Психологическая характеристика служебно-профессиональной деятельности военнослужащих.

Психологическая характеристика служебно-профессиональной деятельности военнослужащих.

В данной статье рассматривается высокий уровень напряжения физиологических, биологических, психических функций, и рост эмоционального напряжения сотрудников силовых ведомств.

Авторы публикации

Рубрика

Военное дело

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 6 (51), февраль ‘22

Поделиться

Профессиональная деятельность экстремального профиля предполагает и высокий уровень напряжения физиологических, биологических, психических функций, и рост эмоционального напряжения при возникновении фрустрирующей ситуации, и личный риск при ошибке, и способность к принятию решения в условиях дефицита времени и недостатка информации. То есть, профессиональная деятельность в экстремальных условиях предполагает группу опасных негативно воздействующих факторов и их перманентное действие, когда ресурсы организма не способны предотвратить возникновение негативных эмоциональных состояний [2, с. 39].

Профессиональная служба сотрудников силовых ведомств относится к видам деятельности экстремального профиля, так как протекает в сложных, напряженных, опасных для жизни и здоровья условиях, характеризуется высокими физическими и психоэмоциональными нагрузками, сопряженными с психотравмирующими воздействиями и иными перегрузками (ненормированный рабочий день, необходимость несения службы в ночное время, нарушение нормального режима труда и отдыха, сна, режима питания и др.), частым контактированием с криминальным контингентом [1, с. 27].

Согласно мнению И.А. Васильева, значимыми психологическим особенностям служебной деятельности сотрудников военизированных подразделений являются:

  • вторжение в личную жизнь граждан, в том числе с целью ограничения их свободы;
  • правовая регламентация (выполнение служебных задач, согласно должностным инструкциям, отрегулированных нормативными актами);
  • высокая степень личной ответственности за принятие решений;
  • повышенная ответственность за нарушение своих обязанностей, что способствует развитию личностной и ситуативной тревожности;
  • дефицит времени и загруженность рабочего дня;
  • постоянное эмоционально-волевое напряжение в ходе решения повседневных служебных задач [3, с. 175].

В.Л. Марищук пишет о «публичной направленности» и «виктимной предрасположенности» данной профессии, что выражается в виде повышенной вероятности агрессивного нападения на сотрудников. С одной стороны, сотрудник военизированных подразделений находится под жестким контролем со стороны закона и руководства, с другой стороны, критично оценивается гражданами и представителями средств массовой информации [6, с. 145].

К стресс-факторам, сопровождающим профессиональную деятельность сотрудников военизированных структур, относятся факторы опасности, внезапности, неопределенности, новизны средств и способов реализации деятельности в экстремальных условиях, увеличения темпов действий, а также фактор дефицита времени.

Потенциальная подверженность опасности; постоянное нахождение в прицеле видеокамер, установленных на служебных местах; постоянная готовность и возможность использования оружия; недостаточное участие в принятии служебных решений; неудовлетворенность уровнем заработной платы – неизбежные неблагоприятные факторы служебной деятельности оперативных сотрудников военизированных подразделений, накладывающих свой отпечаток на развитие стрессовых состояний у сотрудников [5, с. 25].

В работе по военной психологии Н.И. Бережная приведены факторы, дестабилизирующие успешность служебно-профессиональной и оперативной деятельности сотрудников военизированных подразделений, к ним относятся неопределенная личная мотивация сотрудников, психологическая неподготовленность к несению службы; утрата бдительности при монотонных условиях несения службы; иллюзия «безопасности» [2, с. 40].

Особое внимание автор уделяет рассмотрению ПВК как детерминантам сохранения психологического здоровья и профессионального долголетия. Сочетание доминанты волевых качество (целеустремленности, дисциплинированности, смелости, выдержке) со способностью в течение длительного периода времени сохранять устойчивость вн6имания, несмотря на усталость. Большое значение в составе ПВК играют когнитивные функции и «моторные» качества. К профессионально значимым когнитивным характеристикам относятся: скорость мышления, способность к воссозданию зрительного образа на основе словесного описания, прогностические способности и различные виды образной памяти (слуховая, зрительная и др.). Базовой моторной характеристикой является мгновенная одномоментная и адекватная двигательная реакция на внезапный слуховой или зрительный стимул [1, с. 25].

И.Г. Дровникова также отмечает, что среди ПВК особое значение играет степень выраженности эмоциональной неустойчивости. В частности, к эмоциогенным условиям спецкомандировок лучше адаптируются лица с чертами находящейся в пределах нормы эмоциональной неустойчивости при сравнении с эмоционально устойчивым и ригидными военнослужащими, в связи с тем, что нестабильность и неустроенность являются естественным фоном и условиями жизнедеятельности для «в меру эмоционально неустойчивых личностей», в то время как сотрудники с ригидными установками мало адаптивны в подобных условиях [4, с. 70].

Таким образом, успешность служебно-профессиональной деятельности сотрудников военизированных подразделений в значительной степени определяется       не       столько       воздействием       экстремальных и организационно-технических факторов, сколько преломлением этих влияний психологическими и социально-психологическими факторами в сочетании с подготовкой сотрудников.

