В настоящее время все больше внимания уделяется проблеме повышения качества товаров и услуг, а также обеспечению конкурентоспособности предприятий. Для решения этих вопросов многие компании внедряют систему менеджмента качества (СМК), которая соответствует всем актуальным требованиям, устанавливает соответствующие условия организации, использует механизмы инновационного менеджмента, его методы и инструменты. Система менеджмента качества обеспечивается требованиями стандартов ИСО серии 9000. Самым распространенным стандартом в области СМК является ГОСТ Р ИСО 9001-2015 «Системы менеджмента качества. Требования». На протяжении последних лет данный стандарт стабильно входит в число наиболее востребованных стандартов [1].
В стандарте ИСО прописаны основные принципы менеджмента качества:
- Ориентация на потребителя.
- Лидерство.
- Вовлечение персонала.
- Процессный подход.
- Постоянное улучшение.
- Принятие решений на основе фактических данных.
- Управление взаимоотношениями с заинтересованными сторонами.
Одним из них является процессный подход. Процесс – это устойчивая, целенаправленная последовательность действий, преобразующих ресурсы (входы) в некоторые продукты (выходы), представляющие ценность для потребителя. Одним из способов описания процессов является графическое представление (рис. 1).
Рисунок 1. Схема процесса
Но любая деятельность – это не один процесс, поэтому появился такой термин как «процессный подход». Его идея в том, что компания рассматривается как совокупность процессов. Такой подход позволяет организации планировать свои процессы и их взаимодействие [1]. Применение подхода направлено на увеличение результативности СМК в целях повышения удовлетворенности потребителей. Процессный подход стал одним из основных элементов повышения качества.
Процессный подход, основан на нескольких аспектах, реализация которых повышает эффективность работы компании: востребованность процессов, взаимосвязь процессов, ответственность за процесс, документирование процесса, контроль процессов [2]. Для внедрения подхода необходимо выполнение следующих требований: определение бизнес-процессов (входы и выходы), выстраивание последовательности взаимодействия процессов, разработка методов функционирования процессов и методов оценки результативности, определение необходимых ресурсов и снабжение ими, распределение обязанностей, ответственности и полномочий, проект постоянного улучшения процессов [3].
Процессный подход, согласно стандарту ИСО, представлен на рис. 2.
Рисунок 2. Процессный подход
Согласно [4], внедрение процессного подхода может повысить показатели компании до 30%. Например, реализация процессного подхода помогла «крупной химической компании» гармонизировать глобальные процессы, провести оптимизацию и стандартизацию сквозных процессов по всем подразделениям, выстроить рабочую организационную структуру. Были разработаны модульные решения для всех процессов планирования цепочки поставок. Такие действия привели к экономии 200 млн евро в год, централизации функций, повышению эффективности и безопасности поставок на 2-6%, увеличению точности прогнозирования на 10%, а также повышению коэффициента общей эффективности [5].
Система менеджмента качества и все ее принципы и подходы реализуются в компаниях для того, чтобы сделать свой менеджмент более качественным, подкрепляя хорошо известные организационно-технические методы реагирования на риски четко выраженной политической волей руководства, опираясь при этом на лучшие мировые практики и соединяя все это в единую систему [6,7].
Внедрение процессного подхода дает много преимуществ организации, но у него также есть и недостатки. Можно выделить необходимость переобучения персонала и приспособления его к новым условиям, наличие высоких лидерских качеств у руководства, разработка нового комплекта документации. Помимо процессного подхода и других вышеупомянутых основ СМК, для успешной работы на предприятиях также реализуют риск-ориентированное мышление.
Список литературы
- ISO 9001 НАГЛЯДНО ДЕМОНСТРИРУЕТ ПРИОРИТЕТЫ РЕЗУЛЬТАТИВНОГО БИЗНЕСА [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.qcert.ru/information/publications/docs/iso-9001-prioritety-rezultativnogo-biznesa/ (дата обращения: 27.09.2024)
- Майкова П.Н., Майкова Е.Н., Захарова Ю.О., Андреасян Г.М. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ TQM - ПОДХОДА, КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ // Форум молодых ученых. 2020. №10 (50). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-printsipov-tqm-podhoda-kak-uslovie-povysheniya-konkurentosposobnosti-organizatsii (дата обращения: 27.09.2024)
- Процессный подход в стандартах ИСО [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://expert-2014.ru/poleznaya-informaciya/proczessnyij-podxod-v-standartax-iso?ysclid=m1koiil5ce976575512 (дата обращения: 27.09.2024)
- Как рассчитать эффект от внедрения процессного подхода? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ecm-journal.ru/material/Kak-rasschitat-ehffekt-ot-vnedrenija-processnogo-podkhoda (дата обращения: 28.09.2024)
- Внедрение процессного управление и автоматизации процессов на платформе ERP системы. ООО «КПМГ Налоги и Консультирование» - 2018. – [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.businessstudio.ru/upload/iblock/776/Марианна%20Корнеева.pdf (дата обращения: 28.09.2024)
- Интервью В.А. Качалова журналу «Методы менеджмента качества». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.qcert.ru/information/publications/docs/intervyu-v-a-kachalova/ (дата обращения: 28.09.2024)
- Система менеджмента качества (СМК) на предприятии. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://upr.ru/article/sistema-menedzhmenta-kachestva-smk-na-predpriyatii/ (дата обращения: 28.09.2024)
- Красильникова А.А. АЛГОРИТМ ВНЕДРЕНИЯ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА ПРИ РАЗРАБОТКЕ СМК НА ПРЕДПРИЯТИИ ПО ПРОИЗВОДСТВУ МОЛОЧНОГО ОБОРУДОВАНИЯ // Наука без границ. 2021. №2 (54). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/algoritm-vnedreniya-protsessnogo-podhoda-pri-razrabotke-smk-na-predpriyatii-po-proizvodstvu-molochnogo-oborudovaniya (дата обращения: 26.09.2024)