование необходимых умений, знаний и навыков по здоровому образу жизни и обучение применению полученных знаний в повседневной жизни [11].
    5. Личностно ориентированное физическое воспитание. Включает цели, задачи, формы и методы физкультурно-образовательного процесса, которые максимально ориентированы на потребности и интересы обучающихся. При таком подходе преподаватель формирует образовательную среду, учитывающую тип телосложения, состояние здоровья, физическую подготовленность и особенности психического развития обучающихся, что позволяет им комфортно развиваться самостоятельно и повышает их заинтересованность в физическом воспитании.

 

 

Заключение

Сфера физической культуры и спорта имеет большой инновационный потенциал. Нововведения как в профессиональном спорте, так и в классических тренировочных программах показывают высокую эффективность, благоприятно влияя на условия тренировок всех групп населения. Применение инновационных средств на занятиях по физическому воспитанию позволяет значительно упростить работу преподавателей и системы образования по достижению поставленных целей за счёт существенного повышения интереса обучающихся к собственному здоровью, развитию физических качеств и уровню функциональной подготовленности. Использование инновационных средств преподавания способствует формированию физической культуры личности обучающихся и улучшению результативности занятий, что повышает значимость активного внедрения инноваций в сферу физической культуры и спорта.

Список литературы

  1. Шилько А.И. Инновационные технологии в жизни студентов и школьников, а также профессиональных спортсменов / Наука-2020. – 2021. – № 6 (51). – С. 126-130.
  2. Кудратова Л.А. Развитие инновационного менеджмента в сфере физической культуры и спорта / Наука и образование сегодня. – 2019. – № 4 (39). – С. 96-97.
  3. Саидова М.Х., Абдулоев А.Б. Развитие инновационной деятельности в сфере физической культуры и спорта в республике Таджикистан / Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. Серия общественных наук. – 2017. – № 4 (73). – С. 92-101.
  4. Бабичева М.А., Лукьянова Л.М. К вопросу применения инновационных технологий в области физической культуры и спорта / Наука-2020. – 2021. – № 6 (51). – С. 112-117.
  5. Гуняев Е.В., Висягина В.А. Значение инноваций в области физической культуры и спорта для мотивации к самосовершенствованию физического развития человека / Наука-2020. – 2021. – № 4 (49). – С. 30-35.
  6. Савельева О.В., Ляховская Ю.М. Инновации как фактор конкурентоспособности предприятий в сфере физической культуры и спорта / Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2019. – № 12-1 (40). – С. 60-64.
  7. Шутова Т.Н. Новые электронные и цифровые сервисы по физической культуре и спорту / Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2020. – № 6 (184). – С. 410-413.
  8. Шутова Т.Н., Андрющенко Л.Б. Цифровизация образовательного пространства вуза в сфере физической культуры и спорта / Теория и практика физической культуры. – 2020. – № 9. – С. 102-104.
  9. Карабанова О.Н., Бородулин П.С., Трескин М.Ю. Теоретические и методические основы инновационной деятельности в преподавании физической культуры / Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № 62-2. – С. 107-110.
  10. Каинков И.В. Инновационные технологии в физическом воспитании / Наука-2020. – 2018. – № 6 (22). – С. 52-55.
  11. Борзенкова Д.О., Моськин С.А. Инновации в физической культуре и спорте / Наука-2020. – 2021. – № 6 (51). – С. 66-72.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее