В последние десятилетия проблема психологического здоровья и благополучия все чаще становится предметом соответствующих исследований. Это происходит из-за острой необходимости психологической науки и практики в идентификации вещей, которые составляют основу внутреннего баланса личности, ее психологического здоровья, его компонентов, лежащих в его основе эмоциональных и оценочных отношений, его роли в регуляции поведение, способы оказания личности помощи в решении проблемы благополучия.
Психологическое здоровье – это важный структурный элемент психологического состояния человека, определяющего его поведение и восприятие окружающей среды [6]. Понятие психологического здоровья имеет множество трактовок в психологической литературе в зависимости от набора факторов, которые закладываются в его структурные элементы, однако обобщающим определением следует считать следующее: междисциплинарная область, которая объединяет разные области психологии (например, социальную, клиническую и психологию развития), а также другие дисциплины (например, иммунологию, общественное здоровье, медицину), позволяющую оценивать влияние биологический и физический факторы расстройств человека в окружающей среде [4, c. 37-39]. Все это обосновывает важность данного объекта в аспекте различных видов профессиональной деятельности человека, в том числе для военных.
Основными группами влияния на психологическое здоровье следует считать следующие: биологические, психологические и социальные. Каждая группа факторов определяет особенности развития и влияния на поведение человека, что и делает данное понятие междисциплинарным в современной науке. В аспекте военной службы данная область является актуальной и востребованной в силу специальных условий труда и социализации, которые связаны с высоким риском стресса, утомления и профессионального кризиса [3].
В рамках военной службы, прежде всего, психологическое здоровье связано с особенностями дисциплины и принятия управленческих решений, то есть среды пребывания военнослужащих и их семей, структуры общественного бытия и т.д., отчего своевременная диагностика и помощь являются факторами благоприятного воздействия и коррекции. В качестве наиболее распространенных причин нарушения психологического здоровья военнослужащих возможно отметить следующие: карьерный рост, связанный с высоким количеством требований и конкуренцией, качество жизни, порой связанное с отсутствие стабильности в местоположении (постоянная служба) и неопределенности по ряду рабочих вопросов (плавающие отгулы), высокие физические нагрузки и транслируемая модель поведения, основанная на подчинении и т.д. [6] Именно особенность и динамичность среды функционирования человека при военной службе определяет особую потребность в профилактике его психологического здоровья и предупреждения профессионального кризиса.
Отсутствие профилактики в данной проблеме могут привести к хроническим и долгосрочным явлениям, которые будут оказывать влияние не только на психологическое состояние человека, но и на его психический аспект, далее распространяя на все функции и аспекты его жизнедеятельности. Связи с этим своевременное вмешательство или непрерывная профилактика стрессовых ситуаций являются обязательным требованиям допуска военнослужащего к любому виду профессиональной деятельности. Анализ специальной литературы позволяет выявить два основных направления работы: по пути изменения ситуации (из-за уменьшения числа стрессоров и их интенсивности) и изменения человека - изменение когнитивных оценок ситуации или личных стратегий поведения. Все это позволяет снижать риски профессионального кризиса [7].
Психопрофилактические меры по сохранению психического здоровья военнослужащих проводятся психологом в тесной взаимосвязи с другими должностными лицами воинской части и специалистами (медицинскими, социальными работниками, юристом и др.) и являются регулярными вне зависимости от длительности прохождения службы. Согласно классификации ВОЗ, выделяют следующие разновидности профилактики [7]:
- первичная (включая меры, предупреждающие возникновение нервно-психических расстройств)
- вторичная (содержит меры, препятствующие неблагоприятной динамике уже возникших заболеваний)
- третичная (способствует предупреждению неблагоприятных социальных последствий заболевания и его рецидивов).
Системный и комплексный подход в организации психологического обеспечения безопасности труда и планировании оптимальной профессиональной среды выражается в сосредоточении работы военного психолога и должностных лиц воинской части на решении определенных задач, а именно [5, 7]:
- Осуществление специальных мероприятий, проводимых психологом по формированию и развитию у военнослужащих психологических качеств, необходимых для продуктивной работы и способствуют преодолению трудных ситуаций, предупреждения негативных состояний и срывов в деятельности: повышение эмоциональной устойчивости и способности к самоуправлению, саморегуляции своего эмоционального состояния и поведения, тренировки психофизиологических функций и т.п. Например, компенсация двигательной недостаточности может быть преодолена изменением технологии исполнении служебных обязанностей, предусматривающий переход военнослужащего от одного места к другому.
- Проведение профилактических мероприятий по целенаправленному изучению и оптимизации внешних факторов профессиональной среды, направленных на предупреждение психологической и физической перегрузок военнослужащих, профилактику профессиональных деформаций личности и различного рода заболеваний.
Таким образом, на основании всего описанного отметим, что военная служба является одной из наиболее подверженных профессиональному кризису в связи с тем, что военнослужащий строго выходит из зоны привычного комфорта своей жизнедеятельности и обязан следовать строгим рамкам дисциплины и алгоритмам деятельности, при этом теряя свою индивидуальность, как следствие, в отсутствии профилактики. Для нивелирования данной проблемы в военных частях осуществляется регулярная профилактика мер поддержания здорового уровня психологического здоровья со стороны психологов и высших должностных лиц военной части.
Список литературы
- Приказ Министра обороны РФ 2004 г. N 70. «Об органах воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.consultant.ru
- Приказ Министра обороны РФ 2012 г. N 2550 (ред. от 17.12.2013). «О медико-психологической реабилитации военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации» (вместе с "Порядком проведения медико-психологической реабилитации военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации") [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.consultant.ru
- Бадашкова О.В. Стрессоустойчивость военнослужащих как фактор адаптации к экстремальным условиям / О.В. Бадашкова, С.В. Соловьева, В.С. Соловьев // Теория и практика актуальных исследований. – 2016, №11. – с. 113-118
- Братусь Б.Р. Психическое здоровье и аномалии личности / Б.Р. Братусь – М.: Книга по Требованию, 2012. – 304 с.
- Забегалина С.В. Способность к прогнозированию у военнослужащих при различных уровнях адаптивности и локуса контроля / С.В. Забегалина, А.В. Чигарькова // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2015, №1 (60). – с. 99-103.
- Панвар Н. Психическое здоровье военного персонала, приближающегося к зрелости работы // индийский журнал психологии и образования. – 2015, № 5 (2) – с. 53-63
- Холмогорова А.Б. Интегративная психотерапия расстройств аффективного спектра. – М: Медпрактика-м, 2011 – 480 с.