17 февраля отмечают свой профессиональный праздник представители Службы горючего Вооружённых сил Российской Федерации.
Официально эта служба является составной частью Тыла ВС России, однако в истории существует немало примеров того, когда военнослужащие Службы горючего выполняли поставленные перед ними задачи фактически во фронтовых условиях. Роль Службы горючего и в современной армии сложно переоценить.
Развитие службы горючего можно условно разделить на четыре этапа:
- Первый - с момента возникновения до начала ВОВ.
- Второй - с 1941 по 1945 г. Этот этап характеризуется становлением службы и развитием ее с учетом изменения стратегии и тактики вооруженной борьбы в ходе войны.
- Третий - после окончания войны до начала 60-ых годов. Он характеризуется дальнейшим развитием службы, улучшением технической оснащенности и организационно-штатной структуры.
- Четвертый - с момента появления ракетно-ядерного оружия до настоящего времени служба горючего освоила качественно новый вид горючего - ракетное топливо.
Точкой отсчёта в истории Службы горючего (СГ ВС) стал 1936 года.
87 лет назад по приказу тогдашнего главы Народного комиссариата обороны Климента Ворошилова создаётся Управление по снабжению горючим РККА (впоследствии Служба горючего Вооружённых сил СССР). История сохранила имя первого руководителя СГ ВС. Этим человеком стал Николай Николаевич Мовчин (1896-1938). Ещё до официального создания Службы горючего Николай Мовчин стал одним из инициаторов формирования прообраза структуры. Речь идёт об Управлении снабжения горючим Рабоче-крестьянской Красной Армии.
Николай Николаевич Мовчин - военный специалист, известный ещё и своими работами по истории Красной Армии, а также созданием мобилизационной стратегии.
В 1935 году он получил звание полковника, которое, к сожалению, стало последним в его военной карьере. Дело в том, что примерно через 1,5 года после его назначения на пост главы Управления по снабжению горючим РККА полковник Мовчин был арестован и впоследствии расстрелян по приговору суда (так называемое «дело Тухачевского»). Реабилитировали Николая Николаевича посмертно - в августе 1956 года.
Пожалуй, наибольший вклад в дело развития СГ в советское время внёс человек, которого по праву называют патриархом Службы горючего. Это Василий Васильевич Никитин, который стоял у руля СГ ВС СССР около трёх десятилетий. Именно при генерале Никитине Служба горючего прошла, как сейчас модно говорить, через основные этапы структурного реформирования. Принял Василий Васильевич СГ в состоянии, которое можно было охарактеризовать, как в своё время написала газета КРАСНАЯ ЗВЕЗДА, получай - выдавай. За время же руководящей работы Василия Никитина СГ ВС СССР существенно расширилась, приобретя дополнительный функционал. Служба превратилась в полномасштабный сегмент боевого обеспечения, так как растущая численность и мощь армии ставили перед службами тыла новые и новые задачи, решения которых были отнюдь не простыми. Во время Великой Отечественной войны Василий Никитин входил в состав оперативной группы Управления службы горючего. Спустя некоторое время он возглавил отдел Службы, и на его плечи легли обязанности по своевременному обеспечению горючим армий и дивизий. Военнослужащие, входившие в подразделения Службы горючего, нередко совершали настоящие подвиги, транспортируя топливо для военной техники прямо на передовую...
По сути, солдаты Службы горючего во время войны - это герои, которые оставались в тени славы лётчиков, танкистов, десантников, моряков, однако это никак не умаляет их вклада в общую героическую победу, добытую титаническим трудом и беспримерным мужеством. Понимали роль бойцов службы горючего и на фронте.
Своевременная доставка топлива часто решала исход того или иного локального противостояния, которые в свою очередь собирались в общую картину разгрома гитлеровской армии.
Служба горючего при Василии Никитине превратилась ещё и в сегмент организации научной работы по совершенствованию характеристик топлива. В первую очередь речь идёт об изменении формулы реактивного топлива. В такой научной работе самое непосредственное участие принял сам генерал Никитин.
Одной из ярких страниц в истории службы горючего стала ее работа по обеспечению горючим ограниченного контингента советских войск в Афганистане. За 9 лет и 2 месяца на территорию Афганистана из СССР было поставлено 6,8 миллиона тонн горючего, в том числе, по полевым магистральным трубопроводам 5,4 миллиона тонн (около 80%) и 1,4 миллиона тонн автомобильным, речным и воздушным транспортами. Кроме этого, воздушным транспортом было доставлено 10 тысяч тонн ракетного топлива. Военную службу в Афганистане прошли более 6 тысяч специалистов службы горючего.
Василий Никитин стал одним из разработчиков системы транспортирования горючего для военных целей с помощью трубопроводов. Именно Никитин в своё время предложил решить проблемы, связанные с доставкой топлива советским войскам в Афганистан, с помощью монтажа трубопровода. Совместными усилиями военнослужащих Службы горючего и Трубопроводных войск трубопровод в Афганистане начал функционировать, обеспечив поставки топлива для войск. Общая протяжённость двух направлений трубопровода в Афганистане составила более 1200 км. Через этот инфраструктурный объект было перекачано 5,4 млн. тонн горючего - около 80% от всего объёма поставок. В том числе и за эти заслуги Василий Никитин был объявлен Лауреатом Государственной премии, став и для новых поколений военнослужащих настоящим образцом служению делу, с которым связал свою судьбу.
Служба горючего показала высокую готовность к выполнению задач при обеспечении подачи воды для ликвидации пожаров 1972 года, которые по своим размерам и последствиям могли привести к национальной катастрофе, при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году, при обеспечении подачи питьевой воды в разрушенные землетрясением 1989 года города Армении.
После 1991 года служба решала задачи обеспечения Вооруженных Сил, одновременно с этим она успела организационно реформироваться, определить предназначение и новую дислокацию своих соединений, частей и учреждений, произвести полный учет имеющихся горючего, жидкого ракетного топлива, технических средств, уточнить необходимый уровень их запасов в соответствии с принятием основных положений военной доктрины Российской Федерации и новыми задачами Вооруженных Сил.
Одним из важных периодов службы в это время было обеспечение горючим войск в вооруженном конфликте на территории Чечни. Процесс заправки техники горючим на протяжении всей операции носил очень сложный характер независимо от способа заправки, так как он постоянно находился под угрозой огневого воздействия боевиков. Поэтому в первую очередь предпринимались попытки повысить ее организованность и скорость, а также усилить маскировку.
Опыт боевых действий в Чеченской республике показал необходимость приведения штатов частей и подразделений службы горючего мирного времени в соответствие со штатами обеспечиваемых боевых соединений и частей, а также необходимость качественного роста уровня подготовки специалистов службы всех степеней и в первую очередь — младших специалистов.
Сегодня Служба горючего решает задачи по хранению, транспортировке топлива по суше, морю и воздуху. Специалисты СГ ВС РФ выполняют заправочные работы, обслуживая сотни складов, автоматизированных пунктов выдачи топлива, заправочных пунктов и баз различного подчинения.
Служба горючего постоянно совершенствует свою боевую готовность. Войны службы успешно овладевают новой техникой, повышают полевую выучку и профессиональное мастерство.
Боеготовность службы горючего во всех условиях должна соответствовать боеготовности войск. Этот принцип требует постоянного совершенствования организационно-штатной структуры службы и системы обеспечения войск, создание соответствующих запасов горючего, повышение технической вооруженности частей и учреждений службы и их способности к приведению в различные степени боевой готовности, обеспечение их живучести в боевой обстановке, создание надежной системы технического обеспечения службы и контроля качества горючего.
Достижения в современной науке и практики позволили успешно решить многие задачи по обеспечению горючим ВС. В первую очередь, это касается создания новых видов и сортов горючего, смазочных материалов и специальных жидкостей, в том числе и из перспективных нефтей. Разработаны рекомендации по совершенствованию способов хранения, контроля и восстановления качества горючего, что является важным условием боеготовности ВС.
Войска располагают новыми эффективными автомобильными средствами заправки и транспортирования горючего, перекачивающими станциями, мотонасосными установками и другими средствами механизации работ.
Современные автомобильные средства заправки позволяют производить заправку самолетов горючим с производительностью несколько тыс. литров в минуту, а наземной техники - несколько сотен литров в минуту.
Развитие этих средств идет по пути дальнейшего повышения их грузоподъемности и проходимости, производительности перекачки, улучшения фильтрации выдаваемого горючего. Внедряется система широкого применения модульного обеспечения. Все это в значительной степени повышает боеготовность войск.
На службу горючего как в мирное, так и военное время возлагается решение ряда задач, из которых основными являются следующие:
- обеспечение войск и сил флота ракетным топливом, горючим, смазочными материалами, специальными жидкостями и техническими средствами для работы с ними;
- накопление, размещение, организация хранения запасов горючего и технических средств, а также осуществление мероприятий по их рассредоточению и укрытию.
Служба горючего разрабатывает нормы содержания запасов горючего и технических средств, предложения по организационно-штатным вопросам службы, табели технических средств к штатам соединений и воинских частей, заявки и планы заказов горючего и технических средств осуществляет размещение заказов и промышленности, обеспечение реализации фондов, планов выпуска и поставки.
Службой горючего осуществляется приемка горючего и технических средств на предприятиях промышленности, обеспечиваются контроль качества и правильное применение горючего, разрабатываются мероприятия по экономному и рациональному расходованию горючего.
Служба горючего принимает участие в разработке норм расхода горючего на военной технике, предельных норм потерь горючего при его приеме, хранении, выдаче и транспортировании, а также амортизационных сроков службы технических средств.
Служба горючего организует и ведет военно-научную работу, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, разрабатывает положения, наставления и руководства по вопросам организации работы органов управления службы и подчиненных им соединений, частей, учреждений и предприятий, организует подготовку кадров, а также выполняет ряд задач, связанных с финансированием, контрольно-ревизионной работой, учетом и отчетностью по службе горючего.
Важным итогом последних лет является то обстоятельство, что службе удалось сохранить свой потенциал и возможности. Главным направлением развития службы на современном этапе является оптимизация ее структуры, состава и функциональных возможностей, которые должны соответствовать изменению боевого состава и задач войск (сил), надежно обеспечивать необходимый уровень их боевой и мобилизационной готовности.
Список литературы
- «Служба горючего Вооружённых Сил Российской Федерации. История создания и развития.» Изд. 2-е, испр. и доп. Том 2.
- «ФАУ «25 ГосНИИ химмотологии Минобороны России», 2022.» 688 с. УДК 355.41 ББК 68.8 «Информационный сборник Тыла ВС РФ» - 2002 - № 125.
- «Обеспечение ракетным топливом и горючим воинских частей (соединений) в мирное время.» Учебное пособие. Ульяновск: УФ ВАТТ, 2004