Согласно мнению А.А. Утюганова, социально-психологическая адаптация к напряженным условиям служебной деятельности и успешность преодоления стресс-факторов обеспечивается эффективным функционированием МПЗ и использованием тех или иных копинг-механизмов. Применение сотрудниками данной профессиональной группы широкого репертуара простых и сложных защит позволяет им более эффективно реагировать в экстремальной ситуации, оберегая себя от проявлений внутриличностного конфликта и снижая риск эмоционального выгорания со всеми его проявлениями [7, с. 88].

В рамках настоящей квалификационной работы особый интерес представляет рассмотрение специфики служебно-профессиональной деятельности сотрудников вневедомственной охраны.

В статье И.А. Комаровой (на основании служебной документации подразделений сотрудников вневедомственной охраны и стандартизированных бесед с сотрудниками) обозначены содержание функциональных обязанностей и специфика функций, реализуемых этими подразделениями:

  • самостоятельное (в пределах своей компетенции) решение вопросов договорной и внешнеэкономической деятельности;
  • организация и практическое осуществление охраны имущества с гарантией возмещения ущерба в ситуации кражи;
  • административно - надзорные функции, связанные с соблюдением общественного порядка в зонах постов и маршрутов патрулирования;
  • требование соблюдения установленного пропускного режима на охраняемых объектах с возможностью задерживания граждан, произведением досмотра их вещей и применять спецсредств и огнестрельного оружия и др. (71%);
  • наличие специальной подготовки особой трудовой дисциплины и др.[5, с. 28].

А.П. Катунин классифицирует стресс-факторы следующим образом. К группе основных организационно-управленческих относит несоблюдение регламента служебной деятельности и неравномерное распределение служебной нагрузки. В группе объективных стрессогенных факторов особенно маркирует монотонность, стереотипность, опасность, утрату бдительности в сочетании с ожиданием угрозы, внезапность, неопределенность, мобильность выполняемых действий, дефицит времени. К социально-психологическим относит конфликты в сфере межличностных отношений, отсутствие взаимопонимания с начальником, некорректное поведение сослуживцев.

В диссертационном исследовании А.Ю. Фарафонова проанализирован комплекс стресс-факторов, встречающихся не только в служебной деятельности, но и личной жизни военнослужащих:

  1. Стресс-факторы психосоциальной мотивации, охватывающие стрессоры семейной жизни, стрессоры социальных условий, повседневной напряженной жизни, действиями в экстремальных условиях.

В частности, к стрессорам семейной жизни А.Ю. Фарафонов относит и жилищно-бытовые условия, и типичные проблемы в семье, связанные как полоролевыми отношениями, конфликтами, так и с воспитанием и обучением детей. В качестве морально-нравственных стрессоров выступают угрызения совести, аутоагрессия, субъективные переживания за коллег, сослуживцев, ответственность за выполнение приказов.

     2.  Физиологические стрессоры – охватывают специфические стресс-факторы, воздействующие на органы чувств. К ним относятся акустические стрессоры (стрельба, скрежет); визульные (вид крови, иных анатомических особенностей); осязательно-обонятельные (запахи, температурные воздействия) [7, с.113].

Таким образом, подводя итог сказанному выше, можно сделать следующие обобщения. Служебно-профессиональная деятельность военнослужащих объективно относится к профессиям экстремального профиля и     предполагает высокий уровень напряжения физиологических, биологических, психических функций. При этом ее успешность в значительной степени определяется не только воздействием этих экстремальных и организационно-технических факторов, но и преломлением этих влияний психологическими и социально-психологическими факторами в сочетании с подготовкой сотрудников. К стресс-факторам служебной деятельности военнослужащих относится широкий спектр физиологических, социальных, психологических, организационных, технических и др. явлений.

Список литературы

  1. Андреева, А. А. Стрессоустойчивость как фактор позитивного отношения студентов к учебной деятельности [Текст]: дис канд. Психол. наук: 19.00.07 / А.А. Андреева – Тамбов, 2019. – 227 с.
  2. Бережная, Н.И. Стрессоустойчивость оперативных сотрудников таможенных органов [Текст] // Ежегодник Российского психологического общества: материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. 25—28 июня 2003 г. 8 т. — СПб., 2013. — Т. 1. – С. 37 - 44
  3. Васильева, И.А. Особенности социально-психологической адаптации сотрудников спецподразделений МВД [Текст] / И.А.Васильева // Вестник БурГУ - 2011. - № 5. - С. 172 – 176
  4. Дровникова И.Г. Личностно-профессиональные качества специалиста в системе вневедомственной охраны [Текст] // Вестник ВИ МВД России. - 2017. - № 4. – С.69 - 73
  5. Комарова, И.А. Коррекция уровня психоэмоционального стресса у студентов во время учебного процесса [Текст]: дис канд. психол. Наук: 19.00.04 / И.А. Комарова — Курган, 2019. – 32 с.
  6. Марищук, В. Л. Психологические основы формирования профессионально значимых качеств [Текст]: дис… доктора психол. Наук: 19.00.01 / В.Л. Марищук - Л.: ЛГУ, 1982. – 548 с.
  7. Утюганов, А.А. Особенности смысловой сферы военнослужащих, переживших боевой стресс [Текст]: дис. .. канд. психол. наук: 19.00.01/А.А. Утюганов – Томск, 2018. – 188 с.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary