Процесс подготовки должностных лиц осуществляется в соответствии с требованиями Федеральных законов Российской Федерации, приказов и распоряжений Директора Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации которые предъявляются к подготовке офицерского состава, младших специалистов тыла, а также учебными планами и программами. К особенностям процесса обучения можно отнести: профессиональную направленность и практический характер учебно-воспитательной работы, тесную связь со служебно-боевой и общественной деятельностью обучающихся; единство теоретической и практической подготовки; индивидуальную и коллективную работу; многопрофильный, многоплановый, многоуровневый и многофункциональный характер образовательной деятельности в целом.
Основываясь на этом можно понять, что одним из важнейших, а также одним из перспективных направлений повышения как качества, так и эффективности обучения можно определить сочетание уже проверенных и новейших подходов, применение современных технологий и технических средств обучения, не так давно введенных в эксплуатацию.
В образовательном процессе наиболее эффективным и перспективным направлением считается применение аудиовизуальных средств обучения, обеспечивающих взаимодействие визуальных и аудиоэффектов, основываясь на интерактивном программном обеспечении с использованием соответствующих технических и программных средств воспроизведения текста, графики, фотоизображений, звука и видео.
Возможность интерактивного взаимодействия обучающего с мультимедийной системой в процессе обучения и работа с различными форматами мультимедиа данных может обеспечить упрощения процесса восприятия обучаемыми изучаемых дисциплин. При этом информацию в текстовом виде можно дополнить видео- или аудиорядом, представив сложные для понимания теоретические положения изучаемых дисциплин в более доступной для понимания форме, а рассматриваемые объекты в наглядном виде, что существенно влияет на эффективность восприятия темы обучаемыми, осмысления и запоминания, а также повысить уровень мотивации учебной деятельности; дает новые способы для образования познавательных профессиональных интересов, в соответствии с требованиями, которые государство предъявляет к должностным лицам войск национальной гвардии Российской Федерации.
В одном из способов применения мультимедийных средств предусматривает представление кино-видеоконтента, при просмотре которого обучаемый, воспринимая содержание не может повлиять на его вывод. Таким примером может быть обучение с включением необходимых видеосюжетов по теме занятия.
В других случаях можно участвовать в выдаче информации, взаимодействуя каким-либо образом со средством отображения мультимедийных данных. Такой способ взаимодействия с программно- техническим средством, обладая свойством интерактивности, наиболее полным образом представлен в категориях, относимых традиционно к компьютерным играм или тренингам. Также необходимо вспомнить о презентациях, например, лекционного материала по предметам тактика применения войск национальной гвардии, радиационная, биологическая и химическая защита, военная топография и др., в целях его визуализации, который с помощью компьютера и мультимедийного проектора сопровождается демонстрацией, подготовленных в специализированных программах руководителем занятия презентаций по теме занятия.
Презентация копируется на зарегистрированный носитель информации и показывается обучаемым. Обучаемые могут задавать руководителю занятий вопросы и взаимодействовать с ним, что позволяет ему, не выходя за рамки темы, пояснять некоторые термины или более подробно освещать трудные для понимания части занятия.
Стоит упомянуть также о перспективности участия обучаемых в онлайн-семинарах, web-конференциях с приглашением, должностных лиц тыла, из других регионов и населенных пунктов страны. Этот современный и удобный механизм не заменяет собой выполнение классических функций руководителя занятия, а только дополняет и расширяет спектр возможностей обучения.
Так же стоит упомянуть о важности демонстрации возможностей на занятиях и последующего организованного доступа обучающихся к справочно-правовым системам, таким как СПС «Гарант» и СПС «КонсультантПлюс», своевременно отражающих изменения законодательства на сегодняшний день.
Стоит отметить, что технические средства обеспечивают доступ к действующей законодательной базе, и создают необходимый уровень знаний должностных лиц тыла в области нормативно-правовых актов.
Использование мультимедийных технологий при подготовке должностных лиц обеспечивает простоту и доступность, высокую степень наглядности материалов, независимо от первичных форматов демонстрируемых данных: текстовых, графических, аудио- и видеоданных, форматов различных баз данных, которые могут использоваться также для создания авторских компьютерных учебных курсов, справочников, сборников.
Современные информационно-коммуникационные технологии при подготовке должностных лиц тыла, предоставляя новые возможности реализации изложения материала, определяются, прежде всего, уровнем своего программно-аппаратного обеспечения, где семейство средств мультимедиа выделяется особым образом. Характерной особенностью средств мультимедиа является, нацеленность на интерактивность системы, обеспечивающей одновременную работу пользователя со звуком, анимированной компьютерной графикой, видеокадрами, статическими изображениями и текстами. Наличие указанных современных программно-технических средств позволяет применять мультимедиа технологии в учебном процессе. Совместное использование различных ресурсов во взаимодействии друг с другом имеет впечатляющий эффект и расширяет возможности для обучения.
Таким образом, необходимо сделать вывод о том, что роль мультимедийных технологий в сочетании с традиционными в процессе подготовки должностных лиц является одной из приоритетных направлений настоящего времени и во многом является перспективной для модели современного обучения, обеспечивая решение стоящих задач на соответствующем уровне в процессе подготовки должностных лиц тыла войск национальной гвардии Российской Федерации.
Список литературы
- Акимова О.Б. Возможности использования мультимедиа в образовательном процессе / О.Б. Акимова, Н.О. Ветлугина // Дискуссия. – 2017- №9.
- Окопелов О.П. Процесс обучения в виртуальном образовательном пространстве. Информатика и образование, 2016. № 3.
- Осин А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. Москва Агентство Издательский сервис, 2016.
- Плотникова Н.Г. Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ): Учебное пособие/ Н.Г. Плотникова. М.: Риор, 2018.