Проблема защиты человека от опасностей в различных условиях его обитания возникла одновременно с появлением на Земле наших далеких предков. Еще на заре человечества людям угрожали опасные природные явления, представители биологического мира. С течением времени стали появляться опасности, творцом которых стал сам человек.
Высокое индустриальное развитие современного общества, опасные природные явления и стихийные бедствия и, как следствие, негативные явления, связанные с аварийностью производства, ростом числа крупных промышленных аварий с тяжелыми последствиями, изменение экологической обстановки в результате экономической деятельности человека, военные конфликты различного масштаба продолжают наносить огромный ущерб всем странам планеты, а события возникающие под воздействием подобных явлений и их последствий, часто характеризуются как чрезвычайные ситуации.
Чрезвычайная ситуация (ЧС) – опасное природное явление, катастрофа, стихийное или иное бедствие, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий человеческой жизнедеятельности.
Бурный научно-технический прогресс способствует не только повышению производительности труда, улучшению условий труда, росту интеллектуального потенциала и материального благосостояния общества, но и приводит к возрастанию риска аварий больших технических систем. Это обуславливается ростом мощностей агрегатов, увеличением их числа и сложности, территориальной концентрацией. Кроме того, многие возникающие экономические, духовные, этнические религиозные и другие угрозы обуславливают возникновение вооруженных конфликтов и боестолкновений.
Современный мир динамично меняется. Люди постоянно сталкиваются с какими-то проблемами, в последнее время они становятся заметнее, а реагирование на них требует оперативного принятия решений. Стираются границы угроз мирного и военного характера. Происходит глобальное изменение климата, которое уже сейчас становится причиной крупномасштабных аварий и катастроф.
Кроме того, пандемия новой коронавирусной инфекции выявила слабые места и заставила практически мгновенно перестраивать отношения во всех сферах – от производства средств индивидуальной защиты до осуществления крупномасштабных защитных мер.
На схеме № 1 представлены данные о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, имевшие место на территории Российской Федерации в 2017-2021 годах, которые свидетельствуют о тенденции роста количества таких чрезвычайных ситуаций [1].
Схема № 1 – данные о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, имевшие место на территории Российской Федерации в 2017-2021 годах
Год |
Количество чрезвычайных ситуаций |
Пострадало людей |
Погибло людей |
||
Всего |
Техногенного характера |
Природного характера |
|||
2017 |
256 |
176 |
42 |
36 299 |
540 |
2018 |
266 |
190 |
44 |
57 475 |
717 |
2019 |
266 |
202 |
49 |
120 906 |
532 |
2020 |
331 |
167 |
104 |
6 257 |
326 |
2021 |
386 |
190 |
110 |
49 698 |
529 |
Эти факторы диктуют острую необходимость активного поиска новых способов защиты населения и территорий, совершенствования организационной структуры, адаптации отработанных технологий, сокращения времени развертывания и реагирования оперативных служб.
В Концепции национальной безопасности Российской Федерации подчеркивается, что «увеличение количества и расширение масштабов чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, влекущих значительные потери, нередко сопоставимые с потерями в вооруженных конфликтах, делают крайне актуальной проблему обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в природно-техногенной и экологической сферах» [2].
Россия имеет большое разнообразие геологических, климатических и ландшафтных условий. Она подвержена воздействию более 30 видов опасных природных явлений. Наиболее разрушительными из них являются наводнения, подтопления, эрозия, землетрясения, оползни, сели, карсты, суффозии, горные удары, снежные лавины, ураганы, штормовые ветры, смерчи, сильные заморозки, различные мерзлотные явления.
К другим опасностям геологического происхождения относятся оползни, обвалы, сели, абразия, переработка берегов водохранилищ, мерзлотные процессы. Возможность поражения оползнями и селевыми потоками территорий отдельных районов Северного Кавказа, Поволжья, Забайкалья и Сахалина достигает 70-80 % от их общей площади. Суммарный ежегодный ущерб от них составляет десятки миллиардов рублей.
Из атмосферных процессов наиболее разорительными и опасными являются шквалы, ураганы, тайфуны, град, смерчи, сильные ливни, грозы, метели и снегопады, от которых часто страдают районы Дальнего Востока, Сибири и европейской части России.
Защищенность людей и материальной сферы от грозных явлений и процессов природы не повышается. Ежегодный прирост числа погибших от природных катастроф в мире составляет 4,3 %, пострадавших - 8,6 %, а величины материального ущерба - 10,4 %.
Опасность техносферы для населения и окружающей среды обусловлена наличием в промышленности, энергетике и коммунальном хозяйстве большого количества радиационно-, химически-, биологически-, пожаро- и взрывоопасных технологий и производств. Только в России таких производств насчитывается около 45 тыс. Возможность возникновения аварий на них в настоящее время усугубляется падением производственной и технологической дисциплины, высокой степенью износа основных производственных фондов, невыполнением необходимых ремонтных и профилактических работ.
За последние годы в мире произошли существенные изменения в геополитической обстановке. По мнению ведущих специалистов – одной из важных особенностей вооруженной борьбы сейчас и будет в будущем является то, что в ходе войны и военных конфликтов под ударами окажутся не только военные объекты и войска, но также объекты экономики и гражданское население. Вооруженные силы XXI века, по мнению зарубежных военных теоретиков, должны использоваться не столько для ведения традиционных военных действий, сколько для того, чтобы лишить противника возможности сопротивления за счет поражения его наиболее важных объектов экономики и инфраструктуры. Это может достигаться широким использованием сил, предназначенных для проведения специальных операций, ударами крылатых ракет воздушного и морского базирования, а также массированным использованием средств радиоэлектронной борьбы. По мнению экспертов, военные действия приобретут значительно больший пространственный размах и станут более скоротечными, однако это не будет означать обязательного сокращения общей продолжительности боевых действий.
При возникновении локальных вооруженных конфликтов и развертывании широкомасштабных войн источниками чрезвычайных ситуаций военного характера будут являться опасности, возникающие при ведении военных действий или вследствие этих действий. Опасности военного времени имеют характерные, присущие только им особенности:
- они планируются, готовятся и проводятся людьми, поэтому имеют более сложный характер, чем природные и техногенные;
- средства поражения применяются тоже людьми, поэтому в реализации этих опасностей меньше стихийного и случайного, оружие применяется, как правило, в самый неподходящий момент для жертвы агрессии и в самом уязвимом для нее месте;
- развитие средств нападения всегда опережает развитие адекватных средств защиты от их воздействия, поэтому в течение какого-то промежутка времени они имеют превосходство [3].
Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусматривает создание Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации, которая включает в себя пять уровней: федеральный, региональный (охватывает несколько субъектов Российской Федерации), территориальный (субъект Российской Федерации), местный и объектовый. На каждом из этих уровней действуют: координирующие органы (межведомственные комиссии), постоянно действующие органы (МЧС и его территориальные органы), органы повседневного контроля (дежурно-диспетчерские службы), силы и средства (специальные аварийно-спасательные формирования), резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
В зависимости от вида чрезвычайной ситуации в действие приводится тот или иной уровень системы. Поэтому, при возникновении чрезвычайной ситуации главным является не вопрос признания пострадавшей территории зоной чрезвычайной ситуации, а вопрос определения границ зоны чрезвычайной ситуации. Границы зоны ЧС определяются назначенным в соответствии с законодательством руководителем работ по ликвидации чрезвычайной ситуации на основе классификации, утвержденной Правительством Российской Федерации, по согласованию с исполнительными органами субъектов РФ и органов местного самоуправления[6].
Цель и основная задача деятельности, связанной с чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера – ликвидация таких ситуаций. Ликвидация чрезвычайных ситуаций включает аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов. Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.
Предпосылкой минимизации неблагоприятных последствий чрезвычайных ситуаций является:
мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций;
рациональное размещение производительных сил и поселений на территории страны с учетом природной и техногенной безопасности;
предотвращение в возможных пределах некоторых неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов путем систематического снижения накапливающегося разрушительного потенциала;
предотвращение аварий и техногенных катастроф путем повышения технологической безопасности производственных процессов и эксплуатационной надежности оборудования;
разработка и осуществление инженерно-технических мероприятий, направленных на предотвращение возникновения источников чрезвычайных ситуаций, смягчение их последствий, защиту населения и материальных средств;
обучение производственного персонала и повышение технологической и трудовой дисциплины;
подготовка объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения к работе в условиях чрезвычайных ситуаций;
декларирование промышленной безопасности;
лицензирование деятельности опасных производственных объектов;
проведение государственной экспертизы в области предупреждения чрезвычайных ситуаций;
государственный надзор и контроль по вопросам природной и техногенной безопасности;
страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта;
информирование населения о потенциальных природных и техногенных угрозах на территории проживания;
подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
Подводя итог можно сказать, что изучение всех аспектов безопасности, а также способов предотвращения, локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций всех типов невозможно без совершенствования работы по повышению культуры безопасности жизнедеятельности всего населения страны, особенно у детей и молодежи, а также без совершенствования других научно-методологических подходов. Также следует отметить необходимость комплексного подхода в поиске оптимальных решений, что невозможно без тщательного анализа несовпадающих для различных субъектов природных условий, экономических, социальных интересов. Следует также выделить сложный и противоречивый характер взаимодействия безопасности с другими социальными ценностями, необходимость нахождения в каждом конкретном случае баланса интересов между целями безопасности и другими социальными приоритетами.
Осуществление контроля над безопасностью необходимо не только для предотвращения чрезвычайных ситуаций, но и для управления ими. Наряду с общими принципами экологической политики и особенностями обеспечения безопасности в условиях чрезвычайной ситуации необходимо исследование границ применения экономических методов управления природопользованием и особенностей использования социально-экономических критериев обоснования требований безопасности к хозяйственным решениям.
Таким образом, проблема обеспечения безопасности в условиях чрезвычайной ситуации должна рассматриваться единой, целостной, а механизмы ее обеспечения – совместно с механизмами обеспечения рационального природопользования и эффективной охраны окружающей природной среды.
Список литературы
- Государственный доклад «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2021 году» / - М.: МЧС России. ФГБВОУ ВО «АГЗ МЧС России», 2022, 264 с. (дата обращения 04.10.2022);
- О концепции национальной безопасности Российской Федерации. Указ Президента РФ от 10 января 2000 г. №24/ Российская газета. 2000. 18 января (дата обращения 05.10.2022);
- https://studwood.net/1899526/bzhd/osnovnye_napravleniya_gosudarstvennoy_politiki_oblasti_zaschity_naseleniya_territoriy_chrezvychaynyh_situatsiy (дата обращения 04.10.2022);
- Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // «Собрание законодательства РФ», 26.12.1994, № 35, ст. 3648, с учетом редакции от 11.06.2021 № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» // официальный интренет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru/, 11.06.2021, «Собрание законодательства РФ», 14.06.2021 № 24 (Часть I), ст. 4188, «Российская газета», № 133, 18.06.2021;
- Основы формирования и реализации государственной политики в области снижения рисков чрезвычайных ситуаций. Воробьев Ю.Л. —М., 2000, https://fireman.club/inseklodepia/gospolitika-v-oblasti-zashhityi-naseleniya-i-territoriy-ot-chs/;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 года № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (ред. от 20.12.2019)// "Российская газета", N 111, 26.05.2007, "Собрание законодательства РФ", 28.05.2007, N 22, ст. 2640.; Изменения, внесенные Постановлением Правительства РФ от 20.12.2019 N 1743, вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования (опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 24.12.2019);
- Асанова, Н. А. Обеспечение безопасности населения и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций: новый вид хозяйственной деятельности / Н. А. Асанова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы экономики и управления : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.). — Т. 1. — Москва: РИОР, 2011. — С. 46-51. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/9/352/ (дата обращения: 05.10.2022).