«НОЧНЫЕ ЛАСТОЧКИ» - К ПРОБЛЕМЕ ПАМЯТИ О ГЕРОЯХ

«НОЧНЫЕ ЛАСТОЧКИ» - К ПРОБЛЕМЕ ПАМЯТИ О ГЕРОЯХ

Авторы публикации

Рубрика

Военное дело

Просмотры

54

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 20 (170), Май ‘24

Дата публикации 26.05.2024

Поделиться

Статья посвящена истории женских авиаполков, сформированных в СССР во время Великой Отечественной войны. Основное внимание уделено 588-му ночному бомбардировочному авиаполку, который был сформирован Марией Расковой и состоял из женщин-лётчиц. Статья рассказывает о боевом пути полка, его участии в битвах за освобождение Кубани, Крыма и Белоруссии, а также о подвигах отдельных лётчиц, включая Нину Данилову, уроженку села Генеральское.

Всё больше десятилетий отделяют живущих от той войны, которая принесла миру неисчислимое множество жертв… И всё сильнее тревога о том, что Память не всесильна, что выросло уже не одно поколение людей, знающих о Великой Отечественной лишь по рассказам стариков, по фильмам и книгам. Растёт количество «альтернативных» «источников», умаляющих Подвиг советских людей в той войне, «произведений», сдвигающих акцент с готовности самопожертвования во имя общего дела на отдельные случаи коллаборационизма. Обилие разнородной информации, не всегда высококачественной, к сожалению, снижает уровень патриотизма детей и подростков.

В связи с этим особую актуальность приобретает проблема преподнесения сведений о Великой Отечественной войне, о роли советских солдат и значении тыла. Несомненно, тема Великой Отечественной войны имеет большое значение для воспитания патриотизма, любви к своей Родине и родному краю. Во всех странах мира до настоящего времени не перестают изумляться героизму русских людей во время войны, и особенно самоотверженности женщин, воевавших в составе трех авиаполков, сформированных на Энгельсской земле легендарной Марины Расковой. «Ночные ведьмы» - так их называли враги, поражаясь их самоотверженности, готовности к самопожертвованию...

Цель данной работы состоит в изучении проблемы преподнесения информации подрастающему поколению о женских авиаполках, формировавшихся в городе Энгельсе, и участнице одного из них - нашей землячке, родом из села Генеральское, Даниловой Нине Алексеевне.

1. Начало легенды

Формирование женских авиаполков в нашей стране навсегда связано с именем Марины Михайловны Расковой. Эта красивая женщина стала легендой, кумиром того поколения… Она унаследовала талант отца – артиста оперы, ей прочили судьбу певицы, пианистки. Она училась в Московской консерватории, могла стать биологом или химиком. Но неожиданно для всех - и для себя самой тоже - стала штурманом.

Её девичья фамилия - Малинина, она родилась 28 марта 1912 г. в Москве. После рождения дочери Тани Марина Михайловна полтора года посвятила непосредственно её воспитанию, а потом пошла работать чертёжницей в Военно-воздушную академию и поняла, что её призвание - авиация. Через два года (к своим 20-ти) Марина Раскова прекрасно овладела не только теорией штурманского дела, но и выполняла в воздухе штурманские обязанности летчика-наблюдателя. Она выдержала экзамен на звание штурмана при Управлении гражданского воздушного флота, стала штурманом и преподавателем Военно-воздушной академии[1].

Прокладывалась новая воздушная трасса Одесса-Батуми, и Раскову назначили штурманом Черноморской экспедиции. Более двух месяцев продолжались полёты над морем, часто в сложных метеоусловиях. Без отрыва от основной работы Раскова окончила курс лётной подготовки при Центральном аэроклубе. С 1934 г. она участвовала в воздушных парадах над Красной площадью. За беспосадочный перелёт на гидросамолете МП-1 из Севастополя в Архангельск Марина Раскова вместе с Валентиной Гризодубовой и Верой Ломако были награждены орденом Ленина.

Известной во всем мире Марина Раскова стала в 1938 году, когда вместе с Полиной Осипенко и Валентиной Гризодубовой совершила беспосадочный перелёт из Москвы на Дальний Восток на двухмоторном самолете АНТ-37 «Родина». При вынужденной посадке в тайгу Марина Раскова выпрыгнула с парашютом и 10 суток провела в поисках самолета. За выполнение перелёта и проявленные при этом мужество и героизм 2 ноября 1938 г. М.М. Расковой было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина, а после учреждения знака особого отличия отважной лётчице была вручена медаль «Золотая Звезда» № 106. Впечатления от перелёта Марина Раскова описала в своей книге «Записки штурмана»[2].

В ходе этого перелёта был установлен женский мировой авиационный рекорд дальности полёта: за 26 часов и 29 минут было пройдено расстояние в 6450 километров. Все участницы перелета, установив женский международный рекорд дальности, получили звание Героя Советского Союза.

М.М. Раскова жила в Москве, работала в Красной Армии, а с началом Великой Отечественной войны приступила к организации первых авиационных полков. В мировой военной истории ещё не было подобного прецедента - за всю историю человечества не существовало цельных авиаподразделений, полностью укомплектованных женщинами…

2. Формирование женских авиаполков


В сентябре 1941 г. М.М. Раскова поставила перед собой задачу сформировать три женских полка. 8 октября во все районные военкоматы Москвы был передан призыв ЦК ВЛКСМ о добровольном наборе комсомолок в армию. Отсюда телефонограммы передавались в учебные заведения, на предприятия, в учреждения. Недостатка в желающих не было. Группами и в одиночку к зданию Центрального комитета ВЛКСМ в Москве, где работала мандатная комиссия по отбору девушек-добровольцев в авиачасть М.М. Расковой, шли девушки - пилоты гражданского флота, студентки МГУ, летчицы аэроклубов, молодые работницы московских фабрик, учреждений и оборонных предприятий, сотни и сотни человек. Выбирали наиболее подготовленных.

На учёбу женское формирование отправилось в Энгельсскую военную авиационную школу пилотов. Женской авиагруппе был присвоен условный номер 122[3]. Именно Энгельс стал исходной точкой на карте боевого пути женских авиаполков. Полгода упорной учёбы в Энгельсской военной авиационной школе пилотов позволили девушкам уверенно чувствовать себя даже в ночных полётах.

Курсантская жизнь была тяжёлой: десять уроков в день и два часа строевой подготовки, у штурманов дополнительно ещё час занятий «морзянкой». Спать приходилось всего по 5 часов в сутки, а нередко и ночью часть поднималась по учебной тревоге. Из классов - на аэродром, с аэродрома - на полигон, с полигона - опять в классы… За три месяца девушки освоили половину трёхгодичной программы обучения. А ещё успевали писать письма, вышивать, готовить концерты самодеятельности…

Примерно 450 человек в составе 122-й части были подготовлены к боевой работе, и 7 ноября 1941 г. личный состав принял военную присягу. 8 февраля 1942 г. майор Раскова объявила состав 588-го ночного бомбардировочного авиаполка: командир - Евдокия Давыдовна Бершанская, комиссар - Евдокия Яковлевна Рачкевич. Штурманом звена стала Раиса Ермолаевна Аронова, а штурманами полка - наши землячки Нина Данилова, Ольга Голубева. Так из женской авиачасти выделилась первая боевая единица. Затем были созданы ещё два полка: 586-й истребительный, командиром которого стала летчица ВВС Т.А. Казаринова, и 587-й полк скоростных бомбардировщиков, который возглавила М.М. Раскова. За ней же оставалось общее руководство по подготовке женских авиаполков.

586-й истребительный авиационный полк приступил к боевой деятельности первым из трёх авиаполков. К 9 декабря 1941 г. 25 пилотов сдали все экзамены по новейшей материальной части. Механики самолётов в суровую зиму 1941/1942 гг. прошли практику на авиазаводе и успешно обслуживали одноместный фронтовой истребитель ЯК-1. К концу января 1942 г. полк получил с Саратовского авиазавода 24 белых, как снег, самолёта ЯК-1 на лыжах. Самолёт весом 2895 кг имел максимальную скорость 580 км/час, был вооружен 20-миллиметровой пушкой и двумя синхронными пулеметами калибра 7,62 мм. Под крылом самолёта предусматривалась подвеска шести реактивных снарядов.

Лётчик-истребитель 586-го авиаполка Валерия Дмитриевна Хомякова в ночь на 24 сентября 1942 г. сбила в ночном бою над Саратовом вражеский бомбардировщик «Хейнкель 111». Это была первая победа женского авиаполка и первый случай ночного воздушного боя лётчицы. Всего лётчицы полка произвели 4419 боевых вылетов, участвовали в 125 воздушных боях, сбили 38 самолётов противника[4].

587-й полк комплектовался и проходил подготовку на одномоторном лёгком бомбардировщике Су-2, закончил подготовку в апреле 1942 года. В июне 1942 года полк приступил к освоению нового самолёта Пе-2, которое закончил 23 ноября 1942 г. и 1 декабря убыл на Северо-Западный фронт в состав 8-й ВА. Полк прошел боевой путь от Волги до берегов Балтийского моря. Начав войну как 587-й полк авиаполка пикирующих бомбардировщиков, формирование закончило её как 125-й Гвардейский бомбардировочный авиационный Борисовский орденов Суворова и Кутузова полк имени Героя Советского Союза Марины Расковой.

Участвуя в боях с врагом, несли потери и женские авиаполки. На смену погибшим в истребительный 586-й и бомбардировочный 587-й авиаполки приходили мужчины, и только 588-й полк ночных бомбардировщиков до самого конца войны оставался чисто женским.

Майор Раскова погибла 4 января 1943 г. в авиакатастрофе близ Саратова при перелёте в сложных метеоусловиях на Сталинградский фронт во главе третьей эскадрильи полка. Она похоронена в Москве, в Кремлёвской стене. Героиня награждена двумя орденами Ленина, орденом Отечественной войны 1 степени. Её имя носит Тамбовское высшее военное авиационное училище летчиков. Улицы Саратова и Энгельса носят имя Расковой. Возле школы № 93 в 1968 году был установлен памятник М.М. Расковой - 14-ти метровая стена, увенчанная двумя стальными фигурами соколов. Посередине обелиска находится скульптурный портрет М. Расковой и высечены слова из «Песни о Соколе» М. Горького: «О, смелый сокол! В боях с врагами истёк ты кровью…»

3. Их звали «ночными ласточками»


Под командованием опытной лётчицы Евдокии Бершанской 6 февраля 1942 г. был создан 588-й бомбардировочный авиационный полк, получивший в 1943 г. название 46-й гвардейский Таманский Краснознамённый ордена Суворова 3-й степени ночной бомбардировочный авиационный полк. В полку служили исключительно женщины - они занимали все должности - от авиационных механиков и авиационных техников до штурманов и пилотов, женским оставался и командный состав полка. Так, 46-м полком командовала Евдокия Бершанская, а заместителем командира по политической части была Мария Рунт (первым комиссаром полка была батальонный комиссар Евдокия Рачкевич). Штаб полка в разное время возглавляли Мария Фортус и Ирина Ракобольская. 

Евдокия Бершанская (1913-1982) была родом с Северного Кавказа, с территории Ставропольского края. Поступив в 1931 году в Батайскую авиационную школу, она в 1932-1939 гг. была авиаинструктором. В 1939 г. приняла командование авиазвеном 218-го авиационного отряда специального применения, базировавшегося в Краснодарском крае в станице Пашковской. Учитывая, что в 1941 году, несмотря на молодость (28 лет), у Бершанской за спиной был десятилетний авиационный стаж и, более того, опыт командования женским авиационным отрядом, сформированным в Батайской авиационной школе, именно ей Марина Раскова и высшее военно-воздушное командование доверили должность командира 588-го бомбардировочного авиационного полка, присвоив воинское звание капитана авиации. Войну Евдокия Давыдовна закончила в звании гвардии подполковника. 

Численность 588-го авиационного полка Бершанской («Дунькиного полка», как его в шутку называли в Красной Армии, намекая на полностью женский состав полка и оправдываясь именем командира) первоначально составляла 115 человек. В основном это были совсем молодые девушки - 17-22 лет, которые, тем не менее, очень хотели внести свой вклад в победу над гитлеровскими оккупантами. Среди них было много студенток - преимущественно, факультетов точных наук - физического, механико-математического, на штурманов отправляли девушек с географического факультета. Подразумевалось, что знания, полученные ими в гражданских вузах, облегчат усвоение военных предметов и останется лишь обучить будущих летчиц, штурманов, техников и механиков практическим предметам, связанным с управлением и обслуживанием самолетов. «Студентки из разных вузов Москвы были зачислены в штурманскую группу. Поселили нас в доме спорта и опять на двухэтажных кроватях. И началось упорное учение: классные занятия по 11 часов в день, включая морзянку и строевую подготовку, а по вечерам надо было готовиться к следующему дню. Дисциплина в части была очень жесткая» - вспоминает Ирина Ракобольская[5].

46-й авиаполк летал на лёгких ночных бомбардировщиках По-2. Девушки ласково называли свои машины «ласточками». Однако более известным стало их другое название – «Небесный тихоход».

До войны У-2 (позже его переименовали в По-2, по фамилии конструктора Поликарпова) был простейшим учебным самолетом. Его тактико-технические данные: скорость - 100 км/ч, «потолок» – 2 км, «броня» - фанера вперемежку с перкалью. На По-2 две открытых кабины: первая – для лётчика, вторая – для штурмана. Они очень тесны, эти кабинки, состоящие из зелёных матёрчатых стен, натянутых на деревянные палки. Перед глазами вмонтирована небольшая доска с закреплёнными на ней приборами. Чуть сверху над ними, впереди – туманно-жёлтый козырёк из плексигласа. Перед коленями торчит ручка управления. Управление двойное, то есть самолёт может вести как лётчик, так и штурман. Связь между лётчиком и штурманом самая примитивная: резиновый шланг, один конец которого оканчивается раструбом, а второй крепится к уху шлема другого члена экипажа. Связь двусторонняя, но не совсем надёжная[6].

Не было на нём ни радиостанции, ни полноценного навигационного оборудования для слепых полётов, ни бронеспинки, способной защитить пилота от вражеской пули[7].

Каждый вылет на По-2 был сопряжен с опасностями. Но ни вражеские истребители, ни зенитный огонь, встречавший «ласточек» на пути, не могли остановить их полёт к цели. Летать приходилось на высоте 400-500 метров. Как правило, полёт длился около часа. Самолёты вылетали по одному и шли на цель. Интервал между вылетами составлял 5-6 минут. Бывало, что в подбитых зенитным огнем противника самолётах девушки-лётчицы горели заживо на глазах у своих подруг, идущих за ними на ту же цель...

Количество бомбового груза менялось от 100 до 300 кг. В среднем девушки брали 150-200 кг. За ночь самолёт успевал сделать несколько вылетов, и суммарная бомбовая нагрузка была сравнима с нагрузкой большого бомбардировщика. До конца 1944 года лётчицы не брали с собой парашюты, предпочитая взять вместо них еще 20 кг бомб.

Наши маленькие По-2 не давали немцам покоя. В любую погоду они появлялись над вражескими позициями на малых высотах и, подойдя к цели с приглушённым мотором, бомбили их. Девушкам приходилось делать по 8-9 вылетов за ночь. Но бывали такие ночи, когда они получали задание: бомбить «по максимуму»[8]. Это означало, что вылетов должно быть столько, сколько возможно - и тогда их число доходило до 16-18 за одну ночь. Лётчиц буквально вынимали из кабин и несли на руках – они валились с ног. Мужество и отвагу наших лётчиц оценили и немцы: фашисты назвали их «ночные ведьмы», но это не обижало девушек, из уст врага им было даже лестно услышать такое сравнение[9]. Один пленный немецкий офицер на допросе жаловался, что «рус фанер» не дают им покоя по ночам и назвал наших лётчиц «ночными ведьмами», из-за которых они не могут выспаться. Недаром рейхсминистр Геринг издал приказ, согласно которому немецкий лётчик представлял к награждению Железным крестом за сбитый «рус фанер», и особенно за экипаж из полка «ночных ведьм»[10].

Это были опасные полёты в ночном небе, изрезанном клинками прожекторов, прошитом трассирующими снарядами. Это были риск и отвага, преодоление собственных слабостей и страха, непременная воля к победе.

Каждый полёт для них был по-своему труден, а потому и памятен. Но были среди них те, что помнятся особенно; такие, когда минуты стоят недель и месяцев жизни; полёты, после которых появляется первая седина…

27 мая 1942 г., сделав прощальный круг над Энгельсским гарнизоном, на Южный фронт улетел 588-й авиаполк. В июне 1942 г. он получил боевое крещение на Южном фронте, нанеся бомбовые удары по переправам через реки Миус, Северный Донец, Дон, по войскам противника, двигавшимся по дорогам Сальских степей, в пригородах Ставрополя. С августа по декабрь 1942 г. личный состав полка участвовал в обороне Владикавказа. Бомбы, сброшенные девушками, уничтожали скопления войск и техники противника в районах Моздок, Ищерская, Прохладная, Дигора. В январе 1943 г. полк вёл бои по уничтожению оборонительных линий противника на реке Терек и в наступательных операциях наземных войск в районе Ставрополя и долины реки Кубань. В феврале 1943 г. за активную и успешную боевую работу по освобождению Северного Кавказа полк был переименован из 588-го в 46-й гвардейский. В марте–сентябре 1943 г. личный состав полка участвовал в наступательных операциях по прорыву оборонительной линии противника «Голубая линия» на Таманском полуострове и в освобождении Новороссийска. За бои по освобождению Белоруссии полк был награжден орденом Суворова 3-й степени.
Таким образом, 588-й ночной бомбардировочный авиаполк стал 46-м Гвардейским бомбардировочным Таманским Краснознаменным ордена Суворова 3-й степени авиаполком. Весь личный состав полка награждён орденами и медалями. 23 лётчицы и штурмана полка удостоены высокого звания Героя Советского Союза. 22 раза полк получал благодарность в приказах Верховного Главнокомандования. 15 октября 1945 года полк был расформирован, личный состав демобилизован. За годы войны полк потерял 32 лётчицы. 24 пилотам и штурманам было присвоено звание Героя Советского Союза и Героя России, половине – посмертно...[11]
Спустя несколько месяцев после окончания войны полк был расформирован. Девушки вернулись к мирной жизни, многие из них продолжили прерванную учёбу. Но фронтовая дружба связывала девушек ещё многие годы. Ежегодно 2 мая и 8 ноября они встречались в сквере Большого театра в Москве.

В 2013 г. в почтенном 91-летнем возрасте ушла из жизни гвардии майор запаса Надежда Васильевна Попова - последняя из двадцати трёх «ночных ведьм», награждённых в годы войны Золотой Звездой Героя Советского Союза.
Некоторым же из «ночных ведьм» – «ночных ласточек», встретивших Победу, судьбой дарована длинная жизнь, они миновали 90-летние рубежи - в частности, начальник штаба 588-го, а в дальнейшем 46-го гвардейского авиаполка ночных бомбардировщиков подполковник в отставке Ирина Вячеславовна Ракобольская.


4. «Ночная ласточка» - наша землячка, родом из с. Генеральское


Одной из отважных лётчиц являлась Нина Алексеевна Данилова - наша землячка. Она родилась 25 марта 1920 г. в селе Генеральское Саратовской области в крестьянской семье. Росла без отца, с малолетства привыкла работать. Закончив семилетку, переехала в город Саратов, поступила учиться в физкультурный техникум и одновременно училась в Саратовском аэроклубе. Когда началась война, в октябре 1941 г. была зачислена штурманом звена в 588-й полк, созданный М.М. Расковой.

Н.А. Данилова прошла боевой путь от Волги до Германии. Была ранена. Участвовала в боях за освобождение Кубани, Крыма и Белоруссии, наносила бомбовые удары по военным объектам врага в Восточной Пруссии и Германии. Войну закончила в звании капитана.

Награждена орденами и медалями Советского Союза. На её счету 636 боевых вылетов. В музее Боевой Славы на Соколовой горе хранится её китель, в котором она летала, и планшет с картой, на которой имеются метки, сделанные Ниной Даниловой во время боевых заданий.

Нина Данилова прекрасно говорила по-немецки, хотя нигде специально не училась этому. Среди других «ночных ласточек» Нина выделялась своим щегольством. Подруги говорили о ней: «… всегда внимательна к своей внешности. У неё и сапоги начищены до зеркального блеска, и пуговицы отливают золотом, и волосы всегда замысловато причёсаны. Не лётчица, а артистка из ансамбля песни и пляски»[12].

Нина Алексеевна Данилова отлично играла на баяне. Инструмент подарили саратовские комсомольцы, когда полк улетал на фронт, и с тех пор везде - в наступлении и в обороне лётчица не разлучалась с баяном. Загрубевшими на войне пальцами она пробегала по белым кнопочкам, и девушки дружно пели.

После Победы Н.А. Данилова продолжала служить в Берлине, а 16 августа 1947 г. приехала на побывку домой, в одной из местных газет опубликована памятная фотография.

Выпускница Энгельсской школы лётчиков гвардии капитан Нина Алексеевна Данилова, сражавшаяся с фашистами в 46-м Гвардейском орденов Боевого Красного знамени и Суворова Таманского женского авиаполка ночных бомбардировщиков, скончалась в 1998 г., похоронена в Саратове.

В школьном музее истории села Генеральское есть композиция, рассказывающая о боевом пути легендарного женского авиаполка и о нашей знаменитой землячке. Подвиги девушек - отважных лётчиц навечно останутся в нашей памяти.

*  *  *

Представляется, что приведённые данные отражают важные аспекты героического прошлого нашей страны, методически верно акцентируют внимание обучающихся на таких чертах характера, как отвага, верность Родине, любовь к Отчизне, патриотизм. Важно, что представленные сведения являются доступными для понимания подростков, подчёркивают значение личностных черт в формировании характера и проявлении его силы.

Многие исторические события бледнеют перед великой эпопеей этой войны, перед героизмом и жертвенностью советских женщин, проявивших доблесть, выдержку при потере любимых и энтузиазм в борьбе с врагами с такой силой, каких никогда не наблюдалось в прошлом. Советские женщины в годы Великой Отечественной войны были равноправными защитниками своей Родины. Образ женщины в то время стал символом матери-Родины, воззвавшей на разгром вторгшихся в нашу страну фашистских полчищ.
Победа в Великой Отечественной войне – одно из самых знаменательных событий в истории СССР и современной России. Идёт восьмой десяток лет с момента капитуляции фашистской Германии, в живых остаётся все меньше людей, приближавших Победу. Передать о них сведения, донести до юных умов значение той Победы, сохранить память о Подвигах - очень значимые элементы воспитания и обучения. Необходимо помнить о людях, отдавших свои жизни за светлое будущее нашей страны. Бессмертен их подвиг. Память о героизме русских женщин должна жить вечно!

 


[1] Саратов – город прифронтовой / Сост. В.И. Вардугин. Саратов: Приволжское книжное издательство, 2001. С. 9.

[2] Раскова М.М. Записки штурмана. М.: Изд-во ДОСААФ СССР, 1976.

[3] Птицы в синей вышине / Автор-составитель. О.Т. Голубева-Терес. Саратов: ИЦ «Добродея», 2000. С. 15.

[4] Защитницы неба Отчизны // Коммунист. 1982. 11 мая. С. 2.

[5] Ракобольская И., Кравцова Н. Нас называли ночными ведьмами. Так воевал женский 46-й гвардейский полк ночных бомбардировщиков. М.: Изд-во МГУ, 2005. С. 21.

[6] Птицы в синей вышине… С. 92.

[7] Макеева В.С. Живым – проверка, погибшим – слава. Саратов: Научная книга, 2006. С. 68.

[8] Аронова Р.Е. «Ночные ведьмы». Саратов: Приволжское книжное издательство, 1983. С. 82.

[9] Аронова Р.Е. «Ночные ведьмы»… С. 95.

[10] Птицы в синей вышине… С. 93.

[11] Раскова Марина Михайловна // Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь: В 2 т. / Председ. ред. коллегии И.Н. Шкадов. М.: Воениздат, 1988. Т. 2. С. 345.

[12] Птицы в синей вышине… С. 160.

 

Список литературы

  1. Абрамов А.С. У Кремлёвской стены. М.: Политиздат, 1987
  2. Аронова Р.Е. «Ночные ведьмы». Саратов: Приволжское книжное издательство, 1983
  3. Боровикова Л. Ночные ведьмы // Чудеса и приключения. 2010. № 3. C. 22-23
  4. Веденеев В. Забытый дебют русских ласточек // Чудеса и приключения. 2005. № 10. C. 8-10
  5. Раскова Марина Михайловна // Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь: В 2 т. / Председ. ред. коллегии И.Н. Шкадов. М.: Воениздат, 1988. Т. 2. С. 345
  6. Девушка и самолёт: судьба военной летчицы-героини Марины Расковой // Культурология [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.kulturologia.ru/blogs/281013/19125/ (дата обращения к ресурсу 5.10.2016)
  7. Землянский Д. В строю отважных // Герои огненных лет: очерки о москвичах - Героях Советского Союза. Книга 6. М.: Моск. рабочий, 1983. С. 151-158
  8. Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь М.: Воениздат, 1988. Т. 2
  9. Горбач В., Полунина Е., Хазанов Д. Женские лица воздушной войны // Авиамастер. 2000. №3. С. 6-7
  10. Голубева-Терес О.Т. Из лабиринта памяти: Документальные повести. Саратов: Региональное Приволжское издательство «Детская книга», 1997
  11. Защитницы неба Отчизны // Коммунист. 1982. 11 мая. С. 2
  12. Зонова О.И. Небесный штурман: урок памяти, посвященной летчице, Герою Советского Союза М.М. Расковой // Читаем, учимся, играем. 2008. № 10. С. 50-59
  13. Казаринова М. Любимый командир // Героини: очерки о женщинах - Героях Советского Союза / Ред.-сост. Л.Ф. Торопов; предисл. Е. Кононенко. Вып. 2. М.: Политиздат, 1969
  14. Казаринова М. Летчица из легенды // Крылья Родины: сб. статей. М.: ДОСААФ СССР, 1983. С. 128-131
  15. Калашников Б. Драма «Родины» // Знание - сила. 2008. № 10. С. 92-99
  16. Киселева А. Яркой звездой прочертив небосклон... // Военные знания. 2012. № 3. С. 7-9
  17. Макеева В.С. Живым – проверка, погибшим – слава. Саратов: Научная книга, 2006
  18. Маркова Г.И. Взлёт: о Герое Советского Союза М.М. Расковой. М.: Политиздат, 1986
  19. Попова А., Богдашова М. Мужество и нежность [о Марине Михайловне Расковой] // Юный краевед. 2010. № 6. С. 27-31
  20. Прямицын В.Н. Расследование катастрофы с самолётом майора М.М. Расковой // Военно-исторический журнал [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.kulturologia.ru/blogs/281013/19125/ (дата обращения к ресурсу 07.10.2016)
