Формирование патриотизма как личностного качества у дошкольников с целью нивелирования угрозы "цветных революций" в странах снг

Формирование патриотизма как личностного качества у дошкольников с целью нивелирования угрозы "цветных революций" в странах снг

В статье приводится теоретический анализ возникновения платформы для реализации «цветных революций» по стороны Запада, в ходе которого выделяется основная мишень – лица юношеского и старшего подросткового возраста с диффузным патриотическим сознанием и неразвитым критическим мышлением. В качестве метода формирования патриотического самосознания молодежи предложено расширение возрастных границ добровольного военно-патриотического движения «Юнармия» с целью охвата дошкольников, возрастные особенности которых выступают фундаментом для наиболее эффективной работы в области патриотического воспитания молодого поколения.

Авторы публикации

Рубрика

Военное дело

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 8 (53), февраль ‘22

Дата публицакии 18.02.2022

Поделиться

Текст статьи: «Не дай вам Бог жить в эпоху перемен» предостерегает Конфуций и с ним невозможно не согласиться. Особую актуальность данное выражение обретает в ходе складывающейся социально-политической ситуации в странах СНГ, однако оно требует небольшого дополнения: «Не дай вам Бог жить в эпоху перемен, инициируемых другими в своих интересах». Под «другими» здесь следует понимать «другие государства», а под механизмом инициации переменпровокации с целью формирования «цветных революций». Российский политолог Марков С.А понимает цветные революции как «новый тип политических технологий при смене власти». [10] К удавшимся цветным революциям можно отнести смену режимов в Югославии в 2000 году, Грузии в 2003 году, в Украине в 2004 и в 2013-2014 годах, «Арабскую весну» в Киргизии 2010-2012 годов, а к попыткам инициации данных революционных действий события, произошедшие в Армении в 2008 году, в России 2010 и 2011-2013 годов, а также акции протеста в Белоруссии в 2020 и «Степную революцию» в Казахстане в начале 2022 года. Следует понимать, что попытки перечисленных выше провокаций не увенчались успехом только благодаря слаженным действиям руководств государств СНГ, однако сама возможность повторения данных сценариев несет в себе угрозу как непосредственно суверенности каждого государства постсоветского пространства, так и достигнутым договоренностям Содружества независимых государств.

Цветные революции, согласно Стратегии коллективной безопасности ОДКБ имеют тесную взаимосвязь с «гибридными войнами» и представлены в одном пункте факторов, оказывающих деструктивное влияние на систему коллективной безопасности. Данная связка весьма лаконична, ведь и «цветные революции» и «гибридные войны» используют так называемый «пятый театр военных действий», ведя культурно-информационную войну без существенных потерь в области личного состава и затрат на вооружение и военную технику. Доктор исторических наук Небренчин С.М. выделяет «цветные революции» в качестве части концепции ведения «гибридной войны» [4], которая, по мнению член-корреспондента Академии военных наук РФ Бартоша А.А. имеет отличие в самой стратегии. Гибридные войны относятся к стратегиям измора, а цветные революции к стратегиям сокрушения, поскольку они являются лишь «катализаторами», ускорителями событий, разворачивающихся на фоне затяжной дестабилизированной ситуации, выстроенной путем ведения гибридных войн странами-агрессорами. [1, с. 7-22] При этом стоит отметить, что сами идеи «гибридных войн», несмотря на относительную молодость данного понятия, являются лишь немного измененным видом уже существующих и описанных ранее. Еще в трактате «Искусство войны» Сунь-Цзы, мы можем заметить следующую строку: «Война – путь обмана». Автор в VI веке до н.э. выделил своеобразные этапы при введении информационных войн, которые он считал более  эффективными, нежели войны с осадой городов. Первым этапом, согласно Сунь-Цзы, идет разбивание замыслов противника, затем следует уничтожение его союзов и только после этого – непосредственно самих войск. Таким образом, автор уже в те далекие годы говорил о большей эффективности ведения гибридной войны по сравнению с непосредственно насильственными действиями. [9] При этом в настоящее время данный тип войн оказался наиболее используемым ввиду научно-технического прогресса, ставшего хорошим плацдармом для ведения агитационной деятельности. Сами способы ведения как агитационной, так и непосредственно экстремисткой форм активности были освещены Шарпом Дж. в 1973 году, который предложил 198 способов ведения «цветной революции» [13], массово использующихся и в настоящее время при использовании социальных сетей и мессенджеров, которые в значительной степени затрудняют работу по выявлению иностранных агентов и провокаций.

Угроза «гибридных войн» и «цветных революций» стала активно освещаться и исследоваться после событий на Украине 2014 года не только в рамках стран СНГ, но и странами ЕС. В 2017 году был основан центр по противодействию гибридным войнам в Хельсинки, который активно продвигает использования странами союза финской стратегии борьбы с культурно-информационными войнами со стороны России. [2] Финляндия предлагает:

  • наличие обязательной военной службы жителями страны;
  • скоординированная мобилизация гражданских и военных ресурсов;
  • использование метода противопоставления собственной информации в ответ на ложную при провокациях;
  • наличие четко выраженной государственной идеи;
  • укрепление демократии. [12]

Данные предложения весьма действенны и уже активно применяются в странах СНГ. При этом мы также имеем хорошую базу, сформированную путем анализа собственного исторического опыта. Солженицын А.И. в статье «Размышления над февральской революцией» выделил несколько выводов, которые могут служить сохранению политического режима, а также быть весьма действенными и в контрмерах по противодействию гибридным войнам с учетом современной их трактовки:

  • исходя из того, что в войне побеждают не сами революционеры, а отсутствие сопротивления следует уверенно обеспечить данное сопротивление;
  • правительство страны не должно давать слабину, демонстрируя уверенность в любой ситуации;
  • команда правительства должна представлять собой преданную президенту группу умнейших в своих областях людей;
  • власть страны должна быть патриотична и демонстрировать свою идейную принадлежность народу;
  • важно, чтобы правительство и президент никогда не теряли знания о ключевых событиях;
  • нужна твердая воля правительства сопротивлению террористическим и экстремистским движениям. [8]

Исходя из постулатов Солженицына А.И., можно сделать вывод, что необходимо эффективное управление со стороны руководства, сочетающееся с патриотичностью, которую должен демонстрировать как непосредственно лидер страны, так и каждый его член. Этот вывод демонстрирует и финский военный эксперт Янтунен С., считающий, что оборону от гибридных войн нужно превращать в дело каждого. [12]

При этом существует «группа риска», на которую нацелена в большей степени агитационная пропаганда.

Новоселов В.М. в своей статье «Технологии цветных революций на примере Кыргызстана» отмечает, что большую часть участников протестных движений составляют лица старшего подросткового и юношеского возраста [5, с. 257-261]. Именно данная возрастная категория является мишенью иностранных агентов, благодаря таким возрастным особенностям, как максимализм, желание самореализации путем противопоставления своего мнения старшему поколению, а также недостатка жизненного опыта, а как следствие меньшей креативности мышления и желанию быть частью той или иной референтной группы, большую зависимость от нее. Именно по этой причине перед нами встает вопрос об эффективном воздействии на лиц данного возраста с целью формирования патриотизма, государственной идентичности и критического мышления. Данный вопрос, согласно мнению кандидата психологических наук Забрину А.В., озвученному на круглом столе «Психология цветных революций» в Доме ученых им. М. Горького Российской академии наук 27.02.2017 года является просвещение, и введение уроков патриотического самообразования.

Томилина С.Н. и Манецкая С.В. понимают патриотизм как конкретное личностное качество человека, которое заключается:

  • в любви к Отечеству, к родному краю, к своему многонациональному народу, его героической истории, культуре, обычаям и традициям;
  • в стремление своими конкретными действиями, поступками служить своему Отечеству, его социально-экономическому процветанию, политической независимости и территориальной целостности. [11, с. 5]

Данные исследователи отмечают следующие шаги по решению проблемы патриотического воспитания:

  • придание патриотизму статуса государственной идеологии;
  • создание всероссийской молодежной патриотической организации;
  • внедрение во всех учебных заведениях планового изучения теоретических основ патриотизма [11, с. 10].

Представленные выше шаги частично нашли свое отражение в деятельности добровольного российского детско-юношеского движения «Юнармия», организованного в 2016 году по инициативе министра обороны РФ Шойгу С.К.. Данное движение показывает весьма большую эффективность согласно исследованиям Капустина В.В.. Его участники удовлетворены своей деятельности, они стремятся помогать ветеранам, изучают исторический контекст развития собственной страны, а также склоны к позитивной оценке деятельности президента и имеют высокий уровень понимания важности военной службы для укрепления безопасности страны [3, с. 186-188]. Однако, несмотря на весьма широкий диапазон охвата «Юнармией» населения следует выделить категорию, которая осталась без внимания потенциально важного молодежного движения – это дошкольники.

Согласно уставу «Юнармии» в ее состав входят лица с 8 до 18 лет, но именно в дошкольный возраст согласно Жуковской Р.И., Виноградовой Н.Ф., Радиной Е.И и многих других исследователей происходит формирование патриотизма как качества личности [7]. В данном периоде раннего этнически-территориального самосознания закладывается фундамент патриотического воспитания, которое при этом осуществляется преимущественно в двух социальных институтах: семье и детском дошкольном учреждении. Именно поэтому перед нами встает вопрос о необходимости развития взаимодействия молодежных патриотических организаций с детскими садами с целью обеспечения преемственности и формирования предпосылок к развитию патриотизма, которое впоследствии становится одним из ключевых факторов поддержания стабильности в государстве и предотвращения вспышек «цветных революций» в пространстве СНГ. При этом следует отметить, что необходимо не только включить данную категорию в обхват организации, но и решить ряд вопросов, которые при этом встают:

  1. необходимо создание и апробация унифицированной программы с целью выбора наиболее подходящих педагогических методов для формирования патриотических качеств детей дошкольного возраста, а также учета всех составляющих патриотического самосознания для последующего использования педагогами на территории всей страны;
  2. Сухомлинский В.А. считал, что от того, какой личностью является педагог и зависит то, каких он воспитает учеников. [6]

Именно поэтому важно осуществлять подготовку квалифицированных кадров для работы с дошкольниками. Данная подготовка должна проходить с учетом не только знания психологических особенностей данного возраста и педагогических технологий, но подтверждения наличия в педагоге глубоких патриотических убеждений, поскольку именно демонстрация данного личностного качества самим педагогом может дать питательную среду для зарождения ростков нравственности, любви к Родине.

Представленные выше вопросы необходимо решать путем непосредственного взаимодействия Министерства обороны и Министерства образования и науки.

Гибридные войны и цветные революции оказывают дестабилизирующее влияние на все сферы жизни общества, поэтому вопрос о мерах противодействия должен носить комплексный характер затрагивая каждого жителя страны, встраиваясь в систему ценностей по сохранению целостности и суверенности своего Отечества путем формирования патриотического самосознания у населения всех возрастных групп. В частности, это должны быть и лица дошкольного возраста, который является наиболее благоприятным с точки зрения психологической науки для описываемого выше педагогического воздействия.

Список литературы

  1. Небренчин С. Устоит ли Россия против «гибридной цветной революции» [Электронный ресурс]. Сайт информационного агентства «REGNUM». URL: (дата обращения 06.02.2022).
  2. Сунь-цзы. Трактат о военном искусстве. Перевод и исследование.»: М.– Л.; 1950.
  3. Бартош Александр Александрович Модель гибридной войны [Электронный ресурс] // Военная мысль. 2019. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-gibridnoy-voyny (дата обращения: 07.02.2022).
  4. Финляндия - образец борьбы с российской гибридной войной. 06.09.2017 [Электронный ресурс]. URL: https://inosmi.ru/20170906/240210147.html (дата обращения 08.02.2022).
  5. Новоселов М.В. Технологии цветных революций на примере Кыргызстана [Электронный ресурс] // Этнокультурные и этносоциальные процессы в трансграничном пространстве России и Центральной Азии. Материалы международной научной конференции: Барнаул, 2016 – 257-262 с.
  6. В Финляндии открыт центр по борьбе с гибридными угрозами. 07.09.2017 [Электронный ресурс]. URL: https://www.dw.com/ru/в-финляндии-открыт-центр-по-борьбе-с-гибридными-угрозами/a-40391214 (дата обращения: 09.02.2022).
  7. Капустин В.В. Роль всероссийского общественного движения «Юнармия» в военно-патриотическом воспитании молодежи [Электронный ресурс] // Социально-гуманитарные знания. 2021. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-vserossiyskogo-obschestvennogo-dvizheniya-yunarmiya-v-voenno-patrioticheskom-vospitanii-molodezhi (дата обращения: 04.02.2022).
  8. Присухина О.В., Семыкина В.В., Ракина Е.В., Астапова И.Я., Братищева Н.В. Личность воспитателя в педагогической деятельности [Электронный ресурс] // Интерактивная наука. 2021. №6 (61). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lichnost-vospitatelya-v-pedagogicheskoy-deyatelnosti (дата обращения: 07.02.2022).
  9. Сабодаш О.А. Патриотическое воспитание дошкольников [Электронный ресурс] // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2016. №4-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/patrioticheskoe-vospitanie-doshkolnikov (дата обращения: 04.02.2022).
  10. Солженицын А. Размышления над Февральской революцией (1980—1983) // Солженицын, А. Публицистика : в 3 т. — Ярославль: Верх.-Волжск. кн. изд-во, 1995. — Т. 1. — С. 457—503.
  11. Тлепцок Р.А. «Цветные революции»: теоретический концепт и политическая практика [Электронный ресурс] // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2019. №4 (249). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsvetnye-revolyutsii-teoreticheskiy-kontsept-i-politicheskaya-praktika (дата обращения: 07.02.2022).
  12. Томилина С.Н., Манецкая С.В. Современный патриотизм: сущность и проблемы [Электронный ресурс] // Научный журнал КубГАУ. 2015. №110. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennyy-patriotizm-suschnost-i-problemy (дата обращения: 04.02.2022).
  13. Шарп Д. От диктатуры к демократии: Стратегия и тактика освобождения / Пер. с англ. Н. Козловской М.: Новое издательство, 2005. — 84 с.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary