В последнее время растущее внимание исследователей, экспертов, политиков привлекает вопрос формирования патриотических чувств среди российской молодежи. Молодежь является носителем перспектив в их исходном состоянии. От того, насколько удачно пройдет первичная и вторичная социализация, насколько четко будут сформированы взгляды молодежи не только относительно своего будущего, но и будущего своей страны, зависит современная жизнь и завтрашний день нашего Отечества.
В условиях реформ, в России на первый план выходит формирование новых социальных институтов и коренное преобразование старых. Однако, для подобных преобразований нужна опора, заключающаяся, прежде всего, в настроениях общества. Если вспомнить советское прошлое, то во многом именно благодаря сильным эмоционально-чувственным порывам была восстановлена страна после Великой Отечественной войны. Мышление, основанное на советской идеологии, осознание себя как части огромной страны, патриотический подъем, связанный с победой в войне, позволили посредством пятилеток поднять страну на новый уровень развития.
Большинство молодых россиян признают важность подвигов своих предков, друзей, родных, товарищей и даже гипотетически готовы их повторить. Так, отдавая долг мужеству, героизму и патриотизму участников Великой Отечественной, что является свидетельством присутствия чувства гражданского долга у студенческой молодежи.
Сегодня молодежь становится свидетелем многочисленных изменений в стране и обществе. Ее отношение к этим изменениям, к России, ее месту в мире обусловлено не только эффективностью реформ, но и духовными ценностями, которые заложены в период первичной социализации. Настроения свидетельствуют, что современная российская молодежь имеет существенный запас «патриотической прочности».
Именно здесь героизм – есть не что иное, как преодоление самого себя. Он может быть громким или скромным, отчаянным или последовательным, продолжающимся определенное время или сгорающим в одно мгновение. В любом случае он чист и бескорыстен, поскольку человек становится героем, когда защищает свою Родину.
Чтобы более эмоционально и точно донести до современного человека, те мысли, переживания и идеи, что овладевали поэтами во времена военных лет, как нельзя кстати придётся сопровождение поэтических строк иллюстрациями на заданную тему. Ведь изображение способно наиболее точно передать ту эмоциональную составляющую, что сможет оказать необходимое влияние на художественное воспитание, именно иллюстрация с её тематической характерностью и уровнем эмоционального воздействия на читателя.
В ходе работы с литературой военных лет стоит отметить, что литературные произведения, изучаемые в образовательных учреждениях по программам нового стандарта высшего образования, отражают лишь малую часть культурного достояния народа. Но именно они формируют нравственный стержень личности [1].
В этой связи все более актуальным становится вопрос о молодежной политике в области патриотического воспитания, нынешний уровень которой явно не отвечает задачам формирования настроений патриотизма. Необходимо разрабатывать, развивать и поддерживать программы, направленные на введение молодежи в историко-культурное пространство страны, акцентируя внимание на важности и необходимости подобных знаний для любого гражданина, формируя четкую осознанную гражданскую позицию молодежи. И, конечно, России важно достигнуть такого уровня и качества жизни, чтобы проживание здесь было приоритетной ценностью. Человек, осознающий, что корни его неразрывно связаны именно с этой страной, и что здесь он может жить достойно и благополучно, является самым надежным носителем гражданского самосознания и истинным патриотом своей страны.
Список литературы
- Шамбанович, М.В., Роль уроков литературы в формировании патриотических чувств и гражданского сознания обучающихся. – (дата обращения 13.03.2023 г.).