  21. Птицы в синей вышине / Автор-составитель О.Т. Голубева-Терес. Саратов: ИЦ «Добродея», 2000
  22. Ракобольская И., Кравцова Н. Нас называли ночными ведьмами. Так воевал женский 46-й гвардейский полк ночных бомбардировщиков. М.: Изд-во МГУ, 2005
  23. Раскова М. До берегов Амура // Поэма о крыльях: сборник статей. М.: Современник. 1988. С. 213-220
  24. Раскова М.М. Записки штурмана. М.: Изд-во ДОСААФ СССР, 1976
  25. Раскова Марина Михайловна // Герои страны [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=653 (дата обращения к ресурсу 05.10.2016)
  26. Саратов – город прифронтовой / Сост. В.И. Вардугин. Саратов: Приволжское книжное издательство, 2001
  27. Тимонин Н.Н. Подвиги во имя Отечества бессмертны. Саратов: Приволжское книжное издательство, 2006
  28. Российский государственный военный архив (РГВА). Ф. 4. Оп. 11. Д. 62. Л. 356; Д. 67. Л. 9-14; Д. 69. Л. 481
  29. Центральный архив Министерства обороны РФ (ЦАМО РФ). Ф. 35. Оп. 11264. Д. 25. Л. 11; Д. 55. Л. 11-14
  30. Асфатуллин С.Г. Развенчание мифов о Великой Победе // Военно-исторический журнал. 2014. № 5. С. 7-11
  31. Васильев Н.М. Великая Отечественная война под пером фальсификаторов // Осторожно, история: Сборник РУСО. М., 2011. С. 192-201
  32. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. М., 2003
  33. Казаков А.В. Фальсификация истории и итогов Великой Отечественной войны как направление деструктивного воздействия на сознание современной российской молодежи // Власть. 2015. № 5. С. 8-13
  34. Кирьянова Е.А. Теория и методика обучения истории. Практикум. Рязань, 2000
  35. Мельситов В.В., Сергиенко Н.Л. Против лжи и инсинуаций о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. // Научный журнал КубГАУ. 2016. № 118(04). С. 1-11
  36. Мирошниченко К.И. Проблема фальсификации истории Великой Отечественной войны // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/60279 (дата обращения к ресурсу 11.10.2016)
  37. Никифоров Ю.А. «Переосмысление» истории Великой отечественной войны: фальсификация или просто другое мнение? // Гуманитарные науки. 2011. № 1. С. 178-196
  38. Никулина Н.Ю. Методика преподавания истории в средней школе: Учебное пособие. Калининград, 2000
  39. Огнев А.В. Правда против лжи. О Великой Отечественной войне // Электронная библиотека [Электронный ресурс] Режим доступа: http://fanread.ru/book/7654602/ (дата обращения к ресурсу 7.10.2016)
  40. Питерский Л.П. Они сражались за Родину // Родина. 2005. № 4. С. 10-14
  41. Симонов К.В. Проблемы преподавания темы «Великая Отечественная война советского народа» в курсе отечественной истории // Всероссийский фестиваль педагогического творчества [Электронный ресурс] Режим доступа: https://educontest.net/ru/30232/ (дата обращения к ресурсу 10.10.2016)
  42. Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории: В 2 ч. М., 2002
  43. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. М., 2000
  44. Тимонин Н.Н. Подвиги во имя Отечества бессмертны. Саратов, 2006
  45. Спинул С. Фальсификация истории: примеры. Противодействие фальсификации истории // Жизнь. Экономика. Наука [Электронный ресурс] Режим доступа: http://fb.ru/article/ 229961/falsifikatsiya-istorii-primeryi-protivodeystvie-falsifikatsii-istorii (дата обращения к ре-сурсу 10.10.2016)
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее