В настоящий момент введения Федерального государственного образовательного стандарта в работу дошкольных образовательных учреждений, образовательный процесс, ориентирован на индивидуализацию развития ребенка. Особое место в данном направлении занимает программа психолого-педагогической поддержки, развитие личности ребенка и его социализации в обществе. Как следствие общеобразовательная программа и вся работа в ДОУ становятся условием и средством этого процесса.
При поступлении ребенка в детский сад перед ребенком, педагогом и родителем стоит главная проблема, как можно скорее адаптироваться к новым условиям и правилам. Ломается стереотип жизни, распорядок дня и самое главное расставание с близкими людьми, которые ухаживали за ребенком с самого его рождения. Так как образование носит личностно ориентированный характер, задача педагога сделать процесс адаптации максимально безболезненным. Художественноэстетическое развитие, являясь составляющим общего процесса становления личности дошкольника, есть одно из средств и условий вхождения ребенка в мир социальных отношений.
Взрослые уверены, что физическое здоровье главное для ребенка. Но хрупким является и душевное или психологическое здоровье ребенка. Оно требует особого внимания взрослых. Сегодня чаще говорят о том, что есть тесная взаимосвязь психологического и физического здоровья человека.Следствием эмоциональных тудностей является "болезнь".
Психологические и педагогические исследования доказали, что использование различных художественно эстетических средств в сочетании со сказкотерапией оказывает положительное влияние на эмоциональное состояние детей в период раннего детства, а особенно в период привыкания малышей к условиям ДОУ.
Следовательно, педагоги дошкольных учреждений, в том числе и музыкальные руководители и психологи, должны комплексно подходить к решению развивающих задач. Использовать в своей работе наиболее эффективные технологии для физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребёнка. К таким технологиям относятся сказкотерапия в сочетании с музыкальным материалом.
Сказки помогают востановить психологическое здоровье детей и при необходимости «вылечить». Они наполняют внутренний мир детей оптимизмом, стремлением в трудных ситуациях искать и находить силу внутри самого себя и видеть поддержку окружающих.
Использование данного метода с использованием музыкального материала позволяет сделать педагогический процесс более разнообразным и эффективным, что способствует активизации познавательных процессов, повышают эффективность работы по формированию музыкальных способностей и ускоряет адаптационные процессы у младших дошкольников.
В своей работе мы решили объединить сказкотерапию с использованием музыки в качестве средства психологической коррекции состояния ребенка в желательном направлении развития. Различают активную (двигательные импровизации под соответствующий характеру музыки словесный комментарий) и пассивную (прослушивание специально, или как фон) формы сказкотерапии. Слушанье верно подобранной музыки снимает раздражительность и напряжение, мышечную и головную боль,восстанавливает дыхание, развивает навыки восприятия музыкальных произведений, и музыкальные способности детей.
Для реализации развивающих задач можно использовать интерес детей к музыкальныминструментам и их попытки осваивать различные способы звуко извлечения. Знакомство с различными музыкальными инструментами духовыми (дудочка, свирель), ударноклавишными (детское пианино, металлофон, ксилофон), ударными (бубен, барабан), струнными (балалайка) позволили детям различать тембры разных музыкальных инструментов. Дети в зависимости от характера музыки подыгрывают польку на погремушках, марш на барабане, а колыбельную на металлофоне. Звуки металлофона, пианино, дудочки приводят детей в спокойное, уравновешенное состояние.
Следовательно, можно сделать вывод, что организованная музыкальная деятельность с использованием элементов сказкотерапии в период адаптации к условиям ДОУ способствуют развитию творческих возможностей детей дошкольного возраста, расширяют границы общения малышей, обогащают жизнь ребенка радостными и яркими впечатлениями, ускоряют период адаптации.
В детском саду музыка необходима детям в течение всего дня. Это не значит,
что она должна звучать непрерывно и громко. Она должна прослушиваться с малышами дозировано, в зависимости от режимных моментов, вида деятельности, даже настроения детей. Произведения должны быть тщательно подобраны, в соответствии с возрастом и художественной значимостью. И только тогда она будет способствовать развитию музыкальных способностей детей, а деятельность становятся более интересными и позитивными.
Список литературы
- Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребёнка / В.Г.Алямовская. – Москва: Линка-Пресс, 1993. -105 с.
- Белова О.Е. Циклы игровых комплексов с детьми 2-4 лет в адаптационный период по программе «От рождения до школы»/ О.Е.Белова. – Волгоград: Учитель, 2015. – 4-7 с.
- Кудрявцев В.Т.Развивающая педагогика оздоровления / В.Т.Кудрявцев, Б.Б.Егоров. – Москва: Линка-Пресс, 2000. – 92 с.
- Лапина И.В. Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа психолого-педагогического сопровождения, комплексные занятия/ И.В. Лапина – Волгоград: Учитель, 2015, -3-15с.